Жители Челябинской области в прошлом году, по информации Росстата, выпили 174 миллиона литров пива. В эти данные входит и бутылочное, и разливное. При этом за последние пять лет в регионе отмечен ежегодный рост продаж пенных напитков. Две трети пива в России выпускают заводы трех транснациональных корпораций — Heineken, «Балтики» и AB InBev Efes. Свою продукцию они реализуют через крупных ритейлеров. А разливное пиво продается в магазинах шаговой доступности. По данным 2ГИС на январь 2023 года, в Челябинске действовало 1330 пивных магазинов. Многие из них работают под одним брендом и фактически образуют собой небольшие сети — от 2 до 20 с лишним точек. Кому принадлежат самые большие и известные пивные сети в Челябинске и кто за ними стоит, изучал 74.RU (спойлер: есть сюрпризы).
«Пиватория»
Больше всего магазинов, торгующих разливным пивом, у сети «Пиватория» — 29. Первый магазин в Челябинске открыли в 2009 году.
В городе тогда был настоящий пивной бум. То тут, то там появлялись торговые точки с несколькими сортами живого пива. Везли его из близлежащих городов и областей. И, конечно, креативили с названиями. Порой одному и тому же предпринимателю принадлежало несколько точек с разными названиями.
В отличие от них, «Пиватория» сразу начала развиваться как сеть магазинов под единым брендом. Торговую марку зарегистрировали позже — в 2011 году, правообладателем является индивидуальный предприниматель из Челябинска Яна Забегалова. По данным сервиса «Контур.Фокус», в качестве основного вида деятельности она заявила розничную торговлю пивом в специализированных магазинах.
Одним из совладельцев сети «Пиватория» стал челябинский предприниматель Алексей Дресвянников, гендиректор и собственник рекламного агентства «Галактик-Центр». Хотя он всегда старался не публичить свое отношение к пивной сети. Магазины «Пиватории» оформлены на ИП Тимофея Кошелева.
Через несколько лет у «Пиватории» появился собственный пивной заводик. Компания «Бир Фактори» (производство пива) зарегистрирована в октябре 2014 года, ее собственник — Илья Горфман. По данным «Контур.Фокуса», за 2021 год компания увеличила выручку на 19% — до 18 миллионов рублей, но год закончила с убытком в 662 тысячи рублей.
Илье Горфману принадлежат еще несколько компаний в сфере управления недвижимостью — «Денс Хаус», «Агросклад» и «Рента-Сервис». Ранее он был совладельцем компаний «ИГ 74» и «Ругион», которым принадлежали 74.RU и сеть городских сайтов в других регионах.
А вы пьете разливное пиво?
«Пивоман»
Активно захватывает Южный Урал другая региональная сеть фирменных магазинов по продаже пива — из Омска. Всего открыто 40 точек, из них в Челябинске действуют 27, в Троицке — 9, в Копейске — 3 и одна в Южноуральске. В Челябинске сеть заняла в том числе места, где ранее были магазины Guten Tag. Магазины «Пивоман» работают под управлением разных индивидуальных предпринимателей.
Поначалу «Пивоман» открывал магазины в Новосибирской и Тюменской областях, потом начал экспансию в другие регионы — как на западе, так и на востоке страны.
Как и у большинства владельцев пивных сетей, у «Пивомана» — несколько юрлиц и запутанная структура собственности.
Так, оптовой торговлей алкоголем занимается «Торговый Дом Пивоман», созданный в Омске в 2012 году. Учредителем и гендиректором этой компании является Дмитрий Казаков. За 2021 год выручка ООО «ТД Пивоман» выросла на 10% и достигла 243,7 миллиона рублей, чистая прибыль составила 11,9 миллиона рублей.
Дмитрию Казакову также принадлежат омское «Сельскохозяйственное предприятие «Урожай»», компания «Маруся Фуд» в Казани (производство готовых пищевых продуктов и блюд), «Омский центр транспортного обслуживания», симферопольские «Кампани Тур» и «Море солнца» (гостиничный бизнес), «Пивоман-Уфа» и частично — 33,33% — «Пивоман-НН» в Нижнем Новгороде.
