![](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/3b/19/9d3b19cce7bb47fb872622be011e993c/656x352_1:5723_61a02750ea2636ecc8ac548bcd693c71@1280x685_0xBgPOqw74_4203601835038876934.jpg.webp)
Новые выделенные полосы, которые в эти дни наносят на улицах Труда и Северо-Крымской, вызывают тревогу автомобилистов: они опасаются, что с началом сентября встанут в пробках. Выделенки — часть большого проекта по превращению Челябинска в подобие Казани с точки зрения качества общественного транспорта. Мы побывали на участках с новыми полосами и познакомились с подробностями плана, который выглядит весьма амбициозным. Если к началу этого года в городе было лишь 15 километров выделенок, к концу 2024-го их протяженность составит без малого 100 километров. Но на 2022-й планы скромные — всего около 4 километров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/31/84/c83184f0cca65a796f2aea33bb3a1829/900x900_1_48b3073caa08e87db2f560c48840225e@900x900_0xjOBb0X0R_1806640738701333237.jpg.webp)
Сейчас полосы делают на улице Труда от перекрестка с улицей Энгельса до «Родника». До конца августа они должны появиться и на соседней улице Северо-Крымской — от Труда до Кашириных. Участки выделенных полос здесь уже наносили в 2019 году, но тогда идея не сработала: фрагменты получились короткими, а в городе доминировали (и продолжают) маршрутки и старые троллейбусы. Сейчас же строительство выделенных полос идет в рамках общей транспортной реформы, которая предусматривает закупки новых автобусов, троллейбусную концессию и более экзотические идеи вроде метротрама.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/3e/b7/033eb7dc341a3c159a4e4d20bff8dcd8/656x411_1:5723_76b7fa333313b132a495afcbe1560bf7@1280x801_0xwHchYWuy_0673213778825683724.jpg.webp)
Оформление новых полос такое же, как на Комсомольском проспекте, где они появились в прошлом году. Выделенки обозначаются знаками и отделены от основной проезжей части сплошной линией разметки, которая имеет локальные разрывы для поворотов на прилегающие территории и перекрестки, а также для выездов с них.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/07/cc/16/07cc168aa65a6125aae50a0b77db4940/656x503_1:5723_09bc1544a8c72620da28664b44c5f6a9@1280x980_0xVhNlmTXn_2470806999638269086.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/e6/bf/d0e6bff20aee9630aa5e79e1d3f639aa/656x369_1:5723_1b53a25a9656bdb4c04f3d08cbee3d95@1280x720_0x1QO2sNWH_4081240940882016862.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/a1/54/32a1548d1785bc1390f98d1520dac92c/656x438_1:5723_c1443020d8c0317a28973251960739fe@1280x853_0xMNv03Be6_6338359723245880242.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/34/ba/9a/34ba9a019a86f63549c6a33de6f3f8c3/656x379_1:5723_b2ab62d9430986bbdadd45192e1c3139@1280x739_0xlhSJ4PVd_5521472490203035272.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/de/db/46/dedb46108a0e74ee52d5cca1db60f07c/656x580_1:5723_1c6e2c16d870eda7a9ec5d534a5017cf@1280x1131_0xTv1AIh6M_8685081791689423814.jpg.webp)
Штраф за езду по выделенной полосе составляет 1500 рублей (часть 1.1. статьи 12.17 КоАП), и в Челябинске подобные нарушения фиксируются автоматическими комплексами. Например, круг по правым полосам Комсомольского проспекта обойдется в 18 тысяч, потому что камеры считают каждый проезд за отдельное нарушение.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/74/e9/0c74e97e10b19b62ecb3ff1d1f37565a/656x424_1:5723_3c59d07c766e37221ad4e900e1256f4b@1280x826_0xNk42GfG0_7766351512539940910.jpg.webp)
Проект создания сети выделенных полос в Челябинске реализуется неспешно. Изначально о нем заговорили в 2018 году при подготовке комплексной схемы организации дорожного движения (ее делала компания из Петербурга), но тогда сетка полос выглядела нелогичной: например, разработчики проигнорировали улицу Братьев Кашириных. Из плана 2018-го начертили только 2,5 километра полос на улицах Энгельса, Труда и Северо-Крымской, но получились они «рваными» и пользы не принесли. Нынешняя работа — это, по сути, исправление тех ошибок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/4c/4a/f34c4ad59641735421dd7a28d8bc97e2/656x410_1_750e125d965727990bc0759bc6d4e848@1280x800_0xyZdsDmyL_8205250895849652645.jpg.webp)
Новая транспортная схема, разработанная специалистами ЮУрГУ, реализуется областным Министерством дорожного хозяйства и транспорта. Первые полосы в рамках этой схемы нанесли на Комсомольском проспекте, совместив работу с капитальным ремонтом, вызвавшем немало шумихи. Но власти признали опыт создания выделенок удачным, и, по данным Миндортранса, время проезда автобусом контрольного участка на проспекте сократилось в полтора раза — с 37 до 25 минут. Кроме того, возросла ритмичность, и, если раньше разброс времени прибытия составлял 23, теперь — 7 минут.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/68/b3/6f/68b36f76f8d3b563e1bd13dfb5acf82d/656x348_1:5723_c50f2eff458d35a244990780ac27bf69@1280x678_0xyfdmA07j_4811388377455848909.jpg.webp)
