
В распоряжении правительства об изъятии упомянуты участки на малоизвестной улице Восточная Желябова
В Арбитражном суде области в среду, 12 марта, начали рассматривать иск предпринимателя Игоря Тужилина к заказчику крупного транспортного проекта — компании «Челябинский метротрамвай». Владелец двух участков в районе улицы Овчинникова потребовал 17,2 миллиона рублей в связи с изъятием принадлежащей ему земли. В предварительном заседании участники поспорили о том, а было ли изъятие.
«Заведена техника, висят плакаты»
Иск от владельца земли на улице Восточная Желябова, 46 поступил в суд в январе. У него два участка. Один — площадью 501 кв. м — официально предназначен для строительства административного здания, второй поменьше — 127 кв. м — для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации индивидуального жилого дома.

Метротрам роют совсем рядом

А участки предпринимателя пока занимает любой желающий
Предприниматель попросил прекратить право его собственности на эти земли в связи с изъятием для государственных нужд Челябинской области — для строительства линии скоростного транспорта. Также Игорь Тужилин потребовал компенсировать убытки, он оценил их в 17,2 миллиона рублей.

Иск принят к производству. К участию в деле в качестве третьих лиц привлекли правительство Челябинской области и региональный Миндортранс.
— Участок планировали использовать для застройки административного здания, готовили проектную документацию. Потом стало известно о готовящемся изъятии земли под строительство метротрама. Неоднократно проводились собрания по этому поводу, нам должны прислать соглашение об изъятии. Полтора года ожидали, в это время нельзя было ничего строить, — заявила в суде юрист Дана Дергачева, представляющая интересы Игоря Тужилина. — Сейчас туда заведена техника, ведутся работы, висят плакаты о строительстве метротрамвая. А мы не можем реализовать коммерческий проект, ради которого приобретался участок. У истца фактически изъято имущество без какой-либо компенсации.
Игорь Тужилин как индивидуальный предприниматель зарегистрирован в Москве. По данным сервиса «Контур.Фокус», он собственник и совладелец 7 компаний, действующих в Челябинске и столице. Среди них «Предприятие „Эдельвейс“», «Синегорье-Авто», «Синегорье-Сервис», «Автоприцепкомплект», «Эдельвейс-3», «Демос» и «Интердеталь Пром». В 2020 году компания Игоря Тужилина выиграла самый крупный аукцион на поставку в Челябинск 25 низкопольных автобусов на газу — за 298 миллионов рублей.
По словам представителя Игоря Тужилина, владелец земли неоднократно направлял в АО «Челябинский метротрамвай» письма и претензии, но никакого соглашения [об изъятии] предпринимателю так и не представили.

Истец утверждает, что неопределенность мешает ему пользоваться своей землей
«Необходимости использовать территорию нет»
Представитель «Челябинского метротрамвая» с требованиями индивидуального предпринимателя не согласен. По его словам, фактического изъятия земельных участков не было, и еще неизвестно, понадобится ли такая процедура.
— АО «Челябинский метротрамвай», подрядчики либо лица, связанные с заказчиком, не использовали и не используют ту территорию, которая относится к земельным участкам истца. Также следует заметить, что понуждение к изъятию действующим законодательством не предусмотрено. Нет такой процедуры. При этом участки истца никоим образом не огорожены, доступ на территорию есть у неограниченного круга лиц. Соответственно, определить, кто использовал, использует или будет использовать этот земельный участок не представляется возможным, — сказал юрист компании «Челябинский метротрамвай» Дмитрий Черенков. — Если истец хочет ограничить использование своего имущества, то, наверное, ему следует об этом позаботиться. Я лично осматривал данную территорию — никакой строительной техники там нет, никакие работы на земельном участке не ведутся. Поэтому исковые требования не основаны ни на законе, ни на фактических обстоятельствах.

Ответчики советуют, как следует огородить территорию
— Ну, техника может передвигаться, — усомнилась Дана Дергачева, представитель Игоря Тужилина.
В рамках процедуры изъятия предусмотрен определенный порядок действий, напомнил юрист «Челябинского метротрамвая».
— В зависимости от плана стройки, от дальнейших потребностей в тех или иных земельных участках, «Челябинский метротрамвай» или другое уполномоченное лицо будет реализовывать процедуру изъятия. В настоящее время необходимости в использовании данной территории у нас нет. Соответственно, начинать процедуру изъятия и направлять соглашение об изъятии, мы не имеем возможности, — объяснил Дмитрий Черенков. — Что касается распоряжения правительства Челябинской области, то в нем утверждено право лица на изъятие определенных земельных участков. То есть оно вправе, но не обязано реализовывать мероприятия по изъятию земельных участков для государственных нужд Челябинской области.

Проезд в этом месте уже давно затруднен
Юрист правительства Челябинской области Юлия Матвеева ограничилась кратким заявлением о том, что распоряжение об изъятии принято в рамках полномочий, предоставленных законодательством.

Пешеходы вынуждены пробираться почти по проезжей части
Напомним, распоряжение регионального правительства об изъятии участков под строительство метротрама издано в 2023 году. Срок его действия — три года. Таким образом чиновники должны убедиться в необходимости изъятия земельных участков до конца 2026 года.
— Если в течение этого срока не потребуется земельный участок, то соответственно его изъятия не произойдет, — уточнил Дмитрий Черенков.
Суд отложил заседание на 17 апреля. К этому времени истцу нужно представить доказательства и правовое обоснование заявленных требований к АО «Челябинский метротрамвай», третьим лицам — письменное мнение.
Об изъятии земель под строительство метротрама стало известно в конце 2023 года. В общей сложности планировалось забрать 38 участков общей площадью 35 тысяч квадратных метров. Владельцы двух из них — предпринимательница Виталия Червонова и «Научно-исследовательский институт пигментных материалов с опытным производством» — судились с властями, требуя исключить их землю из перечня изымаемых под строительство метротрама. Позже в документацию внесли изменения, и истцы отказались от требований.
Сейчас работы идут на улице Овчинникова, весной собираются начать рыть тоннель в сторону площади Революции. Работы оценили в 8,9 миллиарда рублей.
Все подробности проекта строительства метротрама — в специальном разделе 74.RU.