Авто Дороги и транспорт Транспортная реформа подробности На улице Труда сделали новые выделенные полосы. Отвечаем на вопросы о штрафах, пробках и планах

На улице Труда сделали новые выделенные полосы. Отвечаем на вопросы о штрафах, пробках и планах

Обособленные линии — часть масштабного плана по реанимации общественного транспорта

Планы на этот год — замкнуть в непрерывную цепь выделенные полосы на улицах Северо-Крымской, Труда и Энгельса

Новые выделенные полосы, которые в эти дни наносят на улицах Труда и Северо-Крымской, вызывают тревогу автомобилистов: они опасаются, что с началом сентября встанут в пробках. Выделенки — часть большого проекта по превращению Челябинска в подобие Казани с точки зрения качества общественного транспорта. Мы побывали на участках с новыми полосами и познакомились с подробностями плана, который выглядит весьма амбициозным. Если к началу этого года в городе было лишь 15 километров выделенок, к концу 2024-го их протяженность составит без малого 100 километров. Но на 2022-й планы скромные — всего около 4 километров.

Сейчас полосы делают на улице Труда от перекрестка с улицей Энгельса до «Родника». До конца августа они должны появиться и на соседней улице Северо-Крымской — от Труда до Кашириных. Участки выделенных полос здесь уже наносили в 2019 году, но тогда идея не сработала: фрагменты получились короткими, а в городе доминировали (и продолжают) маршрутки и старые троллейбусы. Сейчас же строительство выделенных полос идет в рамках общей транспортной реформы, которая предусматривает закупки новых автобусов, троллейбусную концессию и более экзотические идеи вроде метротрама.

Новая выделенная полоса вдоль ЖК «Манхэттен»

Оформление новых полос такое же, как на Комсомольском проспекте, где они появились в прошлом году. Выделенки обозначаются знаками и отделены от основной проезжей части сплошной линией разметки, которая имеет локальные разрывы для поворотов на прилегающие территории и перекрестки, а также для выездов с них.

Знак «Полоса для общественного транспорта» обозначает начало выделенки. Стрелки на асфальте предписывают автомобилям (кроме такси) перестроиться во второй ряд
Перестраиваться можно через разрывы сплошной линии. Чаще всего они односторонние, то есть позволяют либо выезжать с выделенной полосы, либо заезжать на нее перед поворотом
Затор перед началом выделенной полосы. Что будет после 1 сентября?
Полосы имеют разметку в виде литеры А и отделены сплошной линией, пересекать которую нельзя
Знак, указывающий на конец выделенной полосы. После него правый ряд можно использовать без ограничений

Штраф за езду по выделенной полосе составляет 1500 рублей (часть 1.1. статьи 12.17 КоАП), и в Челябинске подобные нарушения фиксируются автоматическими комплексами. Например, круг по правым полосам Комсомольского проспекта обойдется в 18 тысяч, потому что камеры считают каждый проезд за отдельное нарушение.

Пример нарушителя

Проект создания сети выделенных полос в Челябинске реализуется неспешно. Изначально о нем заговорили в 2018 году при подготовке комплексной схемы организации дорожного движения (ее делала компания из Петербурга), но тогда сетка полос выглядела нелогичной: например, разработчики проигнорировали улицу Братьев Кашириных. Из плана 2018-го начертили только 2,5 километра полос на улицах Энгельса, Труда и Северо-Крымской, но получились они «рваными» и пользы не принесли. Нынешняя работа — это, по сути, исправление тех ошибок.

Выделенная полоса на Северо-Крымской появилась еще в 2019 году

Новая транспортная схема, разработанная специалистами ЮУрГУ, реализуется областным Министерством дорожного хозяйства и транспорта. Первые полосы в рамках этой схемы нанесли на Комсомольском проспекте, совместив работу с капитальным ремонтом, вызвавшем немало шумихи. Но власти признали опыт создания выделенок удачным, и, по данным Миндортранса, время проезда автобусом контрольного участка на проспекте сократилось в полтора раза — с 37 до 25 минут. Кроме того, возросла ритмичность, и, если раньше разброс времени прибытия составлял 23, теперь — 7 минут.

Выделенные полосы облегчают соблюдение расписания

В начале года появились планы строительства еще 40 километров выделенных полос, хотя сейчас сроки скорректировали: до конца 2022-го нанесут около 4 километров на указанных улицах, а остальные участки сделают в 2023-м: на Чичерина, Молодогвардейцев, Кашириных, проспекте Ленина и фрагменте Копейского шоссе. Это позволит замкнуть сеть выделенных полос. Например, 75-й автобус будет ехать по выделенным полосам около половины пути.

