Температура воздуха, по данным синоптиков, в ближайшие дни будет подниматься до +39 °С. И если по области в целом дожди местами еще ожидаются, то в Челябинске и южных районах осадков пока не будет. И местные власти уже начали вводить режим ЧС.
— Температура воздуха в ближайшие сутки в Челябинске ночью 14–16 °С, без осадков. Днем во вторник +31... 33 °С. 30 июня ночью 18–20 °С, днем 34–36 °С. 1 и 2 июля ночью 20–22 °С, днем 35–37 °С. В выходные 3–4 июля ночью 18–21 °С, днем 30–32 °С, — сообщила начальник отдела метеопрогнозов регионального Гидрометцентра Надежда Ячменёва. — 2, 3 и 4-го возможны уже кратковременные дожди и грозы в Челябинске, порывистый ветер при грозе.
Жителям области в целом будет чуть легче.
— В ближайшие три дня кратковременные дожди и грозы все-таки ждут, особенно в дневное время. Ветер в основном слабый ожидается, максимум днем 4–9 метров в секунду, хотя при грозе отдельные порывы все-таки могут быть и побольше. Так, 1 июля ожидается ветер 15–20 м/с при грозе, — уточнила Надежда Ячменёва.
А вот в южных районах дождей в ближайшие дни пока не обещают. И это притом что температуру там обещают до +39 °С!
— По грозовым дождям очень сложно сказать, где они ожидаются. Это локальное явление. В ближайшие дни, скорее всего, они пройдут в горах. А вот со 2 июля дожди [в южных районах] уже возможны, потому что будет проходить фронт. Он будет двигаться с запада и где-то будет зависать. В юго-западных районах, я думаю, дожди вполне могут быть, — рассказала Надежда Ячменёва. — Хотя самое верное определение — «местами», потому что плюс-минус 100 километров для грозового облака — не расстояние, большой точности не рассчитаешь. Облако же движется.
Отсутствие дождей для южных районов региона — большая проблема. Один за одним местные главы вводят режим ЧС из-за засухи. Особый регламент, по данным МЧС Челябинской области, уже действует в Варненском, Кизильском, Брединском и Карталинском районах.
— У нас в апреле осадков не было, в мае не было. В начале июня было 8 миллиметров и 6 миллиметров. И вот буквально вчера, и то не на всех полях, выпало еще 8 миллиметров, — рассказал 74.RU фермер Денис Шумских. — Это очень мало, чтобы вы понимали. За это время должно было миллиметров 50 по средним многолетним выпасть. И при этом стояли температуры очень высокие, жара в 30, 35 градусов. В это время вегетация у растений останавливается, хлорофилл не вырабатывается, и они чисто борются за выживание, и всё. Если они, допустим, раньше, хотя бы в ночь уходя, восстанавливались, то сейчас мы замечаем, что они и после ночи не восстанавливаются.
У Дениса Шумских — земля сразу в двух страдающих от засухи районах — Варненском и Чесменском. На ферме выращивают девять культур. Основные — это пшеница твердых и мягких сортов, ячмень, лен и подсолнух. Ситуация с осадками, рассказывает фермер, в этом году хуже прошлого.
— В прошлом году тоже была тяжелая ситуация, но по 10 миллиметров ежемесячно выпадало, — уточнил Денис Шумских. — А здесь в мае и апреле вообще не было ни грамма, ни капли.
И искусственным поливом проблему в данном случае не решить.
— Абсолютно нереально, у нас 8000 гектаров, — объясняет фермер. — Нам, чтобы восстановить культуру, нужен такой дождик, чтобы минимум миллиметров 20 выпало. 5 или 8 не помогают практически. Стресс немного с растения снимают, не дают необходимой влаги для дальнейшего развития. Просто когда ты вложил в это дело много денег и сил, смотреть, как всё это мучается… Реально начинаешь мучиться с этими растениями. Ждем дождей. 5–7 июля, надеюсь, они пройдут. Если они пройдут, хотя бы процентов 50 от того, что планировали, мы получим. Если не пройдут, это сценарий прошлого года, когда они пройдут в конце июля. В том году у нас с 25 июля по 10 августа выпало 160 миллиметров. Уже тогда не надо. Июль — ключевой месяц, когда зерновые культуры начинают выбрасывать колос, потом его наливать, и здесь очень важно, чтобы в это время не было дефицита осадков.
Похожая ситуация и у Екатерины Лычагиной, которая переехала из Челябинска в селе Бородиновка Варненского района и создала молочный бренд.
— Всходов вообще нет, дождей-то не было после зимы. Они были один раз, и то две капли, — рассказала Екатерина. — У нас 250 гектаров, и всходы только всходят. Дождей нет, влаги нет, поэтому, можно сказать, одно зернышко из 10 вылезло. Сена нет, рыжие поля, ничего не выросло. Сейчас конец июня, должен быть сенокос, а коровам есть нечего, ничего не выросло, сенокос отменяется.
Пока стаду дают запасы с прошлого года, но через две недели при отсутствии дождей придется решать вопрос с закупкой кормов на стороне. Свои посевы Екатерина не страховала, как и многие другие фермеры.
