Депутат Центрального райсовета Марсель Хазиев обратился к губернатору Алексею Текслеру с предложением организовать наземные пешеходные переходы на двух ключевых перекрестках проспекта Ленина: с улицей Свободы и Цвиллинга на площади Революции. Похожую концепцию отстаивал ранее челябинский урбанист Лев Владов. Авторы инициативы утверждают, что ее поддерживают почти все жители города, поэтому давайте для начала сделаем срез мнений.
Нужно ли дублировать подземные переходы в центре Челябинска наземными («зебрами»)?
Марсель Хазиев считает подземные переходы неудобными и опасными для пожилых людей, инвалидов, родителей с колясками и велосипедистов. Он упоминает недавний инцидент с учительницей, которая сломала себе палец. В 2019 году в соседнем переходе погиб пенсионер. Были инциденты и с молодыми людьми.
— Единственные, кому они выгодны, — это коммерсанты: таким образом пешеходный трафик направляется в подземный торговый комплекс, — уверен депутат. — Это — центральная часть города, где есть прогулочные и пешеходные зоны, а потому удобство людей должно быть на первом месте. Люди идут с Кировки в сторону Драмтеатра и натыкаются на эти «баррикады», которые портят им настроение, разрушая идею пешеходного пространства.
Марсель Хазиев подчеркивает, что на соседних перекрестках, например с улицами Пушкина и Советской, есть наземные регулируемые переходы. По его мнению, пропускная способность при этом не страдает, а значит, вынос переходов на землю несет сплошные плюсы.
Противники подземных переходов есть и в других городах: например, всея российской урбанистики Илья Варламов считает их пережитком советских времен и много лет пропагандирует отказ от под- и надземных переходов. Он отмечает — 30% городского населения испытывают сложности при хождении по ступенькам.
Не первый год борется с такими переходами и челябинский урбанист Лев Владов: на видео ниже он демонстрирует, что проспект Ленина стоит в пробках, несмотря на наличие четырех подземных переходов.
Архитектор-урбанист из Екатеринбурга Владимир Злоказов говорит, что во многих городах планируют если не ликвидировать существующие подземные переходы, то хотя бы не строить новые.
— Базовые пользователи городского пространства — пешеходы, но до какой-то поры считалось нормальным «закопать» их под землю, чтобы на улицах было замечательное и свободное движение, — говорит он. — Потом оказалось, что пробки никуда не исчезли, а пешеходам неудобно.
Но так ли им неудобно? Ведь и пересекать многополосные улицы на короткую фазу зеленого зачастую дискомфортно.
— Обратите внимание, что дороги вокруг подземных переходов загораживают заборами, — объясняет Владимир Злоказов. — Если бы подземные переходы были так уж удобны, людям в голову не пришло бы бегать через дорогу напрямую.
Владимир Злоказов считает, что подземные переходы в некоторых случаях уместны, но речь в основном о крупных шоссе:
— Если речь о магистрали непрерывного движения, где пересечение транспортных потоков сделано в двух уровнях, то, конечно, под- или надземные переходы там целесообразны. Но такие магистрали обычно лежат вне плотной городской застройки, поэтому входы и выходы можно сделать более пологими и комфортными.
Впрочем, есть у идеи и противники. Сам по себе тезис о том, что переходы строят ради коммерсантов, не вполне состоятелен. В Челябинске такие сооружения появились в 70-х годах, когда слово «коммерсант» и связанные с ним беды не занимали умы граждан. Кроме того, еще весной из переходов убрали киоски, портившие вид.
Доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Николай Горяев — один из соавторов комплексной схемы организации транспорта КСОТ-2020, не считает вынос переходов на поверхность целесообразным:
— Проспект Ленина — одна из центральных улиц города. При его транспортной загрузке я не вижу резервов для отказа от подземных переходов, — объясняет он. — Кроме того, базовое требование безопасности — это разведение потоков. Можно говорить о качестве этих переходов, но это уже вопрос комфортной среды, который тоже нужно решить: сделать удобнее ступени, более пологими входы. Но сами по себе они помогают городу справиться с транспортной нагрузкой.
Несколько показательных цифр нам дали в СМЭУ — организации, которая занимается эксплуатацией светофоров и знаков. Светофорный цикл на площади Революции составляет 120 секунд при трехфазном регулировании. Для безопасного перехода девятиполосного проспекта Ленина (на участке Цвиллинга — Воровского) потребуется не менее 32 секунд, что ощутимо сократит время пропуска автотранспорта. Если же совместить пешеходную и автомобильные фазы, возникнет известный «конфликт интересов», который на крупных перекрестках стараются устранить. Площадь Революции — своеобразный транспортный хаб, где есть автобусная и троллейбусная остановки плюс смыкаются три крупные магистрали: проспект Ленина, Цвиллинга и Воровского. Экспериментировать здесь с наземными переходами транспортники в целом не советуют.
Еще меньше резервов у перекрестка проспекта Ленина со Свободы — здесь поток регулируется в четыре фазы (с каждого направления), поэтому даже без пешеходов время включения зеленого невелико.
— Перекрестки проспекта Ленина, которые лишены подземных переходов, — они, как правило, небольшие: например, поток по улицам Пушкина и Советской куда меньше, чем с Цвиллинга или Свободы, — объясняет Николай Горяев.
Эксперт отмечает, что транспортную нагрузку на площадь Революции можно снизить за счет возврата двухстороннего движения на параллельную улицу Тимирязева и расширения проспекта Ленина на выходе с площади в сторону ЮУрГУ.
— Но выносить на проспект подземные переходы не нужно, — подытоживает Николай Горяев.
Челябинский краевед и градозащитник Юрий Латышев также не видит смысла менять пешеходные схемы на площади Революции:
— Не нужно из одной крайности бросаться в другую, — говорит он. — Новые подземные переходы действительно лучше не строить, но и старые без особой необходимости уничтожать смысла нет. Два подземных перехода сами собой исчезли — на Свердловском тракте и около АМЗ.
Идею оставить наземный переход к трамвайной остановке у «Ритма» Юрий Латышев поддерживает, а вот ремонт подземного перехода, выходящего на этот пятачок, считает бессмысленным:
— Он там не нужен — выброшенные бюджетные деньги. Лучше бы на них поставили остановочный павильон, потому что в дождь и ветер стоять невозможно — это я на себе испытал.
В Челябинске раньше обсуждали появление новых подземных переходов, например, на проспекте Ленина около бизнес-дома «Спиридонова», на Привокзальной площади, перекрестках Кашириных и Кирова, а также Кирова и Труда. Впрочем, до этого далеко: в прошлом году не удалось обустроить нормальные переезды через трамвайные пути — тут не до переходов.
В конце прошлого года на площади Революции появился наземный переход к трамвайной остановке около магазина «Ритм» — раньше нужно было спускаться в переход. Противником этой идеи был глава городской ГИБДД Алексей Горшков, спровоцировав гневные реплики блогера-урбаниста Ильи Варламова. Переход изначально позиционировался как временный, но его решили оставить.