На ее организацию и проведение осенью 2020 года из бюджета потратили 5 миллионов 127 тысяч рублей, а заработали в итоге всего 123 тысячи (это сумма, которую предприниматели заплатили за аренду торговых мест). Об этом 74.RU сообщила аудитор Контрольно-счетной палаты города Галина Горбунова.
— Нарушений законодательства РФ в части расходов МКУ «Городская среда» на проведение универсальной ярмарки по продаже товаров на площади Революции, включая изготовление павильонов, Контрольно-счетной палатой не установлено, — прокомментировала Галина Горбунова. — Данные расходы идут как единовременное вложение в ярмарочное оборудование для многолетнего использования.
Аудитор подчеркнула, что ярмарка проходила в пандемию, это отразилось и на посещаемости, и на том, какую сумму в итоге удалось получить за предоставление мест. В то же время Контрольно-счетная палата обратила внимание, что размер арендной платы (от 8 до 12 рублей за квадратный метр) не менялся с 2018 года, и предложила властям пересмотреть эту цифру.
Известный челябинский девелопер Денис Ни на своей странице в Facebook предположил, что задачи заработать на ярмарке не было. Цель, по его мнению, была другая: «эффективно израсходовать».
— Эффективное расходование предполагает достижение некой цели. Допустим, в данном случае — произвести впечатление на жителей европейской рождественской атмосферой главной площади города. Превратить ее в этакий сезонный арт-объект. Задача, несомненно, достойная. В челябинских реалиях подобный объект служил бы центром притяжения — генерировал бы трафик, на котором любой предприниматель сделал бы хорошую конверсию. Но если сила притяжения у пространства слабенькая, то все потребители проходят мимо.
Ярмарка на площади Революции оказалась не востребована и закрылась уже через месяц. Денис Ни заявил, это произошло из-за того, что организаторы не до конца проработали концепцию.
— У пространства не была артикулирована идея — зачем вообще это пространство городу, — объяснил девелопер корреспонденту 74.RU. — Какую цель преследуем? Соответственно, и воспринимаемые достоинства пространства не были сформулированы и реализованы.
Владелец сети «Лимонтир» Игорь Курныкин, чьи тиры стоят в парках и скверах города, высказал мнение, что «европейская» ярмарка изначально была провальным проектом. По его словам, площадь никак не приспособлена для торговли.
— Эта ярмарка была заведомо никому не нужной, — сказал бизнесмен. — Люди туда не едут — это раз, скудный ассортимент — два, место неудобное — три, парковки нет — четыре. Там куча составляющих. Никакой фермер не поедет туда торговать: место новое, необустроенное. Туалетов нет, плюс большие проблемы с электричеством: даже на маленькие объекты не хватает существующих мощностей.
На защиту проекта встал замглавы города по экономическому развитию и инвестициям Олег Извеков. На своей странице в Facebook он заявил, что подобные объекты не окупаются быстро.
— Кто только сегодня не написал про то, как это ужасно, что городская ярмарка в Челябинске не окупилась за четыре месяца... Мне хочется спросить: вы серьезно? Много ли вы знаете бизнес-кейсов, которые выходят в плюс за считаные месяцы? — написал Олег Извеков. — Я пришел в администрацию из бизнеса. Так вот, окупаемость 3–5 лет — это суперкейс! А со временем сроки окупаемости будут расти. И это нормально.
Заместитель мэра назвал осеннюю ярмарку в Челябинске «очень удачной пробой пера» и подчеркнул, что это уникальная возможность купить продукты местных проверенных производителей. Как следует из его публикации, сворачивать проект власти не собираются.
Ярмарку на площади Революции должны были сделать на европейский манер, но что-то пошло не так. Как в итоге выглядело место торговли, смотрите в нашем фоторепортаже.