Начальнику управления лекарственного обеспечения регионального Министерства здравоохранения Арине Устюговой вменили получение крупного отката от представителя компании «Джонсон&Джонсон». По пункту «в» части 5 статьи 290 УК ей грозит до 12 лет лишения свободы.
— В ходе расследования уголовного дела установлено, что обвиняемая в декабре 2020 года получила взятку в размере 512 тысяч рублей от территориального коммерческого менеджера крупной компании за предоставление информации о количестве и персональных данных пациентов со спинальной мышечной атрофией, зарегистрированных на территории Челябинской области и нуждающихся в препарате «Нусинерсен» (торговое наименование — «Спинраза»), производителем которого является представляемая взяткодателем компания, — сообщила в понедельник, 1 февраля, старший помощник областного прокурора Наталья Мамаева. — Вину в совершении преступления обвиняемая признала в полном объеме. В ходе производства по делу на имущество обвиняемой в размере свыше 4,6 миллиона рублей наложен арест.
Спинальная мышечная атрофия (СМА) — врожденное генетическое заболевание. Поражает нейроны и работу мускулатуры так, что больные не могут самостоятельно ползать, ходить, переворачиваться, держать голову и даже глотать. Многие малыши со СМА без должного лечения не доживают и до двух лет. Помочь им может лишь дорогостоящий препарат, дети должны получать его пожизненно. Стоимость одного курса составляет около 20 миллионов рублей.
Полиция задержала Арину Устюгову при получении взятки 15 декабря 2020 года в «Независимой кофейне» в центре Челябинска, рядом с Кировкой, в пяти минутах ходьбы от Министерства здравоохранения. По данным следствия, деньги ей передал территориальный менеджер компании «Джонсон&Джонсон», отвечающей за Урал, Сибирь и Дальний Восток. Зачем компании могли потребоваться данные на детей со СМА, мы спросили у родителей таких малышей и представителей фондов, защищающих права таких пациентов. Вот что они нам рассказали.
Единственный зарегистрированный на сегодня в России препарат для лечения СМА — «Нусинерсен» компании Biogen, торговое наименование — «Спинраза». Разрешение на его сбыт выдано подразделению фармацевтических товаров ООО «Джонсон&Джонсон» — фирме «Янссен». Все поставки в больницы компания осуществляет через дистрибьюторов. В декабре на наш запрос в компании «Янссен» ответили, что «не обладают достаточной достоверной информацией и не комментируют данную ситуацию».
Закупки «Спинразы» в Челябинской области начали проводить с марта 2020 года — после того как суд обязал Минздрав немедленно обеспечить дорогостоящим препаратом четырехлетнюю челябинку со СМА. С марта по декабрь в ведомстве провели 12 закупок «Нусинерсена» более чем на 360 миллионов рублей. Еще один аукцион на 31,2 миллиона рублей в марте провели через центр организации закупок в сфере здравоохранения для нужд Челябинской областной детской клинической больницы. Все эти торги проходили по одной схеме: участвовала лишь одна компания, закупку признавали несостоявшейся и заключали контракт с единственным поставщиком без какого-либо торга. Поставить препарат заказчику требовалось в течение двух дней после подписания контракта. Всего в данных на портале госзакупок фигурируют четыре фирмы, с которыми подписывали договоры.
Арина Устюгова работает в Минздраве Челябинской области не менее 16 лет. Сначала была заместителем начальника отдела лекарственного обеспечения, а затем возглавила его.
Мы изучили декларацию о доходах 47-летней начальницы управления лекарственного обеспечения Минздрава Челябинской области Арины Устюговой за 2019 год. Общий доход составил почти 1,2 миллиона рублей. Если поделить эту сумму на 12 месяцев, то получается, что в месяц она зарабатывала около 100 тысяч. В собственности у чиновницы квартира площадью 112 кв. м. А вот официальные доходы мужа Устюговой гораздо скромнее — всего 38 рублей, зато у него в собственности два земельных участка общей площадью 682 кв. м, садовый дом площадью 288 кв. м и три квартиры площадью 34, 48 и 61 кв. м. На иждивении у супругов один несовершеннолетний ребенок.