
Островки безопасности появились на Комсомольском проспекте. Но почему такие огромные?
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Читатели засыпали 74.RU жалобами на Комсомольский проспект, где в эти дни идет масштабная реконструкция. В частности, жителей города беспокоят новые островки безопасности для пешеходов размером с приусадебный участок. Это сужает проезжую часть, на которой по полосе в каждую сторону скоро отдадут под общественный транспорт. Мы отправились на место, чтобы понять, останется ли Комса проездной магистралью.

Работы сейчас в самом разгаре
Фото: Артём Краснов
Поделиться
— Э, слышь, мы всё как по плану делаем! — отвечает на мои вопросы начальник бригады. — Это ж безопасность! Это чтобы пешеходы ходили. А то вот случай был: летел, короче, один на красный, всех пешеходов собрал...

Рабочий режет бордюрный камень
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Для чего нужны островки безопасности, понимают все: при переходе широких улиц пешеход может остановиться на них, если не успевает пересечь проезжую часть. Но на Комсомольском некоторые островки делают настолько щедрыми, словно по техзаданию стоять на них должен сразу цыганский табор. На фото ниже — пересечение Комсомольского проспекта с улицей Молодогвардейцев, где ширина островка, по словам рабочих, составляет семь метров. То есть он съедает две полосы.

Комсомольский проспект перед пересечением с улицей Молодогвардейцев
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Островок на противоположной стороне этого перекрестка расположен с сильным «эксцентриситетом», проще говоря, не на середине дороги. Соседние с ним полосы — для поворота налево
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Столь же широкие островки есть и в других местах, например, на пересечении Комсы с малонагруженным ответвлением улицы Чайковского (в районе бывшего здания «Метрана»).

Семиметровый островок в районе бывшего завода «Метран»
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Вид вдоль перехода. Для чего нужна такая площадь, пока не совсем понятно
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Поток машин со стороны центра попадает в бутылочное горлышко. При этом правую полосу со временем отдадут исключительно общественному транспорту
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Ширина островков безопасности везде разная, как отличаются и формы, словно их делали разные конструкторские бюро: есть угловатые, есть округлые, есть плавные...

Этот островок шириной метра три. Его форма близка к прямоугольной
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Вот здесь форма скругленная, а ширина — те же три метра
Фото: Артём Краснов
Поделиться

У этого островка вытянутая форма: пешеходы будут стоять выше проезжей части
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Еще один трехметровый прямоугольный островок
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Островки съедают от одной до двух полос Комсомольского проспекта, который в среднем имеет по шесть полос, не считая местных уширений, которых здесь достаточно много. В результате уже сейчас чувствуется эффект дросселирования потока, который, вероятно, усилится при введении в работу выделенной полосы для общественного транспорта. А добавим к этому снежные брустверы зимой...

Даже там, где островки не сильно широкие, проезжие части местами сузились до двух полос в каждую сторону
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Но есть и участки, которые можно разметить под четыре полосы в одном направлении
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Центральную часть дороги, видимо, превратят в разделительную полосу с помощью разметки. Если оставить ее как есть, тупиковые ряды, упирающиеся в островки безопасности, будут конфликтовать с соседними рядами
Фото: Артём Краснов
Поделиться

В промежутках между островками безопасности автомобили могут вставать для поворота налево (в пределах пересечения проезжих частей)
Фото: Артём Краснов
Поделиться

А это дальняя часть Комсомольского проспекта, не затронутая «островной революцией». Здесь по три полосы в каждую сторону и разделительная полоса шириной примерно метр
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Впрочем, чтобы судить о новой Комсе, нужно увидеть схему организации движения, которую городские власти публиковать не спешат. Мы позвонили вице-мэру по дорожному хозяйству Максиму Куляшову, но отвечать на вопросы по телефону он отказался, предложив направить запрос в пресс-службу администрации (мы сделали это).

