![Ушли, не прощаясь: топ-5 автомобилей, по которым мы будем скучать, — выбор редакции Продажи в России многих популярных моделей остановлены, и по некоторым мы будем скучать особенно сильно | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/a9/dd/b3a9dd1c2664fba1ad40ce2dc3db52ba/656x438_1:5723_0728200c2dc7e934a265bfca3dcc2096@1024x683_0xgGC9k0Q3_1870269859188573113.jpg.webp)
В 2022 году автомобильный рынок пережил настолько сильное потрясение, что его структура изменилась безвозвратно: в августе более половины продаж обеспечила Lada и три китайских бренда — Haval, Geely и Chery. И это резко контрастирует с тем, к чему привыкли россияне за последние 20 лет. Чтобы почтить память уходящей автоэпохи, мы выбрали пять моделей, которые сыграли важную роль на рынке. Мы не рассматривали премиальный сегмент, а также не брали во внимание марки Hyundai, KIA, Toyota и еще ряд азиатских брендов, которые декларируют желание остаться в России. Наш рейтинг очень условен, и в комментариях вы можете написать свой вариант ответа на вопрос, по какой из уходящих моделей вы будете скучать особенно. А наш выбор — ниже.
Renault Duster
В 2012 году Renault Duster стал сенсацией, сразу же потеснив с пьедестала устаревшую Chevrolet Niva, навсегда поменяв наше отношение к кроссоверам. За счет просвета в 205–210 мм, мясистой подвески и хваткого полного привода с муфтой GKN он сразу же занял промежуточное положение между городскими паркетниками и внедорожниками. Своеобразный салон и общее чувство бюджетности компенсировалось умеренной ценой и широким выбором модификаций — Duster предлагался даже с дизелем.
![Цена на базовые версии Renault Duster в 2012 году начиналась от 462 тысяч рублей | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/db/9e/5edb9e056c98b8a3e2b9f8462e69acc6/656x492_1:5723_9693d8be890daa4554ed732f57de3e79@1024x768_0xTeRWG00n_2713433172747464480.jpg.webp)
Сочетание качеств модели было столь необычно, что за 10 лет прямого конкурента «Дастеру» так и не нашлось. В 2016 году Hyundai Creta сместил его с лидерских позиций в сегменте кроссоверов, но Duster и два его близких клона (Renault Kaptur и Nissan Terrano) пользовались стабильным спросом и уважением. Отдельной похвалы заслуживал консервативный набор агрегатов: Duster был построен на сравнительно простой платформе B0, зато прослыл автомобилем надежным и ликвидным.
![В новом поколении автомобиль стал солиднее. Минимальная стоимость за 10 лет возросла вдвое — до 945 тысяч рублей | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/db/88/f3/db88f302fa59d165cf670891926b9cae/656x369_1:5723_1b39f681bfec9387c94b8705360db651@1280x720_0xUiPY0cjB_9389372387232549331.jpg.webp)
Renault официально ушла из России и передала московский завод, где собирали «Дастеры», столичному правительству — там готовится сборка «Москвичей». Адекватной замены для Duster нет: китайские «проходимцы» являются таковыми только на бумаге, имеют небольшой просвет и часто лишены полного привода. АВТОВАЗ обещает новый кроссовер на базе Vesta, но свежи еще воспоминания о подходах завода, когда его контролируют госструктуры, — разработка новинок тянется дольше, чем существуют политические режимы.
Skoda Octavia
В начале этой автомобильной эпохи, то есть 20 лет назад, чешская марка Skoda и ее модели, вроде Felicia, воспринимались россиянами, примерно как сигареты из стран Варшавского договора: лучше наших, хуже американских. Но марка провела колоссальную работу и постепенно вышла в лидеры рынка. У нее было много удачных моделей, но Octavia является лучшей иллюстрацией, за что мы любили Skoda.
