Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Аж потряхивает! Проверяем, как в Челябинске сглаживают трамвайные переезды

Ремонт 19 перекрёстков должен закончиться через 10 дней. Но больше вопросов вызывает качество

Улица Каслинская — проспект Победы: один из перекрёстков со злыми рельсами, которые должны были отремонтировать к осени

Поделиться

Если у нашего города есть выдающиеся черты, то это трамвайные рельсы: они так выдаются, что их проезд частенько отдаёт зубной болью. В июне этого года мэрия заключила договор с ООО «Мегастрой» на ремонт таких перекрёстков за 11,7 миллиона рублей, работы должны закончиться в середине октября. Мы проехали по местам, указанным в контракте, чтобы понять, действительно ли мы будем летать через переезды ещё до зимы?

На пересечении Свободы и Труда работы проводили с месяц назад: старая плитка лежит вдоль дороги

На пересечении Свободы и Труда работы проводили с месяц назад: старая плитка лежит вдоль дороги

Поделиться

Результат выглядит не слишком опрятно. По контракту здесь должны уложить плитку другого формата (30 х 30 см)

Результат выглядит не слишком опрятно. По контракту здесь должны уложить плитку другого формата (30 х 30 см)

Поделиться

Изначально работы планировалось выполнить летом, но подрядчик, ООО «Мегастрой», до конца сентября рельсовыми переездами так и не занялся (всего у компании контрактов почти на 34 миллиона рублей). В конце сентября комитет дорожного хозяйства инициировал процедуру внесения организации в реестр недобросовестных подрядчиков, а также был выписан штраф в 5000 рублей. И всё же пусть с опозданием, но работы начались.

Мы проехали 12 из 19 локаций. Активную реконструкцию заметили только на пересечении проспекта Победы со Свердловским проспектом, где сейчас ограничено движение, в том числе запрещены левые повороты с некоторых направлений.

Рабочие сняли грунт возле рельсов и готовятся к укладке плитки

Рабочие сняли грунт возле рельсов и готовятся к укладке плитки

Поделиться

Машины сочатся в два ручья по временным настилам

Машины сочатся в два ручья по временным настилам

Поделиться

А вот и будущее покрытие: плитка размером 30 х 30 см

А вот и будущее покрытие: плитка размером 30 х 30 см

Поделиться

Следы работ заметны на пересечении Братьев Кашириных с улицей Кирова, но здесь пока срезали лишь часть асфальта, существенно замедлив поток

Следы работ заметны на пересечении Братьев Кашириных с улицей Кирова, но здесь пока срезали лишь часть асфальта, существенно замедлив поток

Поделиться

Вечером Кашириных стоит в пробке

Вечером Кашириных стоит в пробке

Поделиться

Аналогичная ситуация — на пересечении Свердловского проспекта и Труда (около Дворца спорта «Юность»)

Аналогичная ситуация — на пересечении Свердловского проспекта и Труда (около Дворца спорта «Юность»)

Поделиться

Сорванные сроки ремонта — одна сторона проблемы. Интереснее другой вопрос: насколько целесообразно выкладывать настилы переездов плиткой? До сих пор в Челябинске либо закатывали их в асфальт, либо облагораживали плиткой в форме небольших кирпичиков. Судя по состоянию переездов, оба способа далеки от идеала.

Главная проблема плитки: она выкрашивается и проседает возле рельсов, особенно если они в этом месте имеют сложную конфигурацию

Главная проблема плитки: она выкрашивается и проседает возле рельсов, особенно если они в этом месте имеют сложную конфигурацию

Поделиться

И таких мест достаточно

И таких мест достаточно

Поделиться

На снимке видно, что плитка и рельсы выполнены не вровень с асфальтом: машина клюёт при переезде

На снимке видно, что плитка и рельсы выполнены не вровень с асфальтом: машина клюёт при переезде

Поделиться

При проседании плитки образуются приличные ступеньки

При проседании плитки образуются приличные ступеньки

Поделиться

Немногим лучше на асфальтовых переездах. Покрытие проминается возле рельса, и на снимке хорошо видно, как интенсивно работает подвеска этого Volkswagen Polo, хотя он еле крадётся 

Немногим лучше на асфальтовых переездах. Покрытие проминается возле рельса, и на снимке хорошо видно, как интенсивно работает подвеска этого Volkswagen Polo, хотя он еле крадётся 

Поделиться

Головка рельса выступает над асфальтом на несколько сантиметров. По нормативам (ГОСТ Р 50597–2017) — не более 1 см

Головка рельса выступает над асфальтом на несколько сантиметров. По нормативам (ГОСТ Р 50597–2017) — не более 1 см

Поделиться

Этот переезд на проспекте Победы выложен более мощной плиткой, но покрытие старое, лежит небрежно, а часть плиток уже потерялась (пересечение подлежит ремонту в этом году)

Этот переезд на проспекте Победы выложен более мощной плиткой, но покрытие старое, лежит небрежно, а часть плиток уже потерялась (пересечение подлежит ремонту в этом году)

Поделиться

Широкая плитка есть и на пересечении Российской с Труда (Первой Пятилетки), но рельсы здесь всё равно весьма злые

Широкая плитка есть и на пересечении Российской с Труда (Первой Пятилетки), но рельсы здесь всё равно весьма злые

Поделиться

На поворотах и в сложных местах трамвайный рельс имеет жёлоб, что усиливает тряскость при проезде таких путей

На поворотах и в сложных местах трамвайный рельс имеет жёлоб, что усиливает тряскость при проезде таких путей

Поделиться

Перекрёсток Российской и Карла Маркса явно просит ремонта

Перекрёсток Российской и Карла Маркса явно просит ремонта

Поделиться

А как оформляют переезды в других городах? В Москве, например, ситуация тоже не везде идеальная, но всё же лучше: в столице часто используют специальные настилы, которые лучше сохраняют геометрию.

