Массовый уход людей на карантин из-за угрозы коронавируса, отмена авиарейсов и туров, падение посещаемости в торговых центрах, развлекательных заведениях, кинотеатрах и ресторанах, заморозка поставок и снижение доходов из-за мартовского обвала рубля... Для малого бизнеса в очередной раз наступили смутные времена. Мы спросили челябинских предпринимателей, как они себя чувствуют. Спектр настроений оказался самым разным — от тревоги и прагматического пессимизма до надежды на лучшее.
Юрий Звонков, отель «Царский двор»: «Страшно за людей»
— Если в начале марта никакой паники ещё не ощущалось, то примерно с 13-го началось падение продаж. Границы закрыты, люди боятся ездить даже внутри страны, сотни гостей ежедневно звонят и отменяют бронирование. Как руководитель комитета по туризму региональной «Опоры России» вижу ситуацию в сфере гостеприимства — все челябинские отели терпят колоссальные убытки. В среднем загрузка номерного фонда снизилась в два раза по сравнению с прошлым годом. Отменены практически все крупные мероприятия вплоть до сентября, эта тенденция растёт с каждым днем. В итоге на 90% в среднем по городу упала загрузка конференц-площадок и банкетных залов. Деловой активности нет.
В апреле ожидаем загрузку 10–15%. То есть если в Челябинске примерно 2500 номеров, то в день будет загружено 250–400 номеров. Для города-миллионника это катастрофически мало. Только в гостиничной индустрии заняты около 2500 человек. Половина из них уже в апреле может оказаться без работы. Отели начали отправлять людей в отпуска без содержания, это приобретает массовый характер. А где работать повару или горничной, если везде то же самое?
Мы пока никого не сократили, но каждый день мониторим ситуацию. В нашем бизнесе большую часть затрат составляют оплата труда, налоги и операционные затраты. В этом году тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги выросли, а выручки нет.
Ольга Михайлова, торгово-офисный центр «Уют»: «Начнётся цепочка убытков»
— В настоящее время видим резкое снижение количества клиентов в фитнес-клубе, посещаемости в детских коммерческих школах, танцевальных коллективах. При введении карантина владельцы всех бизнесов по цепочке будут нести убытки. Арендаторы не смогут выплачивать зарплату своим сотрудникам, арендные платежи — частично или в полном объёме, арендодатели либо пойдут навстречу, либо будут расторгать отношения.
Арендодателям необходимо вносить обязательные платежи на обслуживание зданий и помещений по договорам — зарплату сотрудникам, кредиты, ипотеки, коммунальные расходы, обслуживание систем здания, лифтов, большие налоги за землю и недвижимость. Соответственно, арендодатели тоже будут вынуждены сокращать расходы за счёт снижения стоимости обслуживания с профильными организациями, но на монополистов и налоги и кредиты повлиять не смогут. Поэтому будут максимально оптимизировать штат — сокращать зарплаты и сотрудников. У которых в свою очередь кредиты и ипотеки. Достаточно высокий процент населения вообще не имеет финансовой подушки безопасности, живёт от зарплаты до зарплаты. Этой категории населения во время карантина жизненно необходима социальная государственная поддержка. Готово ли государство её оказывать?
Наталья Сахнова, турагентство «Корас»: «После 1998 года нам ничего не страшно»
— В Китай мы туристов не отправляли. Поэтому, когда началась история с коронавирусом, на нашей работе это никак не отразилось. Торможение началось, когда всё перенеслось в Европу, закрылась Италия. Сейчас спрос на туруслуги полностью остановился. Речь идёт об отдыхе и за рубежом, и в России — люди вообще боятся куда-либо ехать.
В этом году впервые стартовали прямые рейсы в Турцию из Челябинска не в апреле, а уже в марте. Первый самолёт улетел 15 марта, и он был полностью загружен. Много туров раскуплено и на 22, и на 29 марта. Обидно, что всё порушил форс-мажор не по вине туроператора.
Какое у нас настроение? Мы по-прежнему в офисе с утра до вечера: обзваниваем клиентов, переносим туры, изучаем новые отели. Садимся на сухой паёк и молимся, чтобы всё было хорошо. После августа 1998 года, когда с утра доллар был 6 рублей, а в обед — уже 26, нам уже ничего не страшно.
