
Улица Каслинская — проспект Победы: один из перекрёстков со злыми рельсами, которые должны были отремонтировать к осени
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Если у нашего города есть выдающиеся черты, то это трамвайные рельсы: они так выдаются, что их проезд частенько отдаёт зубной болью. В июне этого года мэрия заключила договор с ООО «Мегастрой» на ремонт таких перекрёстков за 11,7 миллиона рублей, работы должны закончиться в середине октября. Мы проехали по местам, указанным в контракте, чтобы понять, действительно ли мы будем летать через переезды ещё до зимы?

На пересечении Свободы и Труда работы проводили с месяц назад: старая плитка лежит вдоль дороги
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Результат выглядит не слишком опрятно. По контракту здесь должны уложить плитку другого формата (30 х 30 см)
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Изначально работы планировалось выполнить летом, но подрядчик, ООО «Мегастрой», до конца сентября рельсовыми переездами так и не занялся (всего у компании контрактов почти на 34 миллиона рублей). В конце сентября комитет дорожного хозяйства инициировал процедуру внесения организации в реестр недобросовестных подрядчиков, а также был выписан штраф в 5000 рублей. И всё же пусть с опозданием, но работы начались.
Мы проехали 12 из 19 локаций. Активную реконструкцию заметили только на пересечении проспекта Победы со Свердловским проспектом, где сейчас ограничено движение, в том числе запрещены левые повороты с некоторых направлений.

Рабочие сняли грунт возле рельсов и готовятся к укладке плитки
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Машины сочатся в два ручья по временным настилам
Фото: Артем Краснов
Поделиться

А вот и будущее покрытие: плитка размером 30 х 30 см
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Следы работ заметны на пересечении Братьев Кашириных с улицей Кирова, но здесь пока срезали лишь часть асфальта, существенно замедлив поток
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Вечером Кашириных стоит в пробке
Фото: Илья Бархатов
Поделиться

Аналогичная ситуация — на пересечении Свердловского проспекта и Труда (около Дворца спорта «Юность»)
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Сорванные сроки ремонта — одна сторона проблемы. Интереснее другой вопрос: насколько целесообразно выкладывать настилы переездов плиткой? До сих пор в Челябинске либо закатывали их в асфальт, либо облагораживали плиткой в форме небольших кирпичиков. Судя по состоянию переездов, оба способа далеки от идеала.

Главная проблема плитки: она выкрашивается и проседает возле рельсов, особенно если они в этом месте имеют сложную конфигурацию
Фото: Артем Краснов
Поделиться

И таких мест достаточно
Фото: Артем Краснов
Поделиться

На снимке видно, что плитка и рельсы выполнены не вровень с асфальтом: машина клюёт при переезде
Фото: Артем Краснов
Поделиться

При проседании плитки образуются приличные ступеньки
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Немногим лучше на асфальтовых переездах. Покрытие проминается возле рельса, и на снимке хорошо видно, как интенсивно работает подвеска этого Volkswagen Polo, хотя он еле крадётся
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Головка рельса выступает над асфальтом на несколько сантиметров. По нормативам (ГОСТ Р 50597–2017) — не более 1 см
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Этот переезд на проспекте Победы выложен более мощной плиткой, но покрытие старое, лежит небрежно, а часть плиток уже потерялась (пересечение подлежит ремонту в этом году)
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Широкая плитка есть и на пересечении Российской с Труда (Первой Пятилетки), но рельсы здесь всё равно весьма злые
Фото: Артем Краснов
Поделиться