![Skoda Octavia Scout была почти кроссовером: просвет 180 мм, полный привод с «хваткой» муфтой Haldex, кузов-универсал | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/73/a8/d673a8bfde3ecffc89593d9cff4b886d/656x492_1:5723_cf68c061a9445835427125f841522289@1024x768_0xW4YFwiSJ_4194164433497896966.jpg.webp)
Невероятный вместительный лифтбэк имел первоклассную эргономику и столь же впечатляющее шасси — мы ведь не забываем, что Skoda пользовалась технологиями Volkswagen. В последних версиях Octavia строилась на очень удачной платформе MQB, которая обеспечивала классное сочетание комфорта и управляемости. Одно время репутацию модели подпортили турбомоторы-маломерки и ранние версии коробок DSG, но к 2013 году концерн преодолел большую часть этих сложностей, и Octavia стала практически безупречна. Ее можно было критиковать за дизайн или визуальную скупость интерьера, но стоило оказаться за рулем, как все сомнения рассеивались.
![В новом поколении Octavia стала привлекательной внешне | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/01/98/a5/0198a551039eb11c4239a4342d228235/656x369_1:5723_0fd322a9ebf3800b1b9b414350ed3c16@1280x720_0xdnThAi6k_5172761937436834118.jpg.webp)
Skoda Octavia собирали на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде, но после введения санкций концерн Volkswagen был вынужден покинуть насиженное место. Проблемы с поставкой Octavia нового поколения начались еще в прошлом году из-за микропроцессорного кризиса. Полноценных аналогов машине почти нет: по размеру к ней близок липецкий электромобиль Evolute i-Pro или JAC J7, но им еще предстоит доказать свою состоятельность.
Nissan Qashqai
Первый Qashqai, вышедший в 2006 году, навсегда переформатировал автомобильный рынок. Он не был первым кроссовером, но «Ниссану» удалось создать практически идеальный городской паркетник. По размерам модель была сопоставима с обычными хетчбэками C-класса, но имела более вместительный кузов и лучшую проходимость — для России это было попадание в яблочко.
![Первый Qashqai был настолько успешен, что из-за него Nissan изменил подходы на европейском рынке, перейдя на выпуск машин с нестандартным сочетанием качеств, вроде Nissan Note | Источник: Nissan](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/55/34/e55534a2d22592883903f39194e3fe0e/656x434_1_684ef7bf6c72f07964e20dde528cc70b@1280x846_0xxzBENOj6_3956969981442916421.jpg.webp)
Со временем автомобиль прибавил в размерах, цене и солидности, подрастеряв часть аудитории на фоне крепнущей конкуренции, но мы всё равно считаем его одной из наиболее гармоничных моделей: для тех, кому важен не внешний лоск, а хороший баланс качеств.
![Второе поколение Qashqai. Третье Россия, вероятно, не увидит | Источник: Nissan](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/25/a1/c325a1b4a04f04a193d7238a3f75a608/656x379_1_62480abb9e946d5a550f57fc9d520e25@1280x739_0xK8cfRwkc_4159684158246714252.jpg.webp)
Формально Nissan не объявлял об уходе из России, а завод под Питером, как и соседние предприятия Toyota и Hyundai, стоит на паузе. Недавно ее продлили минимум до конца года. Уход партнерской компании Renault и неважное положение дел Nissan в России (он терял рыночную долю и сокращал модельный ряд) увеличивают шансы сворачивания производства. Японские марки обозначали желание остаться в России, но пока ни один из заводов не заработал, а дилеры распродают остатки машин.
Mazda CX-5
Mazda никогда не лидировала в России с точки зрения продаж, но пользовалась неизменным почетом, чему помогал отличный дизайн и ездовые качества моделей. Кроссовер CX-5 можно считать концентратом ее успеха — модель стабильно входила в топ-25 российского рейтинга популярности, хотя дешевой не была.
![На Mazda CX-5 использовались довольно продвинутые технологии, вроде двигателей Skyactiv | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/c7/cd/7fc7cd4ef1e784f3deaa11bddc6d1e89/656x438_1:5723_1187418c963407c62a5c0c04e2951f41@1280x854_0xtqTdRv6H_6086444575094294062.jpg.webp)
И мы понимали почему: на фоне всё более однотипных и скучнеющих конкурентов она предлагала не только внешнюю яркость, но и ощущение легкости за рулем. Это сочеталось с хорошей практичностью и прекрасным (по меркам класса) ездовым комфортом. CX-5 была одной из тех моделей, которые ты не хочешь возвращать после тест-драйва.
