Хорошо на даче летом. И после работы, и по выходным скоротать время на ней — милое дело. Это вам подтвердит любой владелец заветных садовых соток. Тут вам и шашлыки, и смородиновый чай с ягодами на веранде, и долгие задушевные разговоры. А если рядом есть еще и водоем, то участок становится практически бесценным. Многие на лето перебираются в благоустроенные СНТ и покидают свой садовый домик только по рабочей необходимости. Тоже задумались о покупке дачи, но еще не решили, какому товариществу отдать предпочтение? Давайте разбираться вместе. Сегодня исследуем СНТ «Дружба».
Эти сады знают все, кто хоть раз бывал в челябинском аэропорту. Стоит лишь проехать перекресток Бажова, Танкистов и проспекта Победы, как слева и справа начинают мелькать заборы, частные домики и дачи. Осенью на остановках и въездах в СНТ здесь можно встретить пенсионерок, продающих красивые ароматные яблоки. А сейчас прикупить можно первые огурцы и помидоры. «Тракторосад-1», «Тракторосад-2», «Учитель», «Дружба» — эти названия можно разглядеть с дороги. А как выглядят товарищества внутри? Это мы и решили выяснить.
— Раньше здесь агроном сидел, — объясняют нам в «Дружбе». — К нему все ходили советоваться по урожаю, подкормкам и вредителям. А теперь все в интернете находят нужную информацию, так что и кабинет больше не работает. Нет необходимости.
Советами из интернета, кстати, пользуются не только начинающие и молодые садоводы. Подглядеть лайфхаки не прочь и опытные дачники.
— Вот вычитала в интернете, что кукуруза очень любит огурцы, а огурцы любят кукурузу — они как побратимы. И я их в этом году вместе посадила, — рассказывает нам садовод из «Дружбы» Нина Ивановна. — И знаете, у меня вот болеют на другой грядке огурцы, а здесь они вьются по кукурузе, им нравится. Вот я и думаю: надо будет продлить эту грядку, и пусть будет кукуруза с огурцами. Внуки приезжают, спрашивают: «Как там наша кукуруза?»
— А что еще дружит между собой? Подскажете? — спрашиваем мы.
— Что еще… — задумывается челябинка. — Нельзя, допустим, картошку сажать с помидорами. У них болячки одни и те же, надо их отодвигать хотя бы на 3–5 метров друг от друга. Морковка со свеклой рядом растут нормально — пожалуйста, сажайте. И я поняла в этом году, что малина любит расти рядом со смородиной. Без малины смородина еле-еле, а там, где вместе, ягоды большие. И я их не убираю друг от друга.
В «Дружбе» челябинка проводит по полгода, с весны по осень. Одной содержать сад, конечно, тяжело, но бросить жалко.
— У меня высокие помидоры, видите? Перцы я люблю, их тоже посадила. У меня всего понемножку — и помидоров, и перцев, и картошки, и свеклы, — перечисляет Нина Ивановна. — Я по молодости помидорница была. У меня помидоров было много! Приду домой, половину подъезда урожаем угощу. Работала я тогда в поликлинике, в саду набегами была, но, может, погода другая была, может, земля другая была. Бросишь — и всё растет. Сейчас другое дело.
Да и без садовых сюрпризов не обходится.
— Купила семена морковки, а выросла морковка с петрушкой. Вот что сейчас продают! — улыбается Нина Ивановна. — И то не убрала, и другое — пригодится. Но морковка плохо в этом году растет, все жалуются.
— Лет 40 я уже держу сад, — рассказывает нам Нина Ивановна. — С 1981 года.
— А баба Женя, когда мне сад продавала, говорила, что она 42 года здесь, — подхватывает ее соседка Ольга.
— Так она еще дольше [меня была] здесь, — пожимает плечами Нина Ивановна.
— 42 года она здесь была и мы, считай, еще лет 11–12, — добавляет Ольга.
— Я купила брошенный участок, — вспоминает Нина Ивановна. — Сад был как-то в тягость предыдущим хозяевам, видимо, и всё здесь было заросшее. А мы уже потом берем и превращаем эти сады в другое. Если ухаживать и удобрять, то и земля тебя будет благодарить за это. Это ведь зависит, девочки милые, от наших трудов.