Москва: на этом пересечении уложены бетонные плиты

Москва: на этом пересечении уложены бетонные плиты

Поделиться

А здесь применяются специальные металлические настилы

А здесь применяются специальные металлические настилы

Поделиться

Вот переезд из плитки: примерно такой же вариант будет в Челябинске

Вот переезд из плитки: примерно такой же вариант будет в Челябинске

Поделиться

Это Прага: трамвайные рельсы закатаны в асфальт, просто сделано это ровнее, чем в Челябинске. Кстати, полоса асфальта вдоль рельсов укладывается отдельно от основной проезжей части, что позволяет добиться хорошей геометрии

Это Прага: трамвайные рельсы закатаны в асфальт, просто сделано это ровнее, чем в Челябинске. Кстати, полоса асфальта вдоль рельсов укладывается отдельно от основной проезжей части, что позволяет добиться хорошей геометрии

Поделиться

Тоже Прага: настил из бетонных плит

Тоже Прага: настил из бетонных плит

Поделиться

По таким путям в Праге разрешено ездить автомобилям: они ровные и прочные

По таким путям в Праге разрешено ездить автомобилям: они ровные и прочные

Поделиться

Наконец, пражская экзотика: мостовая из брусчатки. Обратите внимание, как аккуратно подогнаны камни меньшего размера к самым рельсам

Наконец, пражская экзотика: мостовая из брусчатки. Обратите внимание, как аккуратно подогнаны камни меньшего размера к самым рельсам

Поделиться

Главная проблема плитки — повышенное давление на грунт. Чтобы компенсировать это явление, под плиткой делают основание из щебня, но в любом случае рельсы и прилегающие к ним плитки давят на основание неравномерно, отчего со временем нарушается геометрия переезда. Настилы из более крупных и массивных фрагментов в этом смысле предпочтительнее — от них проще добиться стабильности в течение длительного срока службы. Другое дело, что их укладка дороже и требует техники и квалификации, не всегда доступной мастерам-плиточникам.

Архивный снимок 2017 года: убийственные рельсы на перекрёстке улицы Труда и Красной

Архивный снимок 2017 года: убийственные рельсы на перекрёстке улицы Труда и Красной

Поделиться

Это же место сейчас: не идеально, но лучше, чем было. В этом году настил должны переложить вновь — на этот раз более широкой плиткой 30 х 30 см

Это же место сейчас: не идеально, но лучше, чем было. В этом году настил должны переложить вновь — на этот раз более широкой плиткой 30 х 30 см

Поделиться

На этом снимке видно, как сильно гуляет мелкая плитка. В местах проезда машин образуются колеи

На этом снимке видно, как сильно гуляет мелкая плитка. В местах проезда машин образуются колеи

Поделиться

Хорошая новость в том, что в этот раз выбрана всё же плитка большего размера. Её характеристики прописаны в техническом задании. Кроме того, заказчик требует создание подушки из щебня глубиной 15 сантиметров.

Щебёночная прослойка должна обеспечивать более равномерное распределение давления и, как следствие, лучшую устойчивость плитки

Щебёночная прослойка должна обеспечивать более равномерное распределение давления и, как следствие, лучшую устойчивость плитки

Поделиться

Исполнитель контракта, «Мегастрой», даёт гарантию на работы: 4 года для самой плитки и 6 лет для основания. Впрочем, пока подрядчик не отличался обязательностью, так что слишком рассчитывать на гарантию, вероятно, не стоит.

Просаженная около рельса плитка — типичная картина для центра Челябинска

Просаженная около рельса плитка — типичная картина для центра Челябинска

Поделиться

Опыт других городов показывает, что при обустройстве переездов через трамвайные пути более значим даже не тип настила, а качество работ и регулярное обновление покрытия. В нашем случае о качестве судить пока рано, но цейтнот вряд ли помогает делу. Мы направили в комитет по дорожному строительству запрос о новом дедлайне, но ответа пока не получили.

Обновлено 12.10.2020: в полученном сегодня ответе от Комитета дорожного хозяйства отмечено, что сроки исполнения контракта (до 16 октября) и его исполнитель (ООО «Мегастрой») не изменились. В ответе подчёркивается, что работы не завершены, а при невыполнении условий контракта к ООО «Мегастрой» будут применены санкции.

Подвеска Toyota Camry срабатывает при проезде рельсов на пересечении улицы Свободы с Карла Маркса

Подвеска Toyota Camry срабатывает при проезде рельсов на пересечении улицы Свободы с Карла Маркса

Поделиться

До сих пор проблеме рельсовых переездов внимания в Челябинске почти не уделялось, поэтому на большинстве перекрёстков они существенно тормозят поток и вынуждают водителей ездить загогулинами, огибая участки, где покрытие проседает особенно сильно. Ждём окончания работ, чтобы оценить качество новой плитки.

Недавно челябинцев возмутил повторный ремонт дороги в Ленинском районе. А вот подробности о том, кто выиграл главные дорожные контракты этого года.

По теме

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ9
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter