Администрация Челябинска объявила торги на услуги по содержанию городских дорог. Подрядчикам предлагается участвовать в четырех аукционах с начальной ценой 400–500 миллионов рублей. Всего на содержание челябинских улиц мэрия готова потратить 1,8 миллиарда рублей. Контракты планируется заключить на 2,5 года. По словам экспертов, дробление лотов остается формальным, и бороться за них смогут лишь крупные компании.
Предыдущий договор — на содержание дорог Челябинска в 2017–2019 годах — заключили с компанией «Южуралмост». Тогда она была единственным участником аукциона и получила лакомый контракт по начальной цене 4,3 миллиарда рублей. Срок договора истекает 31 декабря. До конца месяца власти должны выбрать тех или того, кто будет чистить город в дальнейшем.
Аукционы на содержание улично-дорожной сети во всех районах Челябинска начали объявлять на этой неделе. Уже сформировано четыре лота, в каждом из которых по два района, особняком стоит только Металлургический район. Начальная цена контракта на работы в Центральном и Советском районах определена в 512,7 миллиона рублей. На дороги Калининского и Курчатовского районов выделили 406,2 миллиона рублей, на Тракторозаводский и Ленинский — 425,7 миллиона рублей и на ЧМЗ готовы потратить 433,4 миллиона рублей. Все торги назначены на 13 декабря.
Что требуется от подрядчиков? Речь идет об уборке дорог зимой и летом, поддержании их в проезжем и безопасном состоянии, вывозе снега и мусора, подметании и поливке летом, отсыпке специальными смесями зимой, нанесении разметки и так далее. В каждом контракте перечислены улицы, за состоянием которых должен следить победитель аукциона.
— Допускается наличие не более 10 процентов участков с нарушениями условий содержания, — говорится в конкурсной документации.
По словам экспертов, это более строгое условие. Например, раньше разрешались огрехи на 30% территории, за которую отвечал подрядчик. А вот каких-либо жестких требований к количеству и разновидностям спецтехники мы в техзаданиях и приложениях к ним не нашли.
В документации подробно расписаны дефекты и повреждения дорожного полотна, которые должны устраняться подрядчиком, ответственным за содержание уличной сети. Например, выбоины размером более 15х60х5 см и трещины произвольного очертания с шириной раскрытия более 3 мм.
Особое внимание уделено зимнему периоду. Так, рыхлый снег на проезжей части должны убрать в течение четырех часов с момента обнаружения. На ликвидацию снежных валов на тротуарах после окончания снегопада дается не более двух часов, а на полную очистку тротуаров — не более суток.
В техзадании говорится и об использовании противогололедных материалов. Главное требование к ним — положительное заключение государственной экологической экспертизы, проведенной федеральными организациями. Между тем недавно мэр Челябинска Наталья Котова заговорила о необходимости минимизировать применение химреагентов на дорогах. А губернатор Алексей Текслер потребовал от дорожников отказаться от использования реагентов. Мы изучили, подходит ли такой опыт для нашего города. В АО «Южуралмост» 74.RU сообщили, что заявление Алексея Текслера об отказе от реагентов не комментируют и упомянули ГОСТ Р 50597–2017, который не допускает появление зимней скользкости (наледи). По словам дорожников, ее нужно устранять в течение 5–6 часов после окончания снегопада, а без реагентов сделать это практически невозможно.
Контракты предполагается заключить на 2,5 года — с 1 января 2020 по 30 июня 2022 года. Содержание дорог в столице Южного Урала будет профинансировано из областного бюджета.
О том, что в следующем году снег в Челябинске будут убирать по-новому, заявил руководитель регионального Миндортранса Алексей Нечаев. По его словам, совсем от реагентов не откажутся, но изменят принцип их использования. Рассыпать химию будут только на сложных участках: перекрёстках, остановках, спусках и подъёмах. Министр дорожного хозяйства и транспорта сообщил о восьми аукционах на содержание дорог. Муниципальные контракты по пяти из них должны быть заключены до конца года. Пока на сайте госзакупок опубликованы четыре лота.
— Документация в процессе подготовки к торгам, всё появится в ближайшее время, — заверили 74.RU в Миндортрансе.
Мы направили запрос компании «Южуралмост», которая сейчас занимается содержанием челябинских дорог. Спросили, собираются ли они как один из самых крупных региональных дорожников участвовать в борьбе за новый трехлетний контракт. Ответа к моменту выхода материала не поступило.
Дробление лотов на более мелкие, на необходимость которого постоянно указывала антимонопольная служба, всё-таки произошло. Если раньше уборку дорог по всему городу доверяли одной компании, то теперь их количество предполагается увеличить как минимум до четырех. Но для настоящей конкуренции суммы контрактов всё же велики, указывают эксперты.
— «Прекрасные закупки» — ничего не изменится, — прокомментировал юрист Фонда борьбы с коррупцией* Валерий Золотухин. — И сроки, на которые планируется заключать контракты, — практически те же, три года. С одной стороны, это дает гарантии подрядчику на долговременную работу, а, с другой стороны, все мы помним, что длительное время как в городе, так и в области аналогичные контракты доставались исключительно одной компании. Я сомневаюсь, что остались другие организации, обладающие парком техники и персоналом, способные качественно исполнить такую работу.
По каждому лоту предусмотрено обеспечение в размере 40–50 миллионов рублей, обратил внимание юрист.
— Это точно не упростит доступ малому бизнесу к дорожным контрактам. Власти попытались разбивкой города на несколько лотов создать видимость конкурентной среды, но на практике это вряд ли приведет к ожидаемым результатам, — считает Валерий Золотухин.
Ранее региональная антимонопольная служба не раз отменяла итоги аукционов на содержание дорог столицы Южного Урала. По словам главы челябинского УФАС Анны Козловой, зачастую лоты намеренно укрупнялись, некоторые работы не были технологически связаны между собой. В итоге от потенциальных участников закупок требовалось много технических и финансовых ресурсов, что могло привести к ограничению конкуренции — не позволяло принять участие в торгах малому и среднему бизнесу.
На дорожных контрактах погорел экс-глава региона Борис Дубровский. Его, Миндортранс и компанию «Южуралмост» признали виновными в антиконкурентном соглашении. Антимонопольщики доказали нарушения на 2,4 миллиарда рублей. Решение ФАС России поставило крест на дальнейшей карьере бывшего губернатора Челябинской области. Материалы скандального антимонопольного дела передали в Следственный департамент МВД и Генпрокуратуру.
А осенью пошли сообщения о возбуждении уголовного дела в отношении Бориса Дубровского по статье о злоупотреблении полномочиями с ущербом бюджету в 20 миллиардов. Сын бывшего главы региона, бизнесмен Александр Дубровский заявил, что новости об уголовном деле в отношении его отца являются фейком. Но глава ФАС России Игорь Артемьев подтвердил факт возбуждения уголовного дела в отношении экс-губернатора Челябинской области. В конце октября ТАСС сообщил, что Следственный департамент МВД России отменил постановление о возбуждении уголовного дела в отношении экс-главы Челябинской области Бориса Дубровского.
По нормативам через несколько часов после снегопада дороги должны очистить от снега, наката и льда, в противном случае виновным в аварии могут признать дорожников. Как автовладельцам добиться компенсации в таких случаях, мы рассказали в инструкции.
* Признан иноагентом