Павел Золотов, консалтинг в сфере ВЭД «ПРОФСЕРВИС»: «Берём на вооружение стратегию верблюда»
— Многие компании поставили свою деятельность на Stand By. Все ждут, когда пройдёт апрель, чтобы понять — туже завязывать пояса или возобновлять работу. Так что клиентов стало меньше. Что касается внешнеэкономической деятельности, то исторически России досталась роль низкостоимостного, но тяжёлого передела в цепочке создания продукта, попросту источника сырья.
Продукцию с высокой добавленной стоимостью в нашей стране массово не производят, за исключением продуктов питания и немного инноватики. Но это ничтожный процент — около одного. Поэтому нам в России всегда тяжелее, у нас нет средств производства, их необходимо закупать за рубежом либо производить своё. Но это нереально, так как научные разработки устарели. Мой совет — применяем стратегию символа нашего города — верблюда. То есть старые запасы воды расходуем медленно и продолжаем идти через пустыню.
Ольга Коршунова, ТД «Росава»: «Не сможем пережить кризис без поддержки»
— Мы — производственная компания, основной потребитель нашей продукции — автозавод «Урал». Делаем автомобильные сиденья и обивки салона, в том числе на военные машины. В составе наших сидений — комплектующие из Европы и ремни безопасности из Китая, их в России не производят совсем. Тендеры на год отыграны в декабре 19 года по курсу 72 рубля за евро. Цену изменить не можем по условиям договора.
Пока работаем, но на грани убытков, так как цена изначально была низкой с прибылью 3–5 процентов. Апрель ещё посмотрю, дальше, возможно, остановимся, чтобы не уйти совсем в убыток. Платим кредит, брали деньги на развитие, и у нас отсрочка платежа 50 дней с заводом по договору. В общем, если не будут в ближайшее время приняты меры поддержки тех производителей, кто зависит от курса доллара и поставок из-за рубежа комплектующих и материалов, думаю, мы закроемся, хотя на рынке с 2002 года.
Александр Турышев, букетная мастерская «Цветочки — коробочки»: «Спас обвал цен в Европе»
— В последний месяц посещаемость торговых комплексов, где находятся наши торговые точки, стала чуть меньше, выручка упала процентов на 15. Но в целом пока всё нормально — по сравнению с прошлым годом снижение выручки на 5–10%. Нас спас обвал на цветочном рынке Европы. Там из-за коронавируса рухнули цены на цветы. Правда, сейчас и стоимость доллара/евро другая. Но в итоге для нас закупочные цены на цветы изменились ненамного.
Продолжаем работать, надеюсь, переждём ситуацию, это же не на века. У нас очень лояльные арендодатели, они тоже понимают проблемы малого бизнеса: могут и каникулы, и отсрочку платежа дать, если совсем плохо станет. Пока катастрофического снижения потока покупателей и паники нет. Прошла первая волна сумасшествия, когда люди скупали сахар, муку и макароны. Всё обратно на полки привезли, и все успокоились — второй волны не было. Пока карантин не введут, думаю, всё нормально будет.
Евгений Крутько, агентство недвижимости «Все знают»: «Март — это тот же декабрь»
— Когда появились первые сообщения о коронавирусной инфекции в Китае, все думали, что это далеко и нас не коснётся. А вот когда 9 марта после обвала нефти рухнул курс рубля, стало ясно, что это затронет и недвижимость. Анализ трех предыдущих кризисов показал, что первые признаки влияния отразятся на рынке примерно через два-шесть месяцев. Первыми отреагировали продавцы — половина из них повысила цены на квартиры (а хотели вообще почти все). Хотя мы не советовали, смысла в этом нет.
Мы очень ждали покупателей из Казахстана. Но тут произошла накладка с коронавирусом и закрытием границ, они просто не смогли к нам приехать. Затормозились сделки и в связи с переходом МФЦ на работу по записи, и в связи с ростом банковских ставок по ипотеке. Но работы у риелторов много, тем более что наша профессия позволяет работать на удалёнке. Март всегда был хорошим месяцем для сделок по недвижимости. Даже поговорка сложилась: «Март — это тот же декабрь». А сейчас сезон ещё жарче.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU и нашей хронике.
Всё об обвале рубля и его последствиях — в материалах 74.RU.
Пострадали от скачка курса валют? Столкнулись с падением заказов, посещаемости и доходов? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.