Кроме того, Дмитрий Казаков совместно с Дмитрием Гладилиным владеет компаниями «Пивоман-Казань», «Пивоман-Екатеринбург», омскими «Ток Такси» и «Специализированным Застройщиком «Импарк»».
С «Пивоманом» связан открывшийся в конце прошлого года «Пивоман-бар» рядом с железнодорожным вокзалом. По данным сервиса «Контур.Фокус», новое заведение принадлежит Елене Гладилиной, Дмитрию Задорожному и Наталье Казаковой — по 33,33%.
В статье использованы данные сервисов ЕГРЮЛ, «Контур.Фокус», «Федресурс». Организации и компании обязаны раскрывать информацию о выручке, прибыли и убытках. Индивидуальные предприниматели освобождены от ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности в контролирующие органы. Поэтому информация о финансовых показателях ИП — выручка, прибыль — не публикуется в открытом доступе.
Craft
Компания объединяет 24 точки и позиционирует себя как сеть магазинов крафтового, импортного и традиционного пива. Основная часть находится в Челябинске — 20, два магазина — в Копейске и еще три — в области.
Сетью управляет предприниматель из Челябинска Наталья Байчикова. Торговлей в статусе ИП она занимается с 2015 года.
По данным картотеки арбитражных дел, Байчикова несколько раз судилась с региональным Пенсионным фондом. Последний раз оспаривала штраф в 2500 рублей за непредставление сведений учета и, кстати, выиграла суд.
Часть магазинов, работающих под брендом Craft Beer House, оформлена на Вадима Сафиуллина. Как ИП он зарегистрирован с января 2021 года, основным видом деятельности указал розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
«ВаритьПить»
Сеть развивается достаточно бурно, за два года открыто 15 магазинов. Владелец магазинов —предприниматель Константин Довгополый. Также ему принадлежит компания «Терра» (оптовая торговля). Зарегистрирована она в 2021 году, но, по официальным данным сервиса «Контур.Фокус», пока принесла только чистый убыток — три тысячи рублей.
Константин Довгополый ранее уже занимался розничной торговлей алкогольными напитками. И не где-нибудь, а в знаковом для Челябинска холдинге. С апреля 2012 по август 2018 года — он работал директором ООО «Атлас». Эта компания управляла магазинами «Красное&Белое». За 2021 год выручка «Атласа» выросла до 16,2 миллиарда, чистая прибыль составила 959,7 миллиона рублей.
Кстати, в «К&Б» раньше тоже активно торговали разливным пивом. Но в декабре 2019 года сеть вывела эту продукцию из ассортимента. Как объясняли тогда представители ритейлера, это было связано с недобросовестной конкуренцией. В стране появилось много нелегального пива. Оно стоило меньше, чем то, которым торговали в «К&Б».
«Смолинский пивовар»
Небольшая пивоварня на окраине Ленинского района Челябинска открылась в 2015 году, производственная мощность — 16 тысяч литров напитка в месяц. Кроме магазина при пивоварне, открыты еще три фирменных отдела.
Несколько лет назад действовал спортбар «Смолинский пивовар». Он находился в развлекательном комплексе «Смолинский», в котором когда-то гремел ночной клуб D'barcadr. Но спортбар закрылся еще до пандемии, в 2019 году.
Компания «Смолинский Пивовар» создана в Челябинске. Владельцами является Станислав Чистов — 50%, Сергей Резников — 30%, Михаил Глазков и Евгений Шитлин — по 10%. За 2021 год выручка выросла на 72% — до 1,9 миллиона рублей, чистый убыток составил 1,3 миллиона рублей.
Известный хоккеист, воспитанник «Трактора» Станислав Чистов в 14 лет уехал из Челябинска в Сан-Франциско. Потом играл в разных клубах КХЛ, стал серебряным и бронзовым призером чемпионата КХЛ. Задолго до окончания профессиональной карьеры хоккеист вкладывался в различный бизнес — производство пива, такси, строительство, коммерческая недвижимость.
