20 января четверг
СЕЙЧАС -8°С

Блокировка карты не спасет от мошенников

Поделиться

Поделиться

Россияне все чаще становятся жертвами интернет-мошенников, которые снимают деньги с их банковских счетов. Бывают и резонансные случаи, когда даже блокировка карты не помогает, а суд бессилен. Как держателям карт себя обезопасить, рассказали эксперты.

За год в России в 5,5 раза возросло число несанкционированных снятий денежных средств со счетов банковских карт через интернет-банкинг. Это выяснили специалисты компании «АльфаСтрахование», проанализировав статистику обращений по страховым случаям с банковскими картами. По мнению экспертов, основной причиной является недостаточная осведомленность населения в части правильного использования новых интернет-технологий. Большое количество случаев несанкционированного снятия происходит по вине держателей карт, так как они сами предоставляют доступ третьим лицам к информации, предназначенной для личного пользования, не понимая, чем это может для них обернуться. Чаще всего мошенники говорят, что они решают какую-либо внезапно возникшую проблему со счетом либо переводом средств.

«Жертвами мошенников по несанкционированному снятию часто становятся доверчивые люди, в основном не сведущие в новых тенденциях компьютерных технологий и средствах связи, используемых банками для обслуживания клиентов. Число мужчин и женщин среди жертв мошенников приблизительно равно, – рассказывает директор департамента страхования имущества физических лиц «АльфаСтрахование» Ирина Карнаева. – Частные физические лица должны хорошо знать современные технологии, доверять им, но при этом быть осторожными и соблюдать все полученные от банка рекомендации. Безопасность прежде всего зависит от держателя карты».

На банковский фрод с использованием интернет-банкинга приходится 93% от убытков, связанных с несанкционированным снятием. При этом на кражу наличных, снятых из банкомата, приходится лишь 4% страховых случаев, а 3% – на утрату банковской карты, подсчитали эксперты «АльфаСтрахование».

В Челябинской области за первое полугодие 2016 года в районные суды поступило 16 291 гражданских дел с участием банков и кредитных организаций. Из них окончено 16 063 дел, сообщили в пресс-службе Челябинского областного суда. Отдельной статистики именно по кражам с карт суд не ведет.

Но на практике суд далеко не всегда встает на сторону граждан, подвергшихся нападению мошенников. Например, гражданке Т., которая обратилась в Калининский районный суд города Челябинска с иском к банку о взыскании денежных средств, отказали. Женщина заранее указала, что ее персональные данные банковской карты были получены мошенниками путем обмана и обратилась в банк с просьбой заблокировать карту. Однако через несколько дней денежные средства все же были списаны со счета, рассказали в пресс-службе Калининского районного суда.

Суд отказал Т. в удовлетворении исковых требований, поскольку списание денежных средств произведено в результате ее действий. Требования возложить на банк обязательства вернуть ей утраченные средства были отклонены.

Вице-президент, начальник Управления кредитных карт ВТБ24 Александр Бородкин говорит, что, скорее всего, дело обстояло так: данные по карте ушли злоумышленникам, прошла авторизация по карте (картой воспользовались), карту заблокировали, но по авторизации, которая была до блокировки, списали денежные средства. «Банк не может остановить списание по уже свершенной операции по карте, хотя фактически списание может происходить через несколько дней с момента авторизации, и карта на момент списания может уже быть заблокирована», – предположил Александр Бородкин. Банкир рекомендует при пользовании картами быть внимательными: не терять карту, не передавать пин-коды и персональные данные, своевременно уведомлять банк о пропаже или краже карты. «Установите СМС-оповещение о любых движениях средств по карточному счету. Это позволит сразу узнать о сомнительных операциях с картой и оперативно принять меры. Если же вы стали жертвой мошенников, сообщите в правоохранительные органы», – рекомендует эксперт.

В ситуации, когда клиент разглашает сведения о своей банковской карте, ответственность с банка снимается, объясняет юрист Ирина Трякшина, добавляя, что банки предусмотрительно включают в договоры пункт о неразглашении информации, в частности, что никто кроме держателя не должен знать пин-код карты. «Предполагаю, что требования к банку о взыскании денежных средств будут безосновательны, если платеж не был опротестован держателем карты. Фактическое списание средств со счета банковской карты происходит, как правило, в течение нескольких дней», – рассуждает юрист. При этом существует процедура опротестования платежной операции банком-эмитентом, эта технология используется непосредственно некоторыми платежными системами. Но для ее использования необходимо обратится лично в банк с заявлением, рассказывает Ирина Трякшина. Сроки подачи заявлений, а так же пакет документов, который необходимо приложить к такому заявлению, могут отличаться в зависимости от банка. «Универсального рецепта тут нет. Заявление желательно подать в кратчайшие сроки и оставить у себя экземпляр с входящим номером и датой. Если процедура опротестования не была пройдена и банк списал денежные средства, то требование о взыскании нужно будет предъявлять уже к мошенникам в рамках рассмотрения уголовного дела», – заметила Ирина Трякшина.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter