Протяженность выделенных для автобусов и троллейбусов полос в этом году увеличится почти вдвое: разметку уже частично нанесли на улицах Чичерина, Молодогвардейцев и Рождественского, а в ближайшее время сделают на проспекте Ленина. Мы спросили одного из идеологов транспортной реформы Челябинска, заместителя регионального министра транспорта и дорожного хозяйства Александра Егорова, что за транспорт будет ходить по новым полосам и как будут контролировать движение по ним. Ведь, например, камеры на Комсомольском проспекте не работают до сих пор, а на Труда и Энгельса «полосных» камер вообще нет. Оказалось, что ввод новых «выделенок» совпадает с очередной волной обновления городского транспорта, а для поимки нарушителей будет применяться искусственный интеллект.
Выделенные полосы в Челябинске начали внедряться еще в 2019 году, но до начала нынешнего сезона их протяженность составляла порядка 19 километров, из которых большая часть приходилась на Комсомольский проспект. В этом году добавляют еще 15 километров, увеличив общую протяженность до 34 километров (в обе стороны). Пока схема участков с выделенными полосами не замкнута, но в перспективе фрагменты соединят, а общая протяженность полос вырастет еще примерно втрое.
— Улицы, где делают выделенные полосы в этом году, определяли Миндор и Комитет дорожного хозяйства: он провел моделирование и выбрал первоочередные участки, где ездит больше маршрутов и где появление полос не будет болезненно для автотранспорта, — пояснил Александр Егоров. — На следующем этапе будут подключаться остальные участки, и они соединятся в единую сеть, в течение пяти лет охватив все ключевые улицы. Это обеспечит приоритет общественного транспорта.
Ранее мы рассказывали, что до конца 2024 года выделенные полосы должны появиться на улицах Воровского, Блюхера, Худякова, не считая продления полос на уже упомянутых улицах.
Что поедет по выделенным полосам
Популярный вопрос: что толку от выделенных полос, если Челябинск остается во власти пазиков? Например, на участке Молодогвардейцев от проспекта Победы до Кашириных в принципе нет маршрутов с новыми автобусами большого класса. Александр Егоров поясняет, что на той же Молодогвардейцев ставка делается на новые концессионные троллейбусы и автобусы среднего класса.
— Транспортная реформа идет с января 2022 года, подвижной состав постоянно обновляется, и в течение ближайших полугода-года полностью обновится парк троллейбусов: маршруты будут запускаться постепенно, но в течение года 100% троллейбусов будут новые. Сейчас активно реконструируется контактная сеть по первым двум маршрутам, это № 12 и 19, это примерно половина сети (около 35 км), вторая половина сети уже получила положительное заключение экспертизы, и в октябре начнутся работы по вторым 35 километрам, также проходят экспертизу депо № 1 и депо № 2.
На Молодогвардейцев планируют запускать как раз троллейбусный маршрут, кроме того, старые пазики маршрута № 22 уже этой осенью заменят на автобусы среднего класса.
Что касается больших автобусов, то в первую очередь сеть выделенных полос делается для магистральных маршрутов, соединяющих районы города.
— Два ключевых маршрута — это № 123 в Копейск, который едет по Рождественского, и маршруты № 158 и 158К на «Вишневую горку», проходящие через Чичерина, — объясняет Александр Егоров. — Кстати, для копейского направления в следующем году по программе «Безопасные и качественные дороги» будут закупать новые автобусы с кондиционерами. Что касается проспекта Ленина, там идет маршрут № 2, из Чурилово в «Ньютон», его уже «раскатали», идут положительные отзывы, и местами там даже не хватало автобусов, мы добавляли машины. Также по проспекту ходит самый популярный в городе маршрут № 64, где работают три автобуса-гармошки, а скоро добавятся еще несколько, и этот же маршрут идет по Чичерина. Наконец, через проспект Ленина проходит второй по популярности маршрут № 4.
А что с камерами?
Пока в Челябинске нет ни одной камеры, контролирующей движение по выделенным полосам. Установленные в конце 2021 года 12 камер на Комсомольском проспекте до сих пор не введены в эксплуатацию из-за сугубо административных причин.
— Год или полтора назад изменился ГОСТ, и по требованию ГИБДД Комитет дорожного хозяйства внес корректировки в проект организации дорожного движения, которые сейчас согласованы, — объясняет Александр Егоров. — Теперь нужно изменить знаки и разметку в местах въезда и выезда из дворов: эти участки несколько удлинят. Работы проведут в этом сезоне, и мы рассчитываем, что уже осенью стационарные камеры на Комсомольском проспекте заработают.
А в перспективе ставка, по словам Александра Егорова, дается на мобильные камеры, установленные на самих автобусах. Технологию тестировали еще лет пять назад в Москве, но тогда она не прижилась, поскольку мобильные камеры не могли с высокой точностью определять места, где выделенные полосы заканчиваются (например, зоны для поворотов направо и выезды с прилегающих территорий).
— Сейчас появилась технология на основе искусственного интеллекта, позволяющая обучить систему распознавать участки, на которые запрещен выезд легковым автомобилям, — продолжает Александр Егоров. — Технология тестируется в Казани, и, если пилотный проект завершится успехом, Казань закупит такие системы. Мы дождемся результатов и, если они будут положительные, также внедрим подобные технологии.
Штраф за езду по выделенной полосе достаточно большой, 1500 рублей, и может применяться многократно, если автомобиль продолжает движение по полосе, пренебрегая местами выезда. Как-то мы проводили эксперимент на улице Труда: здесь нарушают так часто, что камера могла бы «настрелять» полмиллиона рублей в час.
Кстати, в Челябинской области планируют вернуть и другой тип мобильных камер, которые размещаются в специальных боксах и постоянно меняют дислокацию. А вот от скрытых патрулей ГИБДД, похоже, пока отказались.
Верите ли вы, что в Челябинске появится современный общественный транспорт?
Что еще происходит с общественным транспортом
Попутно идет масштабный ремонт трамвайных путей, который выполняется даже чуть быстрее графика, плюс доставлена очередная крупная партия трамваев. А вот перспективы метротрама остаются неопределенными: власти не отказываются от проекта, но конкретики по срокам сдачи пока мало.
О запуске концессионных троллейбусов «Синара» челябинского производства можете почитать в интервью с руководителем местного подразделения «Синара» Ильей Таболиным. О самих троллейбусах мы также рассказывали в деталях.
На неудобные вопросы о выделенных полосах Александр Егоров отвечал осенью прошлого года после запуска очередной порции выделенок на Труда.