По данным «Контур.Фокуса», Станислав Чистов — совладелец 6 компаний. Кроме половины «Смолинского пивовара», ему принадлежит по 22,5% финансовой компании «Транс-Инвест» и «Такси-Сервис Ком» (перевозки на маршрутных такси), 50% — «Такси-сервис», 48,6% — «Ст-Инвест» (четырехэтажный РК «Смолинский»), 25% — «Такси-Сервис-1».
Директор и совладелец «Смолинского пивовара» Сергей Резников с 2014 по 2019 год был депутатом Ленинского райсовета Челябинска от партии «Единая Россия». Сейчас он владеет компаниями «Челябгортранс» (техобслуживание) и «Сфера» (управление недвижимостью). Также ему принадлежат доли в фирмах: «Транс-Инвест» — 27,5%, «Ст-Инвест» — 51,4%, «Такси-Сервис-1» — 25%, «Пирком» — 49,5% и «Фейерверк» — 50%.
Последняя фирма — «Фейерверк» — активный участник госзакупок и постоянный подрядчик по организации праздничных салютов в Челябинске 9 Мая и в День города.
Розничные точки сети «Смолинский пивовар» оформлены на одного из совладельцев предприятия Евгения Шитлина. Тоже интересная фигура на челябинском пивном рынке. Именно он работал главным пивоваром закрытого клуба «Крист» в то время, когда заведение переживало расцвет своей популярности.
«Пив&Ко»
Еще одна федеральная сеть, которая зародилась далеко от Москвы и начала активную экспансию по стране. В Челябинске, к примеру, уже открыто 10 торговых точек.
Первый магазин сети появился в Екатеринбурге в 2009 году, в 2022 году их число выросло до 575. У сети есть собственная пивоварня — «Арамильская Бойлерная пивоварня», также выпускается множество товаров под собственным брендом.
Сеть основали Кирилл Кузьминский (ему принадлежат права на бренд) и Игорь Максимов. Ранее оба работали риелторами, занимались коммерческой недвижимостью.
— Мы были достаточно молодыми людьми: мне 28 лет, моему партнеру — 25, и магазин мы строили для таких же. В Екатеринбурге тогда не было столько нарядных улиц, как сейчас: зима, серый снег, темные одежды. Так что мы сразу создали яркие магазины — желтые, со смайликами, с позитивным настроем, — рассказал в интервью Forbes совладелец и гендиректор ГК «Пив&Ко» Кирилл Кузьминский. — А наши оппоненты в основном были достаточно зрелые люди и уходили в транслирование чешской истории: натуральное темное дерево и т.д. По стилистике их магазины были рассчитаны на 40+, а пик потребления пива приходится на возраст от 21 до 38 лет. Мы же интуитивно в перспективную аудиторию попали.
Вначале у сети были свои магазины, сейчас все работают только по франшизе. Неслучайно «Пив&Ко» входит в топ-10 самых динамично развивающихся франшиз по версиям Forbes и РБК. При этом в структуре продаж по выручке на разливное пиво приходится, по данным сети, всего 20–25%.
Кирилл Кузьминский и Игорь Максимов в равных долях владеют несколькими компаниями. Среди них — «Эвертон» в поселке Полевой Свердловской области. Предприятие производит сухари, арахис, снеки и тому подобное. За 2021 год выручка выросла на 77% — до 289,7 миллиона рублей, чистая прибыль — 1,5 миллиона.
Выручка компании «Третья пинта» (юрлицо пивоварни в Арамиле) в 2021 году понизилась до 8,4 миллиона рулей, вместо прибыли ушли в минус на 6,6 миллиона.
Основателям пивной сети также принадлежит агентство недвижимости «Старт». За 2021 год его выручка составила 9,5 миллиона, а вместо прибыли также зафиксировали 5,7 миллиона рублей убытка.
Владельцем компании «ПИВ И КО РИТЕЙЛ», которая занимается розничной торговлей алкогольными напитками, включая пиво, числится Кирилл Кузьминский. По официальным данным, фирма принесла выручки на 71,2 миллиона рублей и 7,4 миллиона убытка.
Еще две организации напрямую не принадлежат Кузьминскому или Максимову, но явно связаны с ГК «Пив&Ко». Это ООО «Сервисная компания «ПИВ И КО»», которая занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления. Ею владеет Инна Кузьминская. За 2021 год выручка выросла на 23% — до 38 миллионов рублей, и вновь чистый убыток 234 тысячи рублей (хвала бухгалтеру? — Прим. ред.).
