До конца года в Челябинске появятся 200 новых остановок. Пока большинство из них находится в Центральном районе и на Северо-Западе, но скоро начнётся монтаж в Тракторозаводском, Советском и Металлургическом районах. Временно исполняющая полномочия главы города Наталья Котова 7 ноября оценила несколько таких объектов. В итоге один из чиновников получил выговор. За что — в репортаже 74.RU.
Объезд Наталья Котова начала с Университетской Набережной — здесь вблизи посёлка Благодатово смонтировали одну из первых остановок. Видимо, рассчитывая, что жители элитных таунхаусов хоть иногда будут оставлять привычные иномарки дома и пересаживаться на маршрутки.
— Остановка полностью остеклена, защищает от ветра. Мы сейчас пока ждали, хорошо стоять было, удобно, — рассказал Наталье Котовой директор службы эксплуатации остановок общественного транспорта Юрий Кожевников.
Освещение на остановках будет автоматическим, под контролем специального датчика.
— Фотореле срабатывает, и днём остановка потухла. Вечером включится. Кроме того, они все защитой оборудованы, — перечислил преимущества Юрий Кожевников.
— С антивандальной? — уточнила у него Наталья Котова.
— От удара током, — поправил руководитель службы эксплуатации. — Даже если залило дождём, молния попала, человек будет в безопасности.
Сделаны остановки из бронированного стекла и металла и полностью выкрашены в графитовый цвет.
— Скамейки сделаны деревянные, для того чтобы люди могли сидеть. Скамейки обработаны, не просто так взяты. Мы посмотрели, как люди сидят, испытали их. Прошли слушания, увеличили даже толщину скамеек, — заверил Кожевников. — Было 9 миллиметров, стало 12.
Чтобы пассажиры не заблудились, на остановках пообещали повесить бумажную карту и информационное табло. При разработке проекта вдохновлялись лучшими образцами, заверили чиновники. Изучали опыт столиц и южных городов.
— Я специально объездил кучу городов, в том числе и Сочи. В Сочи очень эффективно [табло] работает, почему бы не воспользоваться? — сказал Юрий Кожевников. — Москва, Питер, Екатеринбург, Тбилиси, Казань — там тоже есть табло. В Тбилиси я был — там вообще остановки практически нет, а табло стоит, и все смотрят. Это наиболее эффективная, наиболее доступная часть.
Стоят остановки от 500 до 770 тысяч рублей. Расходы зависят от ширины павильона (пять или семь метров) и величины козырька. Впрочем, тут же во время объезда Наталья Котова обнаружила недоработку в проекте — плитка местами возвышается над основным тротуаром. А значит, у колясочников или людей с больными ногами могут возникнуть трудности.
— В связи с тем, что в ускоренном темпе мы делали проекты, ряд остановок имеет перепады, перекосы. Остановка ставится строго горизонтально, получается в некоторых местах перепад, — объяснил Юрий Кожевников. — Наше предложение какое? Мы сейчас заканчиваем остановки, по ходу смотрим и принимаем решение, как сделать. Там, где асфальт, это самое простое. На следующий год асфальтом [въезды] сделаем. Обеспечим [доступность]. Где плитка, будем выкладывать плиткой. Сейчас с подрядчиком уже переговорили. Они будут готовы к этой работе приступать.
— В рамках контракта? — уточнила Наталья Котова.
— Удорожание — десять процентов. Здесь всё как положено. Особо большого, лишнего не будет, — пообещал Юрий Кожевников.
— А по контракту почему сразу не заложили? — продолжила допытываться врио главы.
— Во-первых, была сложность по всем остановкам — сроки. Мы же вышли когда? В феврале. Сделали сами, МБУ, весь проект. Поэтому сил не хватало для того, чтобы сделать всё, — развёл руками Кожевников. — Будем решать по ходу.
Но такой подход — «решать по ходу» — временно исполняющей полномочия мэра явно не понравился. После объезда всех трёх остановок Котова озвучивает решение — Юрий Кожевников будет наказан.
— Руководитель [службы эксплуатации остановок] получит дисциплинарное взыскание за то, что не были включены в муниципальный контракт моменты доступности. И в настоящий момент решается вопрос либо о замене руководителя, либо будет реорганизовано это предприятие и присоединено к другому предприятию, — сказала руководитель администрации журналистам. — Потому что те задачи, которые ставятся, — не только установка, но и дальнейшее их содержание. Это несколько иные задачи, и они должны быть решены в ближайшее время. Если мы эти остановки оставим в том же виде, как поставили, и не будем обслуживать, они за короткий период времени будут иметь совсем другой вид. Сейчас это всё решается в комплексе.
На монтаже кадровые решения не должны сказаться. До конца года, заверили власти, в городе смонтируют 200 новых остановок. Часть из них сменят зелёные павильоны, которые ставили на гостевом маршруте к саммитам ШОС и БРИКС 2020 года.
— В этом году меняются 28–29 зелёных остановок. Они сейчас пока складируются у нас на базе, делается дефектовка, — объяснил Юрий Кожевников. — Зелёные остановки, они же функционально не такие уж плохие. После того как мы сделали деревянные скамейки, люди нормально на них сидят. Да, смотрятся не так красиво, но будут отремонтированы и поставлены в те места, где пока не дотянуться. Зелёные остаются на маршруте от аэропорта, это фактически садовый маршрут. Менять, ставить туда новые дорогие остановки, тратить деньги? Плюс функционально они выполняют задачи, если их нормально обустраивать и содержать. Это нормальные функциональные остановки.
На монтаж новых остановок в этом году потратят 145 миллионов рублей, в целом же на замену потребуется около 300 миллионов.
Со временем власти обещают решить и вопрос соседства новых остановок со старыми киосками.
— Есть торговые остановочные комплексы, которые не я поставила, они несколько лет назад были, и по ним есть сроки действия контракта, — сказала Наталья Котова. — Если мы будем работать вне правового поля, расторгать сейчас контракты, то мы можем уйти с каждым остановочным комплексом в суды, и это надолго затянется. И от этого не изменится внешний вид города. Поэтому мы сейчас заняли позицию какую? Проинвентаризировали полностью все гостевые маршруты, на них находится 489 остановок, по каждой остановке и по каждому месту составлены карты, где мы понимаем, какой объект стоит, до какого срока и что с ним будет дальше. Будет ли он демонтирован или получит своё развитие. В каждом случае вопрос будет решаться индивидуально. Может быть, сам собственник примет решение, что ему не нужно это место.
А что вы думаете о новых остановках?
Пока в Челябинске ударными темпами делают новые остановки, в старых в это время поселились бездомные.
Показываем, как менялась ситуация с остановками от мэра к мэру.
Есть мнение по поводу обустройства остановочных комплексов? Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.