Для маршруток выделенные полосы мало что меняют, но полноразмерным автобусам и троллейбусам они нужны

Планы на сезоны 2023–2024 годов еще грандиознее: построить 44 километра полос на главных магистралях города, в их числе — большая часть Свердловского проспекта и проспекта Ленина, улицы Воровского и Блюхера, Доватора и Худякова. Также запланировано продление полос на улице Кашириных и Копейском шоссе (первая их очередь должна появиться уже в 2023 году). Интересно, кстати, что выделенные полосы запланированы на расширяемом участке улицы Худякова, а значит для автомобильного потока останутся все те же четыре полосы. Эффективность такого решения будет зависеть от того, сколько именно общественного транспорта пустят в поселок Западный и захотят ли его жители частично отказаться от автомобилей.

Улицу Худякова на участке вдоль бора расширяют с 4 полос до 6, повреждая при этом корни деревьев

Проблема заполненности выделенных полос чувствуется и сейчас: в конце августа новые участки пустуют, а едут по ним преимущественно маршрутки и старые троллейбусы. Новые автобусы тоже есть, но за полчаса съемки удалось увидеть лишь три зеленые машины.

Типичный выгодополучатель челябинских выделенок. Власти обещают радикально изменить соотношение маршруток и крупногабаритного транспорта
Троллейбусы — один из самых деградированных видов общественного транспорта в Челябинске. Решать проблему планируют с помощью концессии: вот как выглядят новые троллейбусы
Новые автобусы встречаются, но реже. Любопытная деталь: они настолько шустрые, что стремятся выехать из выделенки для опережения ржавых пазиков и троллейбусов

Одним из главных движителей транспортной реформы в Челябинске является Александр Егоров — заместитель областного министра дорожного хозяйства и транспорта. Он говорит, что комплексный эффект челябинцы ощутят, когда будет создана полноценная сеть выделенных полос, предусмотренная комплексной схемой организации дорожного движения.

— Когда выделенные полосы появятся на большей части магистральных улиц общегородского значения, как это реализовано в Казани или в Москве, мы все почувствуем разницу, — прогнозирует он. — И это является базовым условием для полноценной замены так называемых маршруток на автобусы большого, среднего и малого классов. Сроки будут зависеть от скорости реализации: проектирование и согласование проектов организации движения с выделенными полосами — сложный процесс, требующий целого комплекса мероприятий.

«Частично положительное влияние выделенных полос на всю систему общественного транспорта почувствуется уже к концу 2024 года»

Пока же челябинцы смотрят на новые полосы со скепсисом.

— От «Родника» до зоопарка нарисовали выделенные линии для общественного транспорта, и время в пути выросло с 1,5 минуты до 5–7 минут, — пожаловался наш читатель. — Такой же вопрос по Комсомольскому проспекту. Я езжу регулярно в течение 20 лет и за это время на велодорожке не видел ни одного велосипедиста. Зачем было ее делать, если у нас зима 7–8 месяцев в году?

Утром мощный поток идет по Труда в сторону центра. Частично он уже едет вдоль выделенных полос

Впрочем, вопрос о выделенных полосах уже решен: их сеть в ближайшие годы будет расти. И ключевым становится вопрос, будет ли это подкреплено обновлением парка перевозчиков, лучшим контролем за ними и прогрессом в области организации дорожного движения? Ведь тот же Комсомольский проспект испортили перекрестком с улицей Красного Урала, где каждое утро собираются пробки.

Поддерживаете ли вы планы по развитию сети выделенных полос в Челябинске?

Да, это ускорит общественный транспорт
Идея правильная, беспокоит исполнение
Нет, это трата денег и издевательство над автомобилистами

Еще одним грандиозным проектом является метротрам, на который выделено 50 млрд рублей. Некоторые считают решение неэффективным: при высоких затратах его результативность ограничена.

Ездите вдоль новых выделенных полос? Поделитесь впечатлениями.
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
273
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Что характерно, против никто не выступал». Эксперт — о повышении утильсбора и том, какие машины будем покупать
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Мнение
Как бить жену правильно и почему все зря набросились на имама из Казани, который этому учит
Галеева Венера
Мнение
Супер-Маша и Кристина: в прокат вышел фильм «Не одна дома» с Миланой Хаметовой — почему его стоит посмотреть родителям
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Росавтопром стал похож на подпольный цех». Журналист — об отмене таможенных барьеров для иномарок
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Рекомендуем
Объявления