А еще есть ООО «Пивная коллекция», созданное в 2014 году в Екатеринбурге. Эта организация заключает договоры с франчайзи. Директор и владелец в одном лице — Наталья Шаймухаметова. За 2021 год выручка «Пивной коллекции» составила 67,7 миллиона рублей, а чистая прибыль —10,1 миллиона.
Представители холдинга «Пив&Ко» заявили о планах открыть в России 100 новых магазинов в 2023 году (в приоритете — Московская область) и 1000 — в ближайшие три года.
«Уральские традиции»
В Челябинске работают 8 магазинов этой сети, еще один — в Еманжелинске. Компания не только торгует напитками, но и производит. Собственная пивоварня запущена в областном центре.
Владельцем сети «Уральские традиции» является челябинец Александр Грицев. Судя по перерегистрации в Краснодаре, в 2021 году предприниматель перебрался на Кубань.
Производством пива занимаются две компании. В 2019 году создано ООО «Утк», гендиректором и основным акционером (84,7%) которого стал Александр Грицев. Совладелец предприятия — Алексей Ионов, ему принадлежат 15,3%. За 2021 год выручка выросла на 31% и составила 3,4 миллиона рублей, чистая прибыль — 118 тысяч рублей.
А в 2020 году зарегистрировано ООО «Утк Крафт», основной деятельностью которого указано производство пива. Компания принадлежит Александру Грицеву — 47%, Ивану Туманову — 25%, Алексею Ионову — 18% и Марату Тимирову — 10%.
Оптовой торговлей напитками занимаются компании «ПивТрейд» (владелец — Александр Грицев) и Торговый Дом «Уральские традиции», совладельцами которого являются Грицев — 85% и Алексей Ионов — 15%. В 2021 году выручка ТД «Уральские традиции» снизилась на 26% — до 1,6 миллиона, чистая прибыль составила 130 тысяч рублей.
А в Краснодаре Александр Грицев основал компанию, не имеющую отношения к пиву. «Азбука Дорог» зарегистрирована в феврале прошлого года, это школа подготовки водителей автотранспортных средств.
«Лаборатория живого пива»
Одна из самых известных челябинских пивоварен ведет свою историю с 2010 года. Тогда местные предприниматели закупили импортное оборудование. Летом следующего года его смонтировали, а первое пиво на продажу сварили в октябре.
Пивзавод расположен в поселке Урицкого, известном в народе как Колупаевка, среди частной застройки. Он занял трехэтажное здание, которое подверглось внушительной реконструкции. Здесь же разместили дегустационный зал и магазин. Теперь в пивоварне проводят экскурсии, а также пивные спа-процедуры. Позже завод открыл несколько фирменных точек по продаже пива в супермаркетах.
«Лаборатория живого пива» зарегистрирована в 2010 году в Челябинске. По данным «Контур.Фокуса», собственниками являются Георгий Качалов, Алексей Байгушев, Дмитрий Ежиков (все — по 30%) и Илья Ройтенберг — 10%. За 2021 год выручка выросла на 11% — до 7,6 миллиона, чистый убыток — 3,2 миллиона рублей.
Уже через месяц завод вышел на полный объем производства, а по пятницам за пивом даже выстраивались очереди. Также на предприятии запустили «Лабораторию авторского пива». Это микропивоварня, которая разрабатывает новые сорта и экспериментирует с ингредиентами.
Совладельцу «Лаборатории живого пива» Дмитрию Ежикову также принадлежат компании «Пивоварский дом» (управление недвижимостью) и «Строймашсервис» (оптовая торговля автодеталями). Судя по финансовой отчетности, автобизнес — дело более выгодное. За 2021 год «Строймашсервис» принес выручку в 167,9 миллиона и чистую прибыль в 15,9 миллиона рублей.
В свое время Илья Ройтенберг год проработал управляющим у известного челябинского пивовара Андрея Кристелли (старейшая городская пивоварня обанкротилась в 2021 году, а в январе 2023-го имущество «Криста» продали с молотка). Потом Ройтенберг занимался пивоваренным оборудованием в Москве. В Челябинск вернулся по приглашению друзей — строить и развивать новый пивзавод.