В начале года появились планы строительства еще 40 километров выделенных полос, хотя сейчас сроки скорректировали: до конца 2022-го нанесут около 4 километров на указанных улицах, а остальные участки сделают в 2023-м: на Чичерина, Молодогвардейцев, Кашириных, проспекте Ленина и фрагменте Копейского шоссе. Это позволит замкнуть сеть выделенных полос. Например, 75-й автобус будет ехать по выделенным полосам около половины пути.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/82/35/f9/8235f9b74170914f6b0c0fe99e4460c8/656x467_1:5723_f872c7c0cb99c0fdcb916585ea77b6e4@1280x910_0xcZmQM5eJ_8600235023974545269.jpg.webp)
Планы на сезоны 2023–2024 годов еще грандиознее: построить 44 километра полос на главных магистралях города, в их числе — большая часть Свердловского проспекта и проспекта Ленина, улицы Воровского и Блюхера, Доватора и Худякова. Также запланировано продление полос на улице Кашириных и Копейском шоссе (первая их очередь должна появиться уже в 2023 году). Интересно, кстати, что выделенные полосы запланированы на расширяемом участке улицы Худякова, а значит для автомобильного потока останутся все те же четыре полосы. Эффективность такого решения будет зависеть от того, сколько именно общественного транспорта пустят в поселок Западный и захотят ли его жители частично отказаться от автомобилей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/43/4d/d0434db3bd4bbb750cc78d376698e397/656x438_1_0cf759718d8bc91ed64039ed6d1d7b1f@1280x853_0xNI6kISyL_4943825268314529265.jpg.webp)
Проблема заполненности выделенных полос чувствуется и сейчас: в конце августа новые участки пустуют, а едут по ним преимущественно маршрутки и старые троллейбусы. Новые автобусы тоже есть, но за полчаса съемки удалось увидеть лишь три зеленые машины.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/18/60/ed18608d8ff25a2143cc2d57c6131067/656x409_1:5723_060a53da465afa941033ce3a3e322d28@1280x797_0xtB3SILpv_6926324698606955148.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/62/97/046297f195a171b3b5122930fbe310d0/656x374_1:5723_e50ace46b9fd6bf76d4cd52686b75041@1280x728_0x8rXQuhsS_2212433457287789193.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/56/98/65/5698657adaaf0064933afe4e29544f56/656x369_1:5723_9983e5adfd687bb766f6d6fb370e9c91@1280x720_0xSXylsfED_6691951459272483964.jpg.webp)
Одним из главных движителей транспортной реформы в Челябинске является Александр Егоров — заместитель областного министра дорожного хозяйства и транспорта. Он говорит, что комплексный эффект челябинцы ощутят, когда будет создана полноценная сеть выделенных полос, предусмотренная комплексной схемой организации дорожного движения.
— Когда выделенные полосы появятся на большей части магистральных улиц общегородского значения, как это реализовано в Казани или в Москве, мы все почувствуем разницу, — прогнозирует он. — И это является базовым условием для полноценной замены так называемых маршруток на автобусы большого, среднего и малого классов. Сроки будут зависеть от скорости реализации: проектирование и согласование проектов организации движения с выделенными полосами — сложный процесс, требующий целого комплекса мероприятий.
«Частично положительное влияние выделенных полос на всю систему общественного транспорта почувствуется уже к концу 2024 года»
Пока же челябинцы смотрят на новые полосы со скепсисом.
— От «Родника» до зоопарка нарисовали выделенные линии для общественного транспорта, и время в пути выросло с 1,5 минуты до 5–7 минут, — пожаловался наш читатель. — Такой же вопрос по Комсомольскому проспекту. Я езжу регулярно в течение 20 лет и за это время на велодорожке не видел ни одного велосипедиста. Зачем было ее делать, если у нас зима 7–8 месяцев в году?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/85/b9/97/85b997718b888bae498ab2f01dafd325/656x429_1:5723_431af498a91b71e86a234dbfa7facca5@1280x836_0xsHUA8TiK_6115523655163711441.jpg.webp)
Впрочем, вопрос о выделенных полосах уже решен: их сеть в ближайшие годы будет расти. И ключевым становится вопрос, будет ли это подкреплено обновлением парка перевозчиков, лучшим контролем за ними и прогрессом в области организации дорожного движения? Ведь тот же Комсомольский проспект испортили перекрестком с улицей Красного Урала, где каждое утро собираются пробки.
Поддерживаете ли вы планы по развитию сети выделенных полос в Челябинске?
Еще одним грандиозным проектом является метротрам, на который выделено 50 млрд рублей. Некоторые считают решение неэффективным: при высоких затратах его результативность ограничена.