General Motors стала первой автомобильной корпорацией, заявившей о полном уходе из России. Редактор рубрики «Авто» Артем Краснов объясняет, насколько это значимо и чем нынешнее расставание GM с нашей страной отличается от предыдущего, в 2015 году.
В новости про второе прощание General Motors, конечно, больше символизма, чем реального ущерба авторынку. Но всё же это первый автопроизводитель, заявивший о прекращении поставок всех автомобилей и запчастей, а также увольнении сотрудников, то есть о полном сворачивании деятельности.
В последние годы GM был представлен в России тремя линейками автомобилей. Во-первых, набором бюджетных моделей узбекской сборки (называвшихся ранее Daewoo и Ravon), в частности Spark, Nexia, Cobalt. Во-вторых, это модели Chevrolet для американского рынка, в частности TrailBlazer, Traverse и Tahoe. И, наконец, у концерна были четыре премиальные модели Cadillac.
Ни одна из линеек не играла существенной роли для российского рынка. По итогам 2021 года Cadillac занял 31-е место в рейтинге марок по объемам продаж (2377 машин), Chevrolet — 37-е место (1046 машин). Поскольку у концерна не было собственного производства и планов его наладить, перспективы были в любом случае туманны и его присутствие выглядело скорее номинальным. После начала военной операции уход был вопросом времени, потому что поставки машин прекратились еще в начале марта.
При этом когда-то автомобили GM были очень значимы для российского рынка, и после кризиса 2008–2009 годов именно Chevrolet лишил Ford титула самого популярного инобренда России. В арсенале были успешные Aveo, Lacetti, Cruze, Spark, кроссоверы Mokka и Captiva. В те времена концерн активно продвигал в Россию продукцию своего корейского крыла (GM DAT, бывшая Daewoo), а также владел маркой Opel, которая позже породнилась с Peugeot-Citroen. У GM был завод под Питером, где выпускали Chevrolet Cruze и Opel Astra, а еще работал совместный проект с АВТОВАЗом по выпуску Chevrolet Niva.
Впрочем, в какой-то момент концерн утратил инициативу и к середине нулевых пропустил вперед Renault и корейскую парочку Hyundai и KIA. Говорят, отставала от графика и локализация Cruze/Astra под Питером, что осложняло получение правительственных льгот.
После присоединения Крыма и первой волны санкций в начале 2015 года GM принял решение о сокращении присутствия в России, законсервировав питерский завод и оставив лишь модели, которые изначально были адресованы американскому рынку (Tahoe, Camaro, Corvette). С тех пор присутствие было формальным, и продажи в основном делала российская модель Chevrolet Niva, которую в 2020 году передали АВТОВАЗу вместе с брендом «Нива». Устаревшие модели Nexia, Spark, Cobalt, которые в последние пару лет продавались под брендом Chevrolet, — это инициатива узбекских партнеров GM вдохнуть жизнь в проект, который ранее назывался Ravon. В обоих случаях исхода GM из России сложно сказать, были ли они обусловлены чисто политическими причинами или ослабевающими позициями на рынке и утрате к нему интереса.
Чисто потребительски никакой жалости по поводу ухода GM нет: место бюджетных «Шеви» давно заняли корейские марки, Renault и Lada. Другой вопрос, является ли американский концерн лишь первой ласточкой в череде многих? Сегодня в России полноценно работают лишь два завода, УАЗ и Haval под Тулой. Еще два завода, дальневосточная Mazda и калининградский «Автотор», работают в усеченном режиме, дособирая машины из завезенных ранее компонентов. АВТОВАЗ должен выйти из корпоративного отпуска 25 апреля, но какие именно модели и в каком объеме будет собирать — пока неясно. О приостановке деятельности заявили концерн Stellantis и Mitsubishi, которые на пару владеют заводом под Калугой (выпускает Mitsubishi Outlander, Citroen C4, Peugeot 408 и ряд коммерческих автомобилей, в том числе Opel и Fiat). А о состоянии немецких марок можно косвенно судить по обращениям клиентов.
Ну и для АВТОВАЗа, конечно, наиболее чувствительным будет уход Renault, если французская марка всё же предпочтет свернуть инвестиции в Россию.
Согласны с автором?