В 2015 году руководитель «Лаборатории живого пива», председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг организовал фестиваль народных напитков. В нем участвовало два десятка местных пивоварен, производители кваса, медовухи, сидра, настоя шиповника и других напитков, традиционно изготавливаемых в России. До пандемии прошло четыре таких фестиваля, их посетили несколько тысяч человек. А Илья Ройтенберг получил звание «Человек года» — за самое яркое событие в сфере внутреннего туризма.
В конце 2020 года, в самый разгар коронавирусных ограничений для общепита, владельцы «Лаборатории живого пива» открыли пивной ресторан на Кировке. Заведение разместилось в здании бывшей «Молодежной моды» — на месте ресторана Asado.
Klosterwerk
Частная пивоварня заработала в Челябинске в 2018 году, затем стали открывать фирменные точки для реализации продукции. Сейчас в городе открыто 7 магазинов, еще один — в Малиновке.
Klosterwerk (в переводе с немецкого — монастырский завод, в средние века пиво варили при монастырях. — Прим. ред.) позиционируется как немецкая пивоварня, где продукт варится по баварским технологиям. Производство и сеть развиваются как семейный бизнес.
Компания «Продвижение» (юрлицо пивоварни) образовано в феврале 2018 года. Принадлежит Александру и Анастасии Путилиным — по 50%. По данным сервиса «Контур.Фокус», за 2021 год выручка выросла до 472 тысяч, убыток — 949 тысяч рублей.
— Во время очередного путешествия нам удалось посетить немецкий ресторан и отведать пенное наивысшего качества, которое очень сильно отличалось от того, что мы пробовали на родине. Тогда-то и возникла идея создания пивоварни, где люди смогут ощутить вкус натурального пива, сорта которого проверены временем, не выезжая за пределы родного Челябинска, — объяснил причины интереса к этому бизнесу основатель пивоварни Александр Путилин.
Кроме пивоварения, предприниматель занимается техобслуживанием и ремонтом автотранспортных средств. Эту деятельность он ведет в качестве ИП, а сведения о выручке и прибыли в официальных источниках не публикуются.
Beerfest
Пивоварня в Копейске работает с июня 2014 года. Свою продукцию она реализует в 5 челябинских магазинах, а также в Копейске и Магнитогорске. Оборудование смонтировали в здании бывшего Дома быта. Позже при пивоварне открыли паб под одноименным брендом.
Компания «Праздник пива» создана в 2014 году в Копейске, занимается производством пива. По данным «Контур.Фокуса», владельцами являются Константин Шахтанов — 85% и Юрий Сдвижков — 15%. За 2021 год выручка выросла на 18% — до 4,8 миллиона, чистая прибыль составила 273 тысячи рублей.
— Для всех наших сотрудников пивоварение — это не просто специализация, но глубокий личный интерес, — говорится на сайте компании. — Такой подход позволяет нам воплотить в Челябинске дух настоящего германского паба, но не без фирменных «русских» ноток.
Ранее у Константина Шахтанова были еще две компании — в сфере автоторговли и рекламного бизнеса. Но они давно ликвидированы.
«Пивландия»
В этой сети — 14 магазинов, из них 11 работают в Челябинске. Владельцем «Пивландии» является челябинский предприниматель Евгений Коцаренко. В торговле продуктами и напитками он давно — с 2007 года.
Также Евгению Коцаренко принадлежит 25% ООО «Челпи». Партнеры по этому бизнесу — Сергей Циулин (51%) и Сергей Акимов (24%). Предприятие зарегистрировано в 2006 году в Еманжелинске — на промплощадке Восточная, в январе прошлого года сменило прописку на челябинскую. По данным «Контур.Фокуса», за 2021 год выручка «Челпи» выросла на 189% — до 827,2 миллиона, чистая прибыль составила 30,1 миллиона рублей.
В октябре 2016 года «Челпи» получило лицензию на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции. Предприятие производит косметические средства для ухода за кожей: тоники для рук «Стопсептик», «Чистый Альфа», средство для ванн «Зверобой» (все — крепостью 75%), тоники «Бабушкины рецепты» (крепость 60%).