На поворотах и в сложных местах трамвайный рельс имеет жёлоб, что усиливает тряскость при проезде таких путей
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Перекрёсток Российской и Карла Маркса явно просит ремонта
Фото: Артем Краснов
Поделиться
А как оформляют переезды в других городах? В Москве, например, ситуация тоже не везде идеальная, но всё же лучше: в столице часто используют специальные настилы, которые лучше сохраняют геометрию.
Москва: на этом пересечении уложены бетонные плиты
Фото: Google.ru / maps
Поделиться
А здесь применяются специальные металлические настилы
Фото: Google.ru / maps
Поделиться
Вот переезд из плитки: примерно такой же вариант будет в Челябинске
Фото: Google.ru / maps
Поделиться
Это Прага: трамвайные рельсы закатаны в асфальт, просто сделано это ровнее, чем в Челябинске. Кстати, полоса асфальта вдоль рельсов укладывается отдельно от основной проезжей части, что позволяет добиться хорошей геометрии
Фото: Google.ru / maps
Поделиться
Тоже Прага: настил из бетонных плит
Фото: Google.ru / maps
Поделиться
По таким путям в Праге разрешено ездить автомобилям: они ровные и прочные
Фото: Google.ru / maps
Поделиться
Наконец, пражская экзотика: мостовая из брусчатки. Обратите внимание, как аккуратно подогнаны камни меньшего размера к самым рельсам
Фото: Google.ru / maps
Поделиться
Главная проблема плитки — повышенное давление на грунт. Чтобы компенсировать это явление, под плиткой делают основание из щебня, но в любом случае рельсы и прилегающие к ним плитки давят на основание неравномерно, отчего со временем нарушается геометрия переезда. Настилы из более крупных и массивных фрагментов в этом смысле предпочтительнее — от них проще добиться стабильности в течение длительного срока службы. Другое дело, что их укладка дороже и требует техники и квалификации, не всегда доступной мастерам-плиточникам.

Архивный снимок 2017 года: убийственные рельсы на перекрёстке улицы Труда и Красной
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Это же место сейчас: не идеально, но лучше, чем было. В этом году настил должны переложить вновь — на этот раз более широкой плиткой 30 х 30 см
Фото: Артем Краснов
Поделиться

На этом снимке видно, как сильно гуляет мелкая плитка. В местах проезда машин образуются колеи
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Хорошая новость в том, что в этот раз выбрана всё же плитка большего размера. Её характеристики прописаны в техническом задании. Кроме того, заказчик требует создание подушки из щебня глубиной 15 сантиметров.

Щебёночная прослойка должна обеспечивать более равномерное распределение давления и, как следствие, лучшую устойчивость плитки
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Исполнитель контракта, «Мегастрой», даёт гарантию на работы: 4 года для самой плитки и 6 лет для основания. Впрочем, пока подрядчик не отличался обязательностью, так что слишком рассчитывать на гарантию, вероятно, не стоит.

Просаженная около рельса плитка — типичная картина для центра Челябинска
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Опыт других городов показывает, что при обустройстве переездов через трамвайные пути более значим даже не тип настила, а качество работ и регулярное обновление покрытия. В нашем случае о качестве судить пока рано, но цейтнот вряд ли помогает делу. Мы направили в комитет по дорожному строительству запрос о новом дедлайне, но ответа пока не получили.
Обновлено 12.10.2020: в полученном сегодня ответе от Комитета дорожного хозяйства отмечено, что сроки исполнения контракта (до 16 октября) и его исполнитель (ООО «Мегастрой») не изменились. В ответе подчёркивается, что работы не завершены, а при невыполнении условий контракта к ООО «Мегастрой» будут применены санкции.

Подвеска Toyota Camry срабатывает при проезде рельсов на пересечении улицы Свободы с Карла Маркса
Фото: Артем Краснов
Поделиться
До сих пор проблеме рельсовых переездов внимания в Челябинске почти не уделялось, поэтому на большинстве перекрёстков они существенно тормозят поток и вынуждают водителей ездить загогулинами, огибая участки, где покрытие проседает особенно сильно. Ждём окончания работ, чтобы оценить качество новой плитки.
Недавно челябинцев возмутил повторный ремонт дороги в Ленинском районе. А вот подробности о том, кто выиграл главные дорожные контракты этого года.