— Нате яблоки, — предлагает нам с фоторепортером Дарьей Поной муж Ольги и протягивает ведро, полное до краев. — Очень сладкие. Угощайтесь.
— Берите, берите, — подбадривает Ольга. — Яблоня сыпется, не переживайте. Дай им пару огурчиков, Вова. Они знаете, какие классные? Только помыть не знаю чем.
— Хоть свежих овощей поедите, — смеется Владимир.
— Хозяйка предыдущая рассказывала нам, как будто у нее хорошая яблоня тут — на одном стволе один сорт сладкий, на втором — другой, — вспоминает Владимир. — А я смотрю: один пень стоит. Где яблоня-то? А она спилила ее!
— Ситуация в том, что у нее дедушка был, муж, и он прививал все сорта. Так что у нее на одной яблоне была куча сортов, — объясняет Ольга. — И когда он утонул, она сказала: «Ты такой-сякой, ты меня бросил!» И спилила яблоню.
— Она говорила: «Он меня обманул». Я ее спрашиваю: «Как обманул-то? Он же умер». А она объясняет: «Он раньше ушел!» — добавляет Владимир.
— Она была своеобразная, — подтверждает Нина Ивановна.
Ольга с Владимиром старый дом сломали — решили построить новый, чтобы можно было оставаться с ночевкой.
— Мы заказывали где-то в конце июня — начале июля, и дом привезут только в начале августа, — рассказывает Ольга.
— Правда, что ли? — удивляется Нина Ивановна. — Я думала, им некуда девать дома, сразу привезут.
— Нет, он только 20 числа должен был уйти в работу, — объясняет Ольга. — Мы решили осенне-весенний вариант взять. Он утепленный, но зиму мы здесь жить не будем.
— С апреля по ноябрь — так жить хотим, — добавляет ее супруг Владимир.
— Здесь соседи вокруг — все хорошие люди, — заверяет нас соседка Нина.
Вариант с ночевкой в саду, кстати, вовсе не обязателен — транспорт до сада ходит неплохо.
— У нас тут многие живут на Северо-Востоке. Вот соседям 10 минут на машине. Я на транспорте езжу, мне полчаса, — рассказывает Нина Ивановна. — Транспорт хорошо ходит. Здесь автобусы № 1 и 45 ходят, а еще троллейбус № 21. Ходят часто, ждать нужно 10–15 минут. Но я «четверку» в городе и дольше, бывает, жду — и полчаса, и 40 минут.
Впрочем, есть у сада и свои особенности. К примеру, недалеко отсюда — промзона Металлургического района. Владельцы участков, расположенных близко к заводам, уже жаловались нам в прежние годы на белый налет от выбросов.
А как обстановка в «Дружбе», есть ли выбросы?
— Да нет, — пожимает плечами в ответ на наш вопрос Владимир.
— Бывает, Володя, — возражает ему Нина Ивановна.
— Ну, ты ночуешь тут, я-то не ночую, — миролюбиво напоминает сосед.
— Да, я живу тут, — подтверждает Нина. — Бывают выбросы иногда, но сейчас меньше стало. Сейчас они молодцы. Наверное, наказывают их.
— Именно по ночам бывают выбросы? — уточняем мы.
— Обычно бывали выбросы под пятницу, но это раньше, а в этом году их нет, — отвечает челябинка. — Раньше как манная крупа на всех кустах. Придешь, всё липкое. И пока солнышко не взойдет, она не растает, эта манная крупа.
Впрочем, еще год назад, признается челябинка, никакое соседство с промзоной никого не смущало. В «Дружбе» тогда было много таких, как мы — с вопросами. Люди присматривали себе участок на время пандемии.
— Ходили многие, интересовались. Дом у меня маленький, и то спрашивали: «Вы не продаете?» Я говорю: «Нет, вы что! Мы сами тут прячемся от коронавируса». Бум был, — признает Нина Ивановна. — Говорят, сейчас тяжелее купить хороший сад, чем продать.
— Полив у нас регулярный. Как по времени написано, так строго и идет, — поддерживают соседи. — Два раза в неделю: утром с 9 до 10, вечером с 17 до 18.
— Мы за час и огород поливаем, и бочки наполняем, — кивает Нина. — Мусор вывозится четко. Никаких ни мух, ни мышей не заводится. У нас председатель очень хороший, он следит за всем.
Одного из новичков нам удается застать на соседней улице. Татьяна Александровна купила сад в «Дружбе» несколько лет назад.
