Предшественник Бориса Дубровского на посту губернатора Челябинской области Михаил Юревич машины любил, ездил за рулём сам и серьёзно преобразил город с точки зрения автомобилистов — кто-то считает, что даже слишком. А чем запомнился водителям подавший вчера в отставку глава региона? Не всё из перечисленного ниже напрямую связано с его решениями, но в любом случае происходило под его патронажем.
«Наведу порядок с маршрутками»
Явных преференций автомобилистам Дубровский не выказывал никогда и в 2014 году после избрания неоднократно заявлял о том, что наведет порядок в сфере общественного транспорта.
На деле за последние пять лет ситуация с перевозками не улучшилась: в городе по-прежнему доминируют маршрутки, борьба с нелегалами напоминает сизифов труд, а чёткого плана по выходу из кризиса власти так и не приняли.
Точнее, мы слышали обещание закупить 300 новых автобусов, работающих на метане. По факту в прошлом году в Челябинск завозили подержанные автобусы из других регионов.
Были и откровенные прожекты вроде испытаний в Челябинске китайского электробуса.
Вердикт: ситуация с маршрутными перевозками в Челябинске остаётся тревожной.
Красивая легенда о ВСМ
Мощным стимулом для города должно стать строительство высокоскоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом. Согласовывали проект с трудом, и в федеральный план стратегии пространственного развития он попал в последний момент. Несмотря на общий скепсис о реализуемости проекта ВСМ, незадолго до своей отставки Борис Дубровский предложил продлить магистраль до Кургана и далее в Казахстан. Ранее звучали также идеи проложить магистраль до Магнитогорска. Грандиозность планов впечатляла больше, чем реальные изменения транспортной инфраструктуры.
Вердикт: ставка на ВСМ может принести толчок экономике региона, но реализовывать план будет уже другой губернатор
Трасса М-5 стагнирует
Сейчас Челябинск с Екатеринбургом и Уфой связывает трасса М-5 — одна из самых проблемных дорог федерального значения. Её расширение на выезде из Челябинска в сторону Уфы проводилось в конце нулевых и начале десятых годов, а в 2013 году 24 километра получили статус магистрали с разрешённой скоростью 110 км/час. Но это было ещё до Дубровского.
С тех пор значительного прогресса трасса М-5 на участках в Челябинской области не видела. Отдельное фиаско — 11-километровый участок, готовый на 90% и до сих пор не запущенный в эксплуатацию из-за проблем с подрядчиком. Вынашивалась также идея строительства платного дублёра трассы М-5, но пока лишь контурно.
Вердикт: связь Челябинской области с другими регионами по-прежнему далека от идеала.
Дорожная эволюция Челябинска
Автомобильная инфраструктура Челябинска получила мощный импульс в юревичевский период под флагами «дорожной революции». Были расширены многие дороги, ряд ключевых перекрёстков оснастили рукавами для поворота направо, построили несколько развязок.
Впрочем, наследие Юревича не было безупречно, например, за бортом остались интересы пешеходов, и в этой сфере за истекшие пять лет революций не случилось. Кроме того, массированное расширение дорог привело к образованию множества мест со спорной организацией движения: исчезающие полосы, косые перекрёстки, недостроенные магистрали. Остались и явные хвосты, спровоцировавшие, например, внезапное перекрытие важной магистрали около «Мечела» из-за аварийного состояния моста: ситуацию можно было спрогнозировать и заранее продумать альтернативные маршруты.
Нельзя сказать, что дорожные работы при Дубровском остановились, скорее, они перешли в фазу «ползучей эволюции»: были ежегодные ремонты и реконструкция отдельных участков, но без прежней масштабности. Челябинцам запомнится строительство третьего уровня развязки около цирка, правда, тоже ещё не законченное.
Впрочем, сфера дорожного строительства является для бывшего губернатора особенно двусмысленной ввиду дела ФАС, которое признало Бориса Дубровского причастным к антиконкурентным соглашениям с дорожным подрядчиком «Южуралмост». Речь идёт о контрактах на общую сумму 8 миллиардов рублей.
При Борисе Дубровском приняли план развития дорожной инфраструктуры Челябинска, разработанный питерской компанией. Он предполагает значительный акцент на общественный транспорт, например, строительство выделенных полос.
Вердикт: значительных изменений дорожной инфраструктуры Челябинска за последние пять лет не произошло, хотя в текущем режиме работа проводилась постоянно.
Бодание с заправкой
Проведение саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году было ключевой темой для губернатора Дубровского. Строительству конгресс-холла на улице Труда мешала строптивая АЗС «ЛУКОЙЛ», для борьбы с которой власти выбрали весьма двусмысленный способ: они установили знаки и камеру видеофиксации, чтобы съезд на АЗС по наиболее интуитивному пути приводил к штрафу в 5000 рублей для автомобилистов.
Вердикт: автомобилисты стали разменной монетой в политических играх.
Точечное снижение налогов
Челябинск отличается достаточно высокими расходами на автомобиль: у нас максимальный для России территориальный коэффициент по ОСАГО и достаточно большие ставки транспортного налога для автомобилей мощнее 150 л.с.
Осенью прошлого года с подачи Бориса Дубровского транспортный налог для автомобилей мощностью 150–180 л.с. существенно снизили для пенсионеров и многодетных семей.
Реагируя на свирепое недовольство челябинцев экологией города, власти предложили снизить налоги для транспорта на газовом топливе. Но значимых результатов мы пока не увидели.
Вердикт: больших уступок автомобилистам не было.
Чехарда с камерами видеофиксации
При Борисе Дубровском в Челябинской области значительно возросло число камер фото- и видеофиксации нарушений, что соответствует федеральной тенденции. Не обошлось и без накладок: изначально власти сделали ставку на работу с подрядчиком по госконтрактам — с 2015 по 2017 годы тендеры выигрывал «Ростелеком». Но в 2018 году контракт перехватила другая фирма, и большая часть камер фото- и видеофиксации Челябинска перестала работать. С тех пор власти изменили подход: теперь область переводит камеры в свою собственность, но последствия решений 2014–2015 годов чувствуются до сих пор. Например, с января снова не работают два десятка камер.
Вердикт: система видеонаблюдения переходит в собственность областной казны, что, в целом, правильно, но происходит неспешно
Чего автомобилисты ждут от нового губернатора
Не будем решать за вас: предлагаем принять участие в опросе, куда мы включили наиболее популярные пункты. Если же мы что-то упустили — смело пишите в комментариях.
Чего вы ждёте от нового губернатора в сфере транспорта и дорожной инфраструктуры?
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский подал в отставку 19 марта. Временно исполняющим обязанности главы региона назначен уроженец Челябинска, первый замминистра энергетики России Алексей Текслер.
Мы в режиме онлайн рассказываем о смене власти на Южном Урале.
Хотите поделиться информацией об интересном событии? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.