![Она была просто эффектна | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/78/2a/9a/782a9a3a3fee6094b0098edf286f2e15/656x369_1:5723_837d4730c1ad7024b7094c9b1b6c4f14@1280x720_0xI0OspcoK_1517204106529226693.jpg.webp)
Mazda CX-5, как и ряд других моделей компании, собирали на дальневосточном заводе марки на паях с Sollers. Сейчас предприятие в простое, а перезапуск осложнен сразу несколькими причинами, включая логистические сложности и постепенное падение платежеспособности российского населения: CX-5 всё же метил в более состоятельную аудиторию. Проект же дальневосточной сборки изначально был достаточно спорным и рассматривался скорее как способ поддержать экономику региона. Так, например, канула в лету сборка на предприятии «Соллерс-Буссан» внедорожника Toyota Land Cruiser Prado, который с тех пор импортировался. Сам Sollers в последнее время заявил о желании выпускать автомобили под своим брендом, и, конечно, речь о китайских моделях.
Volkswagen Polo
До его выхода в 2010 году понятие «бюджетный автомобиль» подразумевало некую ущербность, которая чувствовалась и в Chevrolet Lanos, и даже в удачном Renault Logan первого поколения. Volkswagen Polo Sedan поднял планку недорогих седанчиков на новый уровень: построенный на базе актуальной европейской модели, при этом более просторный, он воспринимался именно иномаркой, а не удешевленной машиной для стран третьего мира.
![Первый Volkswagen Polo Sedan хоть и был лоукостером, ехал на уровне куда более дорогих автомобилей | Источник: Volkswagen](https://n1s1.hsmedia.ru/20/4a/f4/204af4ddf4e41e82a9a06b1c826232f1/656x492_1_b2c0e0848a6c7be8ca72cdccf3e819a2@1280x960_0xHyzCua8m_4830416460914479599.jpg.webp)
Да, у него был скучноватый дизайн, узкий салон и жестковатая подвеска, но владеть им было приятно, и особенных проблем он не доставлял. Volkswagen серьезно заморочился с локализацией модели в Калуге: кузова штамповались из российского проката, здесь же собирались двигатели, многие сложные детали для которых (например, отливки) производились в России. Во втором поколении Polo стал лифтбэком и получил спорный дизайн, но в любом случае оставался одним из самых добротных автомобилей сегмента.
![Второе поколение модели вышло в ковидном 2020 году и как следует разогнаться не успело, тем более конкуренцию составляла почти идентичная Skoda Rapid | Источник: Volkswagen](https://n1s1.hsmedia.ru/06/c8/8a/06c88a9ccba3adc16279ef3922599f3d/656x407_1_690e13b0d25c9c1d302e9c95ea744ba7@1280x794_0xAaNkBDK4_0261854249086264023.jpg.webp)
Сейчас завод в Калуге остановлен, а немецкие марки находятся в наиболее сложном положении из-за влияния санкций. Ходят разговоры, что Volkswagen ищет покупателей на свое предприятие. Для России потеря таких моделей особенно болезненна, поскольку между совсем уж примитивной Lada Granta и китайскими кроссоверами за 2–3 миллиона образовался вакуум. Заполнить его могут иранские марки, но их модели строятся на платформах, выпущенных в начале 2000-х или ранее, так что нам будет не хватать таких простых и рациональных машин, как Polo.
Уход бестселлеров — многолетняя тенденция
Исход отдельных моделей и целых марок в России принял тревожный характер еще до 2022 года: так, деятельность в России свернули некогда популярные Chevrolet и Ford, сократил присутствие Nissan, утратили интерес французские марки Peugeot и Citroen. Непрерывно сокращалось и разнообразие моделей: помните, например, Ford Fusion, Nissan Note или Skoda Roomster? В последние годы рынок сфокусировался на продукции Lada, бюджетных седанах и кроссоверах, тогда как всё нешаблонное и смелое искало себе другие рынки.
Сейчас же автопром России находится в стадии полного переформатирования: растет спрос на серый импорт из Китая, Японии, Казахстана, Белоруссии, ОАЭ.