В Челябинске подвели итоги сразу нескольких аукционов по уборке городских дорог. После пристального внимания антимонопольного ведомства к этой теме и громких скандалов, закончившихся отставками губернатора, чиновников областного и городского уровня, огромные лоты начали дробить. Например, торги по содержанию челябинских улиц разделили на несколько конкурсных процедур. Рассказываем, кто стал победителем первых аукционов и сколько денег в итоге потратят из бюджета. Спойлер: дороги привлекли внимание семьи известных челябинских предпринимателей Вайнштейнов.
За содержание дорог Челябинска в минувшие три года отвечала компания «Южуралмост». Контракт достался ей как единственному участнику аукциона — по начальной цене 4,4 миллиарда рублей. Договор в конце года заканчивается. Власти начали выбирать нового (или новых) подрядчика, которому предстоит чистить город в ближайшие годы.
Первыми объявили аукционы, в которых Челябинск поделён на четыре части. Начальная цена контракта на работы в Центральном и Советском районах составила 512,7 миллиона рублей. На улично-дорожную сеть Калининского и Курчатовского районов готовы потратить 406,2 миллиона, на Тракторозаводский и Ленинский — 425,7 миллиона и на Металлургический район — 433,4 миллиона. Аукционы должны были пройти 13 декабря.
Желающих участвовать в торгах по уборке дорог в Металлургическом районе не нашлось. Аукцион признали несостоявшимся. Теперь власти должны объявить новый аукцион или провести запрос предложений.
— Заказчик вносит изменения в план-график и вправе провести запрос предложений в электронной форме, — объяснили юристы.
По всем остальным лотам подали по две заявки. Один из участников торгов по Центральному и Советскому районам — ООО «Стройтех» — снизил цену всего на 2,7 миллиона рублей. Компания «Ант» поступилась 12,7 миллиона, готова работать за полмиллиарда рублей. Её и признали победителем.
В Тракторозаводском и Ленинском районах цена снизилась на два с небольшим миллиона. В течение десяти минут после начала проведения аукциона единственное предложение — 423,5 миллиона рублей — дала компания «Строймеханизация» и победила на торгах.
В Калининском, Курчатовском районах за контракт боролись компании «Стройтех» и «Строймеханизация». Правда, первый участник снизил цену на одну (!) копейку — с 406 238 269,68 до 406 238 269,67. В итоге вновь выиграла «Строймеханизация», готовая взяться за работу за 404 миллиона рублей.
Итак, кто же решил занять лакомое место дорожного подрядчика, где последние несколько лет царила откровенная монополия?
Два крупных лота общей стоимостью свыше 800 миллионов рублей достались ООО «Строймеханизация» — крупнейшему в регионе оператору строительной техники и грузоподъёмных механизмов. У компании есть парк стройтехники, производственные базы и ремонтные мастерские. Но до сих пор она специализировалась на строительных работах. По данным сервиса «КонтурФокус», учредители предприятия — Валерия Вайнштейн (83,3 %) и Владимир Гамольский (16,7%). Головной офис расположен на улице Татьяничевой, 12б. Именно там зарегистрировано множество компаний, принадлежащих семье известных челябинских бизнесменов Сергею и Евгению Вайнштейнов (входят в топ-100 самых богатых челябинцев по версии 74.RU 2016 года).
Не менее интересен подрядчик, который за полмиллиарда будет следить за улицами в Центральном и Советском районах. Микропредприятие «Ант» занимается поставкой и ремонтом компьютеров. Работает с 2009 года, принадлежит Евгению Клепикову. Со многими компаниями сотрудничает на аутсорсинге.
— Ведь всегда лучше, чтобы каждый занимался своим делом, — объясняют преимущества работы с ними представители компании «Ант» (цитата из обращения к заказчикам на сайте фирмы «Ант». — Прим. ред.).
Начальная цена первых дорожных аукционов варьировалась от 400 миллионов до 500 миллионов рублей. В целом на содержание второстепенных челябинских улиц мэрия готова потратить 1,8 миллиарда рублей. Контракты планируется заключать на два с половиной года — с 1 января 2020-го по 30 июня 2022 года.
Эксперты указывают на формальное дробление лотов, для реальной конкуренции суммы великоваты.
— Мы видим, что содержанием дорог в столице займутся новые подрядчики. С одной стороны, хорошо, что уходим от привычного монополизма. Все помнят, как годами такие контракты и в городе, и в области доставались одной и той же компании, — прокомментировал юрист Фонда борьбы с коррупцией* Валерий Золотухин. — С другой стороны, предыдущая деятельность победителей дорожных торгов совсем не связана с обслуживанием улично-дорожной сети, опыта и технической базы у них нет. Будем надеяться, что новые ответственные за челябинские дороги найдут достаточно техники и персонала, чтобы выполнить эту работу.
Подрядчики должны поддерживать дороги в проезжем и безопасном состоянии, заниматься уборкой и вывозом мусора, подметать и поливать летом, отсыпать специальными смесями зимой, наносить разметку, делать мелкий ремонт и так далее. В каждом контракте перечислены улицы, за состоянием которых следит победитель аукциона.
Антимонопольная служба ранее предъявляла немало претензий к организации дорожных торгов в Челябинской области. Глава Челябинского УФАС Анна Козлова критиковала повсеместно практикующееся укрупнение лотов. На дорожных контрактах погорел экс-глава региона Борис Дубровский. Решение ФАС России поставило крест на его дальнейшей карьере. Затем долго обсуждалось возбуждение уголовного дела в отношении Бориса Дубровского по статье о злоупотреблении полномочиями с ущербом бюджету в 20 миллиардов.
Самый крупный лот по содержанию челябинских дорог — на три миллиарда рублей — предстоит разыграть 23 декабря.
* Признан иноагентом
Недовольны тратами бюджетных денег и конкретными госзакупками?Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74.