«Урал-пиво»
В Челябинске работают несколько крупных — по числу торговых точек — сетей, которые можно назвать темными лошадками. Слишком мало о них информации в медийном пространстве. Сайтов нет, соцсети используются в основном для розыгрышей. А магазины представляют собой типичный пивомаркет у дома.
Так, сеть магазинов разливных напитков «Урал-пиво» насчитывает 23 точки, из них 18 — в Челябинске. Магазины оформлены на индивидуального предпринимателя Алифтину Меньшенину.
BeerFish
Первый магазин этой сети открылся в 2017 году. Сейчас количество точек увеличилось до 18 магазинов, из них в Челябинске действует 16.
Сеть принадлежит двум местным предпринимателям. По словам одного из совладельцев Дмитрия Лыкосова, ранее у них была продуктовая точка. Но потом сделали выбор в пользу магазинов разливных напитков.
«Пивнушка»
С 2011 года в Челябинске начали открывать магазины этой сети. Сейчас здесь 15 точек. Судя по официальным документам, магазины тоже оформлены на разных предпринимателей — Ивана Букреева и Данилу Подкорытова.
Как и многие магазины разливных напитков, «Пивнушка» торгует сопутствующей продукцией, а также разбавляет ассортимент непродовольственными товарами. Порой это выходит боком предпринимателям.
Так, в прошлом году американская компания «МГА Интертейтмент, Инк.» подала иск к Ивану Букрееву о взыскании задолженности в 30 тысяч рублей. Виной всему продажа в «Пивнушке» одной игрушки — контрафактного товара — и нарушение исключительных прав на произведения изобразительного искусства — рисунок персонажей Lil Vacay Babay («Маленькая малышка в отпуске») и Lil Precious («Маленькая драгоценность»). Кстати, под раздачу попал не только владелец «Пивнушки», но и еще 25 предпринимателей в Челябинской области.
Иван Букреев также является директором и совладельцем (25%) компании «ПИКС». Она создана в 2011 году, занимается розничной торговлей пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах. В этом бизнесе у Ивана Букреева еще три партнера — Константин Волосарь, Сергей Чистяков и Павел Яковлев.
«Хмельной»
По количеству магазинов «Хмельной» конкурирует с двумя вышеназванными сетями. В Челябинске действует 14 магазинов, еще один — в Кременкуле. Торговые точки оформлены на индивидуального предпринимателя Кирилла Гришина.
Пивка для рывка
В Челябинске пивная розница стремительно развивается последние 10–15 лет. Улицы пестрят вывесками, которые на все лады обыгрывают пенную тему. Даже постоянное ужесточение законов о рекламе этому не помеха. Как правило, всплеск пивного ритейла приходится на начало летнего сезона. По словам риелторов в сфере коммерческой недвижимости, в июне каждый второй звонок по аренде небольших точек касается открытия магазинов разливного пива.
Всё дело — в низком пороге входа. Если говорить только о пивном ритейле (без запуска собственной пивоварни), то несколько лет назад начинали со 100–150 тысяч рублей, сейчас — с четверти миллиона. Запустить точку по продаже пива можно за месяц-полтора, выйти на окупаемость — через год, сообщили на условиях анонимности в одной из местных сетей.
— Пивные магазины действительно оказались одними из самых востребованных и растущих продовольственных категорий в нашей стране. Что им позволило так активно развиваться? Во-первых, отсутствие культуры потребления алкогольных напитков в нашей стране. Умение потреблять вино так и не пришло в нашу жизнь, а с крепким алкоголем государство активно борется, повышая акцизные сборы. В итоге люди повернулись в сторону пива, этот напиток и по цене относительно доступен, — отметил гендиректор INFOLine Иван Федяков. — Во-вторых, особенности формата — магазины можно открывать на площади до 100 кв. м. Таких помещений в России много, и с уходом офлайн-ритейла (одежного, компьютерной техники, электроники, сотовых операторов) на улицах городов высвободилось большое количество торговых помещений. Их предложили по более выгодным арендным ставкам.
