Бывшего руководителя авиапредприятия Андрея Осипова судят за мошенничество с выплатами по ДТП на служебной машине. Показания в Центральном райсуде уже дали его подчиненные и супруга, которая была в автомобиле в момент аварии. Евгения Осипова рассказала 74.RU, как произошло дорожно-транспортное происшествие и почему оформлять его сразу не стали.
— 21 декабря 2019 года я с моими детьми, дочерью восьми лет и сыном шести месяцев, прилетела в город Челябинск поздно вечером рейсом из города Мурманска (Мурманск — Москва — Челябинск). Время в пути составило примерно 12 часов, это было очень утомительно, — рассказала Евгения. — В аэропорту нас встретил мой супруг Осипов Андрей на служебном автомобиле Hyundai Equus.
Андрей Осипов работал тогда в Челябинске около месяца, и семья только-только перебиралась к нему из прежнего города — Мурманска.
— Автомобилем управлял муж, так как у его водителя закончилось рабочее время. Мы все вместе заехали в ТЦ «Лента» закупить продукты, — уточнила Евгения Осипова. — Сделав необходимые покупки, мы с мужем вышли на парковку, где стояла служебная машина мужа, загрузили покупки и стали выезжать с парковки. Было темно, шел снег, но так как парковка освещалась фонарями, то мы видели дорогу хорошо. Я сидела на переднем пассажирском сиденье. Муж всегда очень внимательно относится к детям, очень о них заботится. Он и в принципе аккуратный водитель, но когда в автомобиле дети, то он с еще большей внимательностью относится к вождению.
Супруга Осипова отметила, что по парковке они двигались со скоростью не выше 10 км/час.
— Неожиданно я почувствовала удар машины с правой передней стороны. Мы сразу остановились, я вышла и увидела, что справа у автомобиля поврежден бампер. Под багажником находился край металлической трубы — металлический столб дорожного знака, который лежал в снегу, — рассказала Евгения. — Муж тоже вышел из машины, посмотрел на повреждения, взял ту часть бампера, которая откололась, положил ее в багажник, и после этого мы поехали домой.
Ни вызывать аварийного комиссара, ни звонить в ГИБДД супруги тогда не стали.
— Я не считала, что произошло ДТП, так как повреждения были только у нашего автомобиля, — пояснила Евгения Осипова. — Никакое другое иное имущество не пострадало. Мы были уверены, что наехали на торчащую часть дорожного знака, который валялся справа от дорожной полосы на парковке. Мы уехали с места, где был поврежден автомобиль, и не вызывали сотрудников ГИБДД, так как считали, что в таком случае их не нужно вызывать, потому что нет участников ДТП, нет пострадавших, ущерб причинен только нашему автомобилю. А так как было уже очень позднее время, мы с детьми очень устали, то решили, что с вопросом ремонта автомобиля супруг разберется на следующий день.
В материалах уголовного дела, по словам Евгении, есть видеозапись камер наблюдения с парковки ТК «Лента». На ней зафиксированы действия супругов после происшествия, а вот момента наезда на препятствие нет.
— Через несколько дней муж сказал, что автомобиль застрахован по каско и ремонт будет согласовываться со страховой компанией, — добавила Евгения.
Аварию оформили спустя два дня, 23 декабря 2019 года. При этом подчиненные Осипова заявили в суде, что им под угрозой увольнения приказали ДТП инсценировать.
— Мы допросили водителя, который непосредственно участвовал в инсценировке ДТП по указанию Осипова, — сообщил 74.RU помощник прокурора Центрального района Олег Солдатов. — Им Осипов дал команду: «Инсценируйте ДТП». Начальник гаража его спросил: «А где?» Он сказал: «Ну, выезжайте за КПП и там инсценируйте». Они выехали за территорию аэропорта и увидели, что везде видеокамеры. Позвонили и доложили самому Осипову, что тут везде камеры, невозможно ничего подстроить. Он им сказал: «Тогда езжайте в другое место, рядом. Хотите, чтобы я вас уволил? Делайте что хотите, но ДТП должно быть инсценировано, а машина — отремонтирована».
Источники в аэропорту пояснили корреспонденту 74.RU, что инсценировку подчиненные с самого начала считали плохой идеей. Дескать, отремонтировать машину Осипов после аварии должен был за свои средства, не вовлекая во всё каско и страховую. Однако, побоявшись увольнения, они выполняли указания.
— Водитель нам сказал, что Осипов — тоталитарный руководитель. Он ставил своих сотрудников в невыносимые условия. Допустим, после событий случившихся он перевел своего водителя на управление мусоровозом, который был в технически неисправном состоянии. Печка не работала в зимнее время года, и водитель там просто замерзал, — сообщил гособвинитель Олег Солдатов. — Кроме того, начальник отдела кадров, со слов водителя, ему говорила: «Указание руководителя — тебя уволить», поэтому он писал объяснения каждый день, во сколько он пришел, во сколько ушел с работы, какую работу фактически выполнил.
Допрошен был и аварийный комиссар, которого вызывали для оформления аварии и составления схемы ДТП.
— Он на месте им сообщил, что ваше ДТП не соответствует фактическому характеру повреждений, они ему в ответ сообщили: «Да, нас заставляет инсценировать ДТП Осипов». Страховой агент согласно своим обязанностям сделал соответствующий рапорт, который подал своему начальнику — о том, что данное ДТП инсценировано. И параллельно он эту информацию загнал в совместную базу данных со страховой компанией, — пояснил Олег Солдатов. — Ранее у страховой компании не было прописано, что сотрудники при оформлении выплаты должны проверять в том числе сведения из общей базы. Сейчас это уже исправили и прописали.
В тот момент перепроверять поданные сведения страховая компания не стала. Тем более что Челябинское авиапредприятие — корпоративный VIP-клиент.
— Они без проведения дополнительных проверочных мероприятий направили документы в Москву на оплату. Москва провела выплату, — сообщил помощник прокурора Центрального района. — Допросили представителя потерпевшего — страховой компании. Он объяснил, почему рапорт аварийного комиссара они не смотрели. Объясняется это прежде всего тем, что у Челябинского авиапредприятия застраховано очень много объектов, в том числе недвижимость, в этой страховой компании. Авиапредприятие является VIP-клиентом, который приносит большую прибыль, а происшествий там очень мало, то есть убытков страховая компания не терпит. В связи с чем и было принято решение без дополнительных проверок произвести выплату.
Ущерб страховой компании составил порядка 170 тысяч рублей, он уже полностью возмещен. За подсудимого это сделало Челябинское авиапредприятие.
Претензии к Андрею Осипову со стороны силовиков возникли более чем через год после аварии — весной 2021-го. 3 марта руководителя задержали и доставили в управление ФСБ. На время расследования уголовного дела и судебного разбирательства Андрей Осипов находился под домашним арестом. Корреспонденту 74.RU подсудимый заявил, что его оговорили.
Всё об этом уголовном деле — в материалах 74.RU.
В августе место гендиректора челябинского аэропорта занял Виталий Кашин, ранее руководивший аэропортом Кемерово. С губернатором новый топ-менеджер обсуждал увеличение пассажиропотока до трех миллионов человек в год — сейчас этот показатель составляет 2,5 миллиона.