Читатели 74.RU заметили отсутствие как минимум одного из видов топлива на трех АЗС «Лукойл» 20–21 сентября: речь о точках на пересечении Курчатова и Воровского, на Копейском шоссе и Героев Танкограда. В пятницу, 22 сентября, мы проехали по указанным заправкам, где были все марки бензина и дизтоплива, равно как не обнаружили мы видимого дефицита на других АЗС поблизости. 74.RU обратился в головной офис «Лукойл» с вопросами, была ли нехватка топлива и, если да, с чем она связана.
Мы проехали несколько АЗС «Лукойл», включая заправки, указанные в обращении читателей, но сейчас они работают в обычном режиме, предлагая все виды топлива. Не наблюдается отсутствия и на заправках других брендов. Но если вы заметили нехватку топлива на каких-то АЗС, свяжитесь с нами через форму обратной связи: мы продолжаем отслеживать ситуацию.
Нехватка топлива наблюдается в отдельных регионах: например, в Омске пропало топливо на одной из АЗС «Газпромнефти».
Переплюнули 2018 год
При этом темпы подорожания топлива за неделю с 11 по 17 сентября возросли еще сильнее: бензин АИ-92 прибавил сразу 74 копейки за литр (данные Росстата по стране в целом), бензин АИ-95 — на 86 копеек. Это вдвое выше, чем темп удорожания предыдущей недели: тогда были 35 копеек и 39 копеек соответственно. Сильнее всего за неделю подорожало дизтопливо: сразу на 1,32 рубля за литр (данные Росстата по стране в целом). В УрФО прибавка чуть меньше — 1,09 рубля.
При этом с июня 2018 по май 2023 года недельный рост цен на топливо был на порядок ниже и составлял 2–3 копейки в неделю. Последний раз топливо прибавляло более 50 копеек в неделю в момент бензинового кризиса 2018 года, который остановили временным снижением акцизов.
Экспорт временно задушили
Правительство временно ограничило экспорт топлива, поскольку его отток за рубеж считался главной причиной недостатка на внутреннем рынке и, как следствие, роста цен. В качестве альтернативной меры рассматривалось увеличение экспортной пошлины.
— Временные ограничения помогут насытить рынок топлива, что, в свою очередь, позволит снизить цены для потребителей, — говорится в сообщении правительства. — Ранее для стабилизации ситуации на топливном рынке правительство увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу. Организован также ежедневный мониторинг закупок топлива для нужд сельхозпроизводителей с оперативной корректировкой объемов.
«Главное, чтобы мера была временной»
Эксперты называют такую меру действенной на коротком плече, но считают ее рискованной, если речь о длительном запрете экспорта:
— Эта мера предусмотрена любой экономической теорией: если появляется дефицит товара, то ограничивается экспорт и этот товар выходит на внутренний рынок, — объяснил экономист Георгий Остапкович. — Главное, чтобы этого не было на постоянной основе, иначе пострадает экономика: как минимум возникнут проблемы у компаний, которые занимаются экспортом этого самого топлива.
Он отметил, что проблема может быть связана и с другими причинами, например, логистическими, на что действительно жалуются и независимые АЗС, отмечая длительность и нерегулярность железнодорожных поставок топлива.
«Важно напомнить нефтяникам приоритеты»
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин напоминает, что биржевая стоимость топлива пошла вниз еще до решения правительства об ограничении экспорта:
— Или нефтяники понимали, что правительство собирается принимать жесткие меры, и пытались исправить ситуацию или боролись за получение демпфера, или просто инсайдеры вели классическую биржевую игру, — написал он в телеграм-канале союза. — Государство решило вопрос жестко: правительство ввело временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Такая мера позволит не только снизить цены на внутреннем рынке, но и напомнит нефтяникам, что внутренний рынок в приоритете.
Но эксперт подчеркивает, что ограничения носят временный характер, и пока неясно, на какой период они вводятся.
А вот как челябинские водители отнеслись к подорожанию топлива. Интересно, что весной 2022 года биржевая цена топлива резко проседала, но цены на заправках тогда были «стабильны». Зато рост биржевой цены отозвался резким подорожанием розницы.