Бюро транспортного планирования OTS Lab из Санкт-Петербурга завершило работу над велостратегией Челябинска. Развитие инфраструктуры для велосипедистов разбили на 10 этапов (10 лет). Первый год разработчики предложили городским властям посвятить созданию сети велодорожек в центре и на Северо-Западе. В четверг, 23 июня, мэр Наталья Котова внимательно ознакомилась с презентацией и оставила за собой право самостоятельно расставлять приоритеты при строительстве таких объектов. Рассказываем, какой эффект ожидается от внедрения велодвижения и почему это важно делать параллельно с проектированием метротрама.
Связать и закольцевать
Велостратегию презентовала исполнительный директор OTS Lab Валентина Соловьева. Она отметила, что в Челябинске много велосипедистов, активно развивается велопрокат, но в связи с этим есть проблемы. На тротуарах велосипедисты мешают пешеходам, а на проезжей части — водителям.
Создание велодорожек назрело, но делать их отдельными кусками в разных частях города — неэффективно. Сеть должна быть комплексной и подходящей для езды круглый год. Поэтому в стратегии запланировали крупные веломаршруты на ближайшие 10 лет и дальнейшую перспективу. Первое, что предлагают ее авторы, — связать центр Челябинска (начиная с улицы Свободы) с набережными и Северо-Западом.
В течение второго года разработчики OTS Lab предлагают сосредоточиться на дальнейшем развитии Северо-Запада и начинать увязывать его с проспектом Ленина и Тракторозаводским районом (создать 33 километра велодорожек). А на третьем этапе — закольцевать имеющиеся маршруты (добавить еще 37 километров).
— В Челябинске районы между собой не очень связаны, и эту особенность довольно сложно преодолеть, — заметила Валентина Соловьева. — Тем не менее мы должны обеспечить связи не только внутри районов, но и по всему городу. Первые год–два реализации велостратегии у челябинцев будет привыкание. Люди должны перестать бояться пользоваться инфраструктурой.
«По нашим прогнозам, в течение первого года число поездок на велосипеде по городу должно составить 1%, а к 2032-му показатель должен достигнуть 3%»
Стратегия состоит из трех томов. По словам представителя OTS Lab, документ должны будут выложить в открытый доступ, и с ним смогут ознакомиться все желающие. При этом стратегию будут еще дорабатывать, а затем на ее основании делать проекты организации дорожного движения. Но уже в рамках других контрактов.
«Для этой работы сейчас самый удобный момент»
— Предложения стратегии мы рассмотрим, ну а приоритеты мы оставим за собой право расставить, — сказала глава Челябинска Наталья Котова, ознакомившись с презентацией. — Нам удобнее делать всё в комплексе, при этом экономя денежные средства. Соглашусь, первое, что надо сделать — связать имеющиеся велодорожки, пешеходные дорожки, скверы, парки и другие точки притяжения. Надеюсь, что на первом этапе нам удастся создать, может, не 32 километра, а меньше, но это будут как раз те траектории, по которым жители города привыкли перемещаться.
Мэр рассказала, что челябинцы уже более 10 лет обращаются в администрацию с просьбой сделать велоинфраструктуру.
— Площадь города огромна — 500 километров квадратных, поэтому одновременно сделать велоинфраструктуру нереально, — считает Наталья Котова. — Но для этой работы сейчас самый удобный момент — разрабатывается проект метротрама (возле его станций намерены построить перехватывающие парковки для велосипедистов. — Прим. ред.), вступили в активную фазу дорожного строительства в Парковом, в Чурилово. И мы заказываем проекты новых дорог, учитывая потребности велосипедистов. Архитекторы, которые создавали наш город, очень правильно поступили, оставив нам широкие улицы.
— У нас широкие улицы, проспекты и бульвары, — добавил главный архитектор города Павел Крутолапов. — И нет никаких сомнений, что хватит места всем — и велосипедистам, и пешеходам, и автомобилистам, и для серьезного озеленения. Мы разработали элементы городской среды, содержащиеся в велостратегии, и уже получаем большое количество запросов от бизнесменов. Бизнес заинтересован, чтобы велосипедисты пользовались точками, которые он сформировал.
Напомним, компания OTS Lab разрабатывала велостратегию по контракту с мэрией за 5,4 миллиона рублей. Работа длилась полгода. Ранее основатель бюро Тимофей Волоцкий рассказал 74.RU о возможностях Челябинска стать удобным для велосипедистов.