— Мы не страхуем, не идет у нас страховка в области, — говорит Денис Шумских. — Что такое страхование? Коммерческая организация со всех деньги собрала, а потом перераспределила в пользу того, у кого случилось бедствие стихийное. Собрала, допустим, у фермеров с Варненского и Чесменского районов. И у кого-то градом выбило подсолнечник, град ведь — это точечное явление. А они взяли и выплатили этому фермеру деньги, компенсировали потери. А как быть, когда засыхает наша область, Оренбургская, Курганская? Огромная площадь засыхает. Да ни одна нормальная компания частная не будет уже страховать. Они уже в мае почувствовали, что засуха, и просто ушли с этого рынка. Они говорили: «Давайте быстрее», и дается две недели с момента окончания посева. А через две недели уже очевидно, что тебя никто не будет страховать.
Две недели — не случайный срок, а одно из жестких условий получения господдержки. Чтобы оплатить страховку по льготной цене, фермерам с оформлением договора нужно уложиться в 15 дней.
— Мы за них [в этом случае] оплачиваем 50% начисленной страховой премии, — уточнила начальник отдела по экономическому анализу и прогнозированию Минсельхоза Светлана Фомина. — Страховая им обсчитала всё, они подписали договор, половину тут же заплатили. И после уплаты первого транша договор начинает действовать. А дальше выходим мы и на условиях софинансирования из федерального бюджета и областного бюджета выплачиваем за них этой же страховой вторую часть. Мало того, когда на следующий год они придут к нам за погектарной поддержкой, будет повышающий 1,2 коэффициент на застрахованную в предыдущем году площадь. Условия неплохие.
Но даже при хороших условиях на финальную стадию с заключением договора вышли только два фермера — из Пластовского и Агаповского районов, но в последний момент оба отказались от страхования. Одному насчитали платеж в миллион рублей, другому — в два.
— Область по страхованию животных в тройке лидеров по России. У нас застраховано поголовье птицы почти всё, поголовье свиней крупные холдинги застраховали. А вот в растениеводстве большое недоверие к страховому бизнесу ввиду того, что в 2014–2015 годах у всех страховых компаний, которые были на территории Челябинской области, изъяли лицензии на деятельность. У всех практически, — объяснил первый замминистра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин. — И только сейчас, в 2020-м, 2021-м году появился Национальный союз агростраховщиков, появились новые компании. Но большое недоверие, опыт негативный сложился.
Введение режимов ЧС в южных районах замминистра называет логичным шагом. Это позволит решать проблему с засухой и помогать фермерам.
— Эти районы получили запредельно низкое количество осадков в мае и июне. По Бредам за июнь выпало всего 8 миллиметров, это 20% к норме. Карталинский район — 7,80 миллиметра, это 16% к тому, что требуется в июне. И по справке метеослужбы во всех горизонтах пашни острый недостаток влаги — он ниже, чем среднемноголетний уровень и ниже даже, чем в прошлом году, — уточнил Александр Завалищин. — Говорить о том, что они получат запланированный урожай? Мы не беремся за этот прогноз.
«Нет возможности заготавливать сено в этих районах, нет кормового баланса на многолетних травах — всё пожелтело»
И потом, вопрос даже не в том, выполнят они текущие задачи или не выполнят. Все они являются получателями субсидии, и если они не выполнят индикативные показатели, то с них снимут субсидии за прошлый период. Варна уже недосеяла, к ним появятся вопросы. А этот режим ЧС позволит говорить, что было не нежелание сеять, а земля сухая как камень. Класть туда зерно было неправильно. И ЧС еще важен с точки зрения дисциплины. Он позволяет главе района сделать правильные решения, организовать заготовку на всех участках кормовых угодий и перераспределить эти корма между теми, кто имеет животноводство. Не бесплатно, но перераспределить.
Главное, почему следить за этими процессами стоит и горожанам тоже — потенциальный риск роста цен. Хотя в Минсельхозе и считают, что в этом году бояться повышения стоимости хлеба, муки и прочего всё же не стоит.
— Мы область по зерну дефицитная. Наши переработчики зерна продовольственного — «Макфа», «Союзпищепром», Увельское. Они покупают зерно не только на территории области, но и по всей стране. Из Курганской области везут, Оренбургской, из Алтайского края, Новосибирской области. В стране в целом обстановка нормальная, как и в прошлом году. Прогноз по зерну идет свыше 100 миллионов тонн, поэтому резких колебаний на зерне или стоимости зерна ожидать не приходится. Не приходится, я вас уверяю, — говорит Александр Завалищин. — Мы убираем одни из самых последних в стране, когда цены на зерно в целом сформированы. И выше тех цен, которые сформированы, у нас не будет точно. Это биржевой продукт, цена создается от остатков зерна на продажу в Соединенных Штатах, в Австралии, Западной Европе, на юге. Идет сопоставление цены на внешних рынках, сюда опускается цена. Всё зависит от объема зерна, который будет произведен [в целом] в Российской Федерации. И потом, переработчики являются получателями субсидий.
«В этом году они получили субсидии, и цена на хлеб не меняется. Государство регулирует ценообразование через субсидии»
А вот цены на овощи в начале лета пошли вверх. Особо отличилась морковь в Екатеринбурге и Челябинске — теперь она там продается по цене огурцов, а в Волгограде ее стоимость выросла в три раза — до 130–150 рублей за килограмм.
Мы разобрались, что происходит с ценами на овощи и когда они вернутся в норму.