
Первыми накрыло турагентства, цветочники пока держатся
Фото: Илья Бархатов, Дмитрий Гладышев (коллаж)
Поделиться
Массовый уход людей на карантин из-за угрозы коронавируса, отмена авиарейсов и туров, падение посещаемости в торговых центрах, развлекательных заведениях, кинотеатрах и ресторанах, заморозка поставок и снижение доходов из-за мартовского обвала рубля... Для малого бизнеса в очередной раз наступили смутные времена. Мы спросили челябинских предпринимателей, как они себя чувствуют. Спектр настроений оказался самым разным — от тревоги и прагматического пессимизма до надежды на лучшее.
Юрий Звонков, отель «Царский двор»: «Страшно за людей»
— Если в начале марта никакой паники ещё не ощущалось, то примерно

В марте загрузка номеров в челябинских отелях сократилась в два раза
Фото: Tsarskiidvor / Vk.com
Поделиться
В апреле ожидаем загрузку 10–15%. То есть если в Челябинске примерно
Мы пока никого не сократили, но каждый день мониторим ситуацию. В нашем бизнесе большую часть затрат составляют оплата труда, налоги и операционные затраты. В этом году тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги выросли, а выручки нет.
Ольга Михайлова, торгово-офисный центр «Уют»: «Начнётся цепочка убытков»
— В настоящее время видим резкое снижение количества клиентов в фитнес-клубе, посещаемости в детских коммерческих школах, танцевальных коллективах. При введении карантина владельцы всех бизнесов по цепочке будут нести убытки. Арендаторы не смогут выплачивать зарплату своим сотрудникам, арендные платежи — частично или в полном объёме, арендодатели либо пойдут навстречу, либо будут расторгать отношения.

Арендаторы столкнутся с потерей выручки, а вслед за ними — и арендодатели
Фото: архив 74.RU
Поделиться
Арендодателям необходимо вносить обязательные платежи на обслуживание зданий и помещений по договорам — зарплату сотрудникам, кредиты, ипотеки, коммунальные расходы, обслуживание систем здания, лифтов, большие налоги за землю и недвижимость. Соответственно, арендодатели тоже будут вынуждены сокращать расходы за счёт снижения стоимости обслуживания с профильными организациями, но на монополистов и налоги и кредиты повлиять не смогут. Поэтому будут максимально оптимизировать штат — сокращать зарплаты и сотрудников. У которых в свою очередь кредиты и ипотеки. Достаточно высокий процент населения вообще не имеет финансовой подушки безопасности, живёт от зарплаты до зарплаты. Этой категории населения во время карантина жизненно необходима социальная государственная поддержка. Готово ли государство её оказывать?
Наталья Сахнова, турагентство «Корас»: «После 1998 года нам ничего не страшно»
— В Китай мы туристов не отправляли. Поэтому, когда началась история с коронавирусом, на нашей работе это никак не отразилось. Торможение началось, когда всё перенеслось в Европу, закрылась Италия. Сейчас спрос на туруслуги полностью остановился. Речь идёт об отдыхе и за рубежом, и в России — люди вообще боятся куда-либо ехать.

Такого форс-мажора, как закрытие границ, турагенты никак не ждали
Фото: Алла Скрипова
Поделиться
В этом году впервые стартовали прямые рейсы в Турцию из Челябинска не в апреле, а уже в марте. Первый самолёт улетел 15 марта, и он был полностью загружен. Много туров раскуплено и на 22, и на 29 марта. Обидно, что всё порушил форс-мажор не по вине туроператора.
Какое у нас настроение? Мы по-прежнему в офисе с утра до вечера: обзваниваем клиентов, переносим туры, изучаем новые отели. Садимся на сухой паёк и молимся, чтобы всё было хорошо. После августа 1998 года, когда с утра доллар был 6 рублей, а в обед — уже 26, нам уже ничего не страшно.
Павел Золотов, консалтинг в сфере ВЭД «ПРОФСЕРВИС»: «Берём на вооружение стратегию верблюда»
— Многие компании поставили свою деятельность на Stand By. Все ждут, когда пройдёт апрель, чтобы понять — туже завязывать пояса или возобновлять работу. Так что клиентов стало меньше. Что касается внешнеэкономической деятельности, то исторически России досталась роль низкостоимостного, но тяжёлого передела в цепочке создания продукта, попросту источника сырья.