— Мы смотрели сад поближе к дому. Были хорошие варианты, но слишком далеко. А тут минут 15, и мы уже дома, — рассказывает нам челябинка. — У нас был до этого сад, но слишком далеко, и мы его бросили. Ради мужа купили поближе, ему тяжело ездить далеко. Мы в саду живем: приезжаем в апреле и до октября находимся. То ли в городе жить, то ли здесь — большая разница. Здесь открыл дверь — и сразу на участке. Где-то покопался, где-то прополол, где-то просто посидел. Воздух тут хороший, мы двигаемся, а движение — жизнь.
— Он любит с зятем в гараже работать, вот и назвали его Гаражом, — объясняет необычное прозвище кота Татьяна Александровна и обращается к питомцу. — Да, Гараж? Мы любим гараж?
Питьевую воду семья возит с собой. Для бани и мытья посуды у них на участке есть колодец. А для полива огорода в те дни, когда централизованную воду не дают, наполняют ванную.
— Растет всё великолепно. Муравьи — вот минус. Борьба с ними ведется, — сетует Татьяна Александровна. — В одном месте начинаем травить — они в другое переползают. Еще тут много мошек и комаров.
Компанию челябинке и ее мужу часто составляет внук. Правда, развлечений в саду для малышей маловато.
— То, что плохо, — для детей нет никакой площадки, хотя заброшенных садов очень много, — рассуждает садовод. — Из заброшенного сада можно хотя бы сделать детскую площадку, но нет. Ничего в этом отношении нет. Только на велосипеде внук у меня гоняет, а здесь же машины постоянно, вот и переживаю. Была бы площадка, дети бы в волейбол играли или баскетбол, качались бы на чём-то. Детей много приезжает сюда!
— Хорошая водичка? — спрашиваем мы у выходящего из воды семейства.
— Да! Отличная, — заверяют нас мама с сыном. Вслед за ними семенит по тропинке и мокрый пес Цезарь.
С другой стороны берега доносится громкий лай. Там пришли купаться мама с двумя дочками и собакой.
— Здесь глубоко, поэтому мы и прыгаем, — объясняет нам челябинка.
— Лора, прыгай! — снова командует одна из девочек. — А я погреюсь.
— Ты давай, прыгай, и пошли домой обедать, — строго говорит мама.
Спрашиваем у мужчины, какая рыба тут водится.
— Карп, щука, чебак, окунь, — перечисляет Игорь.
— А долго сидеть приходится?
— Специалисты ловят, а любители плохо ловят, — усмехается он в ответ. — Я на хлеб, на манку ловлю.
— Глубоко тут?
— Так-то глубоковато, — подтверждает мужчина. — Купаюсь здесь редко. Прогревается хорошо, хотя слева родники бьют. В начале лета здесь много народу, потому что отпуска люди берут, садят огороды.
На карьер мужчина ездит специально ради рыбалки.
— От города отдыхаю, — объясняет он.
Кстати, стать владельцем участка в СНТ не так уж трудно. Самый дешевый вариант, опубликованный на «Циане», — 65 тысяч рублей. Купить предлагают участок 4 сотки, кирпичный дом, теплицу и бак. Зелень тоже имеется: виктория, малина, смородина, жимолость, груша, яблони.
Самый дорогой вариант в «Дружбе» — полтора миллиона рублей. Покупателям предлагают участок 7 соток, двухэтажный дом с камином, беседку, баню, хозблок и гараж.
Сад с самого начала не был рассчитан на VIP-публику, в отличие от «Мичуринца» и «Петушка». Участки здесь получали обычные горожане.
— Этому саду 50 с лишним лет, точнее — 55. Здесь раньше сотрудники Мехколонны были, они набирали участки, — рассказывает нам старожил Нина Павловна. — У меня с одной стороны с Мехколонны были соседи и с другой стороны тоже. Это та Мехколонна, которая возле «Радуги» находилась раньше, там машины были хлебные, грузовые.