Развитие этого сегмента рынка останавливает лишь низкая платежеспособность населения. Неслучайно даже здесь появились а-ля дискаунтеры в сфере продажи пива, которые откровенно демпингуют, добавил эксперт.
— Очевидно, что низкая цена во многом связана со снижением качества продукции, но потребитель голосует рублем и уходит в доступные заведения в ущерб качеству и другим потребительским свойствам, — указал Иван Федяков.
Впрочем, и сами игроки, и эксперты называют рынок продажи пива обманчиво легким бизнесом. С 2013 года пиво, а также напитки на его основе (сидр, пуаре, медовуха) относятся к алкогольной продукции. С каждым годом усложняется документооборот — ЕГАИС, онлайн-кассы, счетчики, лицензирование, маркировка и так далее. Это всё дополнительные расходы, которые приходится закладывать в себестоимость. Но ложатся они прежде всего на плечи пивоваров. Поэтому производители настаивают на том, что надо разделять магазины у дома, которые называют разливайками, и точки продаж пивоварен.
— Мы с ними не можем конкурировать, потому что у нас другой продукт, качество, цена и другой покупатель. Вообще Челябинск всегда был пивным городом, тогда как в соседнем Екатеринбурге предпочитали крепкий алкоголь. В нашем регионе действовало много пивоварен, а магазины старались удивить публику новыми привозными сортами. До так называемой крафтовой революции мы были вторыми по количеству пивоварен в стране после Питера. А пивовары конкурируют между собой именно в качестве, — отметил председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг. — Однако в последние годы мы видим, как идет война с пивом. Для крупных концернов и для мини-пивоварен действуют одни и те же правила, а цена ошибки измеряется сотнями тысяч рублей. Смотрите, у нас в области уже больше названий осталось, чем пивоварен — сокращаются, перепродаются, закрываются, разоряются, избавляются от оборудования.
Глава Союза пивоваров Южного Урала признался, что с 2014 года всех, кто приходит за советом, отговаривает от открытия пивоварен.
— Многие не верят, мол, ты же работаешь, варишь и продаешь. Но на самом деле условия работы кардинально изменились, — объяснил Илья Ройтенберг. — Одно дело, когда ты успел закрепиться и встать на ноги до всех экономических кризисов. До того, как нас начали расстреливать на всех углах, придумывая бесконечные ужесточающие законы. И совсем другое — теперь. Прошлый год стал хорошим уроком.
Сейчас пивной ритейл во многом повторяет путь развития алкомаркетов. Все крупные специализированные сети, торгующие крепким алкоголем, — родом из регионов (Челябинск, Нижний Новгород, Краснодар). Розничные продавцы разливного пива также активно развиваются в республиках, краях и областях, а потом начинают экспансию по стране.
В первой половине 2010-х годов одним из крупнейших налогоплательщиков Челябинска была пивоваренная компания «Балтика». В 2012-м она заплатила в бюджеты всех уровней 4,68 миллиарда рублей, в 2013-м — 4,25 миллиарда. В 2014 году производство сокращалось, и налоговые выплаты челябинского филиала «Балтики» упали до 3,4 миллиарда.
Пивзавод «Балтики» в Челябинске, построенный в 1970 году, приостановил работу еще в сентябре 2014 года. В январе 2015-го компания объявила о грядущем закрытии челябинского филиала, 30 апреля он официально прекратил работу. «Балтика» закрыла тогда два из 10 пивзаводов в России — в Челябинске и Красноярске. На промплощадке бывшего пивзавода действовал региональный склад «Балтики», но весной 2019 года компания объявила о его продаже. В октябре того же года бывший пивзавод продали за 300 миллионов рублей.
В 2018 году окончательно закрылся ресторан «Частная пивоварня Спиридонова» (позже — «Ресторанный дом Спиридонова»). Тогда же начали сокращать магазины «Первый кеговый». Сеть, известная агрессивной рекламой, окончательно ушла с рынка. Юрлица, которые управляли «Первым кеговым», а также ее владелец Сергей Пьянков, признаны банкротами. Магазины и оборудование еще в прошлом году выставили на продажу.
Ранее мы рассказывали, кому принадлежат алкомаркеты в Челябинске.