Сами рабочие ссылаются на некий проект, но мы его не видели. В чём причина такой секретности, неясно
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Найти проект в конкурсной и контрактной документации также не удалось: в сопроводительных бумагах к тендеру стоимостью 188 миллионов рублей схемы организации движения нет. Эта неопределенность беспокоит и челябинского урбаниста Льва Владова:
— Я уже задавался этим вопросом в блоге и поинтересуюсь еще раз: а мэрия может показать хотя бы эскизный проект того, что собираются сделать с проспектом? Происходит удивительное — строители что-то делают, а проекта нигде нет, даже на госзакупках! — возмущается он. — Без доступа общества к проектной документации любые строительные решения выглядят как творчество подрядчика, которому сотрудники КДХ объяснили на пальцах, что нужно сделать с улицей. Пока что пиар-службы администрации представили проект так: что-то сделаем, как-то будет. Больше мы ничего не знаем. И не сказать, что волнения челябинцев из-за неопределенности хоть как-то заботят мэрию.

Сужение проезжих частей всегда создает эффект бутылочного горла
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Мы проехали вдоль реконструируемого участка и обратили внимание, что полосность всё время меняется: где-то в каждом направлении едет по четыре ряда машин, где-то — по два. Пока непонятно, как именно разметят дорогу, но есть ощущение, что число активных полос будет всё время меняться, а сужения, как известно, провоцируют лишнюю нервозность и пробки. Кроме того, появление выделенной полосы для маршрутного транспорта съест у каждого направления еще одну полосу. В общем, тревога автомобилистов вполне понятна.

Под островок безопасности ушла одна полоса. Крайняя полоса на этом участке будет отдана маршрутному транспорту, так что машинам, вероятно, придется ехать в один ряд
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Попутно на Комсомольском проспекте идет реконструкция парковок: до сих пор здесь были карманы, допускающие прямой заезд со стороны проезжей части. Теперь парковки оформляют в виде прилегающих территорий с отдельными въездом и выездом. Само по себе это разумно: чтобы отдать правую полосу целиком под общественный транспорт, нужно минимизировать помехи от паркующихся машин.

Парковки отделяют от проезжей части бордюрами
Фото: Артём Краснов
Поделиться
В некоторых случаях и сами парковки, и доступ не слишком удобны, что отчасти объясняется естественными ограничениями: наличием тротуаров, газонов, столбов и так далее. Количество паркомест вдоль Комсомольского проспекта, вероятно, сократится, но если выделенные полосы будут использовать эффективно, подобная жертва будет оправданна.

Эта стоянка относительно просторна, и въезд на нее широкий
Фото: Артём Краснов
Поделиться

А вот на этой машине придется парковаться вплотную к бордюру
Фото: Артём Краснов
Поделиться

У этой парковки вдоль дома на Комсомольском проспекте, 44 очень узкий и крутой въезд
Фото: Артём Краснов
Поделиться

И довольно хитрый выезд
Фото: Артём Краснов
Поделиться
В эти дни на Комсомольском проспекте перекладывают асфальтовое покрытие и в некоторых местах меняют конфигурацию проезжей части.

Здесь убрали локальное уширение для поворота направо
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Ездить по Комсомольскому проспекту в эти дни нужно аккуратно — встречаются вот такие сюрпризы
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Трактор разравнивает газон
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Верхний слой старого асфальта срезали и сверху положили новый. Капитальный ремонт всего проспекта не планируется
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Везде идет перекладка бордюрного камня, что видно по выкрошенному асфальту
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Другие изменения проспекта анонсировал ранее вице-мэр Максим Куляшов: здесь появятся велосипедная дорожка, подвесные светофоры (для лучшей видимости) и разделительная полоса с зелеными насаждениями на участке напротив «Теоремы» — эти работы пока не начались. Капитальный ремонт проспекта сделают в одном месте: на перекрестке с улицей 40-летия Победы, где уже несколько лет «плывет» основание дороги, что приводит к образованию пучин. Основные работы планируется завершить до 20 августа 2021 года.

Комсомольский проспект остается улицей стихийных киосков
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Еще одна проблема Комсомольского проспекта — изобилие киосков. Месяц назад во время рейда наши журналисты насчитали на Комсе их более 300. Чуть позже глава города Наталья Котова пригрозила предпринимателям, которые не желают оформлять киоски в соответствии с дизайн-кодом. Но, судя по увиденному нами, с этой работой на проспекте не торопятся.