Переговоры можно вести где угодно
Фото: Павел Золотов
Поделиться
Продукцию с высокой добавленной стоимостью в нашей стране массово не производят, за исключением продуктов питания и немного инноватики. Но это ничтожный процент — около одного. Поэтому нам в России всегда тяжелее, у нас нет средств производства, их необходимо закупать за рубежом либо производить своё. Но это нереально, так как научные разработки устарели. Мой совет — применяем стратегию символа нашего города — верблюда. То есть старые запасы воды расходуем медленно и продолжаем идти через пустыню.
Ольга Коршунова, ТД «Росава»: «Не сможем пережить кризис без поддержки»
— Мы — производственная компания, основной потребитель нашей продукции — автозавод «Урал». Делаем автомобильные сиденья и обивки салона, в том числе на военные машины. В составе наших сидений — комплектующие из Европы и ремни безопасности из Китая, их в России не производят совсем. Тендеры на год отыграны в декабре 19 года по курсу 72 рубля за евро. Цену изменить не можем по условиям договора.

Тендеры отыграны на год вперед, а курс евро резко изменился
Фото: Ольга Коршунова
Поделиться
Пока работаем, но на грани убытков, так как цена изначально была низкой с прибылью
Александр Турышев, букетная мастерская «Цветочки — коробочки»: «Спас обвал цен в Европе»
— В последний месяц посещаемость торговых комплексов, где находятся наши торговые точки, стала чуть меньше, выручка упала процентов на 15. Но в целом пока всё нормально — по сравнению с прошлым годом снижение выручки на

В Челябинске цветы разбирают гораздо лучше, чем в Европе
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Продолжаем работать, надеюсь, переждём ситуацию, это же не на века. У нас очень лояльные арендодатели, они тоже понимают проблемы малого бизнеса: могут и каникулы, и отсрочку платежа дать, если совсем плохо станет. Пока катастрофического снижения потока покупателей и паники нет. Прошла первая волна сумасшествия, когда люди скупали сахар, муку и макароны. Всё обратно на полки привезли, и все успокоились — второй волны не было. Пока карантин не введут, думаю, всё нормально будет.
Евгений Крутько, агентство недвижимости «Все знают»: «Март — это тот же декабрь»
— Когда появились первые сообщения о коронавирусной инфекции в Китае, все думали, что это далеко и нас не коснётся. А вот когда 9 марта после обвала нефти рухнул курс рубля, стало ясно, что это затронет и недвижимость. Анализ трех предыдущих кризисов показал, что первые признаки влияния отразятся на рынке примерно через два-шесть месяцев. Первыми отреагировали продавцы — половина из них повысила цены на квартиры (а хотели вообще почти все). Хотя мы не советовали, смысла в этом нет.

У риелторов наступила горячая пора
Фото: Дарья Селенская
Поделиться
Мы очень ждали покупателей из Казахстана. Но тут произошла накладка с коронавирусом и закрытием границ, они просто не смогли к нам приехать. Затормозились сделки и в связи с переходом МФЦ на работу по записи, и в связи с ростом банковских ставок по ипотеке. Но работы у риелторов много, тем более что наша профессия позволяет работать на удалёнке. Март всегда был хорошим месяцем для сделок по недвижимости. Даже поговорка сложилась: «Март — это тот же декабрь». А сейчас сезон ещё жарче.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU и нашей хронике.
Всё об обвале рубля и его последствиях — в материалах 74.RU.