В конце октября в редакцию 74.RU повалили жалобы автомобилистов на только что отремонтированные трамвайные переезды, где «поплыла» уложенная летом плитка. Мы отправились на место в минувшую пятницу, 22 октября, и увидели действительно печальную картину.
Масштабный ремонт трамвайных переездов состоялся летом и осенью, и, в отличие от фиаско прошлого года, из 26 запланированных точек «застелили» 17. За них отвечала администрация города. Что касается оставшихся 9 переездов, их реконструирует Министерство транспорта, в том числе совмещая работы с ремонтом путей на улице Цвиллинга, который начинается в конце октября. То есть формально нынешняя «рельсовая революция» состоялась.
При этом часть переездов снова выкладывали квадратной плиткой, которая крайне плохо зарекомендовала себя на единственном отремонтированном переезде в прошлом году — тогда она развалилась за неделю. Не выдержала испытание и тротуарная плитка, которую уложили на других переездах, например, на пересечении Свердловского проспекта и улицы Труда (около ДС «Юность»).
Когда в этом году подрядчики снова начали укладывать «провальную» плитку, стало даже интересно: то ли изменились технологии ее укладки, то ли опять делают для галочки?
В конце прошлой недели наш фотограф отправился в рейд и обнаружил проблемы с плиткой как минимум на трех перекрестках проспекта Победы (с улицами Чичерина и Молодогвардейцев, Свердловским проспектом), а также на проспекте Ленина возле Алого Поля. По его словам, плитка особенно сильно «играет» в местах, где автомобильный поток движется под углом, а также в правых рядах, где идет тяжелый общественный транспорт. Судя по всему, подобные проблемы проявятся со временем на всех пересечениях, которые перестилали плиткой.
В администрации Челябинска нам рассказали, что в курсе о проблемах на двух перекрестка: проспекта Победы и Чичерина, а также на улице 50-летия ВЛКСМ в месте пересечения с Черкасской (кстати, работы здесь выполнили позже срока):
— Сотрудники Комитета дорожного хозяйства проводили мониторинг качества выполненных работ и выявили нарушения, и 21 октября об этом были уведомлены подрядчики, поскольку переезды приняты ими на пожизненное обслуживание и на них распространяется гарантия. Мы находимся в конструктивном диалоге с подрядчиками и имеем все ресурсы, чтобы добиться от них выполнения гарантийных работ.
В понедельник, 25 октября, на аппаратном совещании в мэрии заместитель главы города по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов признал наличие проблемы и отчитался о ремонте ряда перекрестков:
— Да, на ряде трамвайных переездов разрушилась плитка. С причинами мы сейчас разбираемся совместно с подрядчиками. На трех пересечениях (Свердловский — Ленина, Свердловский — Победы, Ленина — Цвиллинга) покрытие было оперативно восстановлено. Сейчас работы ведутся на пересечении Победы и Чичерина. Ремонт производится по гарантии, и мы в любом случае добьемся надлежащего качества.
В середине дня в понедельник наш фотограф снова проехал по проблемным перекресткам — на указанных Максимом Куляшовым переездах плитку действительно восстановили. Весь вопрос в том, устранена ли причина такого быстрого разрушения покрытия или проблема снова проявится через 2-3 месяца.
При этом есть сомнения, что косметический ремонт решит проблему надолго, поскольку разрушение плитки может быть связано как с недостаточной прочностью такого покрытия, так и плохим качеством «фундамента», на который ее кладут.
Ремонт разрушившихся трамвайных переездов в этом году выполняли два подрядчика: ООО ПСК «Звезда» (госконтракт на 3,2 млн рублей, 5 перекрестков) и ООО «Строй-Сервис» (два госконтракта на суммы 3,1 млн и 5,3 млн рублей, в общей сложности, 7 перекрестков). Основным владельцем ООО «Строй-Сервис», по данным системы «Контр.Фокус», является Елена Понькина, вторым учредителем и управляющим — Максим Несветаев. Интересно, что в 2019 году оба были учредителями компании «Урал-Сервис-Групп», которая, будучи микропредприятием с 1 сотрудником в штате, получила контракт на строительство набережной за филармонией стоимостью 570 миллионов рублей. И провалило его. Но вернемся к компании «Строй-Сервис». Она была исполнителем госконтрактов на общую сумму 4,5 млрд рублей. Например, именно с ней в конце августа заключен госконтракт на 85 млн рублей на ремонт трамвайных путей на улице Цвиллинга. Но важно понимать, что выбор материалов для проблемных трамвайных переездов был указан в техническом задании заказчиком работ — Комитетом дорожного хозяйства Челябинска.
Тем временем в Челябинске идет финальная часть «рельсовой революции» — ремонт переездов, которые находятся в ведении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Выполнены работы на пересечении Свободы и Карла Маркса, завершается ремонт на перекрестке Свердловского и Сони Кривой, со дня на день должны стартовать работы на Степана Разина и Овчинникова, а чуть позже — на Цвиллинга и Тимирязева. Также представитель Миндортранса анонсировал сроки масштабного ремонта трамвайных путей на Цвиллинга:
— Пока стоит предварительная дата начала работ — 29 октября, но мы ждем постановления.
Попутно в Челябинске идет обособление трамвайных путей, что, по замыслу, исключит помехи трамваям из-за выезда на них автомобилей.
Повышенный интерес к трамвайным линиям возник в Челябинске после анонса метротрама.
Кстати, компанию, которая провалила ремонт переездов в прошлом году, в черный список подрядчиков так и не внесли.