— Здесь раньше были сады детского дома. Росли яблоки, груши для детдома. Люди деревья выпиливали, делали себе участки, места под грядки. — рассказывает Нина Павловна. — У меня тоже были старые яблоньки, но погибли уже. А груша «Северянка» до сих пор сохранилась. Мы ее уже спилили, маленькую сделали, и всё равно плодоносит. Земля тут отличная. Я в свое время работала на ЧТЗ, и в Чурилово сады нарезали в четвертом [«Тракторосаде»]. Я туда съездила, и там земля вообще никакая. Друзья у меня набрали там, жаловались — весной, когда дожди, всё топило, и даже дом подтапливало.
— Справа малый массив, более молодой. А слева — большой, более старый, — объясняют нам садоводы.
— Вы знаете, минусов я здесь не вижу, одни плюсы, — говорит нам садовод Елена Вячеславовна. Тут асфальтированные дороги, хорошо подают воду — даже в сезон засухи. Председатель очень хороший, потому что всё в порядке. Знаете, как бывает, когда хозяйственник есть. Столбы для электричества тут поменяли — еще не везде, но меняют. Счетчики поставили общие. У нас у родителей был участок в соседнем «Хлебосаде», так это небо и земля. Там и дороги [хуже], и когда была засуха года четыре назад, воду вообще не подавали.
Быт устроен, заверяет нас челябинка. Питьевую воду можно набрать у правления. За порядком следит охрана.
— У нас там своя ячейка есть, — рассказывает Елена Вячеславовна. — Кто хочет, могут купить. Я точно сумму не помню, но мы брали недорого — то ли три тысячи, то ли чуть больше. В ячейку зайти можно, там полки. Мы там овощи не храним, но храним заготовки, иногда яблоки или груши. Нельзя картошку там хранить, потому что она запах дает яблокам, фруктам. Но мы картошку и не храним. Там вытяжка, там дымовые шашки, обработка несколько раз в год — от вредителей, от плесени. И там есть расписание, когда хранилище работает — раза три или четыре в неделю. У нас здесь быт налажен.
Для полного счастья «Дружбе» не хватает разве что газа.
— Были аферисты, которые хотели провести газ. Но все же понимают, что вести его очень дорого, если рядом линия не идет, — рассуждает Елена Вячеславовна. — Аферисты ходили, людей сманивали. Этим людям говорили соседи: «Вы что? Кто поведет от ТЭЦ-3 газ? Кто за это платить будет?» Но часть людей всё равно поддались на уговоры. А аферисты исчезли. Некоторые сейчас привозят газ в баллонах.
Не могли не заглянуть мы и в соседнее СНТ «Тракторосад-1». Оно расположено по другую сторону Бродокалмакского тракта — на берегу Первого озера. Впрочем, водоем тут — не главная фишка. Гораздо интереснее бульвар Джона Леннона.
— Вы так любите «Битлов»? — спрашиваем мы у Виктора.
— Я не могу сказать, что фанат, но всю жизнь слушаю, — признается он.
Адресная табличка на его садовом доме — своего рода восстановление справедливости. Предложение назвать в честь Леннона одну из улиц бурно обсуждалось в начале 2000-х годов. Власти тогда приняли такое решение, даже были заказаны первые таблички.
— И наш земляк, заслуженный артист РСФСР Валерий Ярушин (один из основателей ВИА «Ариэль») эту табличку отвез в Ливерпуль, — рассказывает нам Виктор. — Там, в музее в Ливерпуле, эта табличка так висит — «Челябинск, бульвар Джона Леннона» на русском и английском языках. Но сам бульвар так и не сделали.
Пару лет назад Виктор решил исправить положение.
— Мне надо было номер участка сделать, ну и я выбрал такой вариант, — объясняет челябинец.
— Я предлагал остальным такие же таблички сделать. У нас здесь на улице есть заслуженный артист России Вячеслав Зюзин из филармонии. Он мне говорит: «Бренд у тебя пусть остается, дальше кто хочет, так пусть и называет».
Задумались о покупке сада и согласны только на самое лучшее? Тогда присмотритесь к СНТ «Мичуринец», где есть предложения до 20 миллионов рублей. Или к саду «Медик» в Советском районе, где цены пониже, а среди соседей — депутаты. Есть экономвариант в промзоне — СНТ «Строитель». Побывали мы и в огромном «Тракторосаде-3», и в «Любителе-1», окруженном жилыми домами Северо-Запада.
Больше материалов с обзором товариществ ищите в разделе проекта «Семь кругов сада».
А еще внимательно изучите нашу инструкцию и узнайте, на что обратить внимание и чего в саду быть точно не должно.