«Почему всё так дорого?» — наверняка, вы тоже задаете этот риторический вопрос, стоя у витрин в магазинах. Речь даже не про пресловутый тандем яиц и курицы. Кажется, куда ни ткни — подорожало всё. Рост цен фиксирует и Росстат. Но ощущения обычных людей отличаются от официальной статистики. Проверяем, как за год менялась стоимость самых ходовых продуктов, и обсуждаем с экспертами, почему темпы роста цен на еду обгоняют инфляцию и когда это кончится.
Картофель
В январе в магазинах эконом-формата самый дешевый картофель стоил 24 рубля за килограмм, но мы тогда застали только пустой лоток. Мытую картошку продавали за 72 рубля, обычную фасованную — по 38.
В конце декабря минимальная цена на картошку стартует с 18 рублей в сети «Находка», самый дорогой продается по 49 рублей в «Теореме».
Курица
Много лет курица считалась самым доступным мясным продуктом. В январе тушку цыпленка можно было купить по 133 рубля за килограмм, и это была «Соццена». Резкий рост зафиксировали летом — в июле средние цены на куриное мясо в России скакнули до 196,93 рубля, и это был исторический рекорд стоимости.
В октябре курица обогнала по стоимости свинину, на дикий рост цен обратили внимание даже в Кремле. Президент Владимир Путин спросил об этом главу Минсельхоза. В ведомстве отрапортовали, что производители «уже начали понижать цену на курятину», но по факту цены продолжали расти.
Теперь за килограмм курятины просят минимум 179 рублей — в «Ленте» так оценили суповую тушку 2-го сорта. По данным Росстата за ноябрь, килограмм мяса птицы в Челябинской области стоит 222,3 рубля.
Мясо (говядина и свинина)
Мясная продукция никогда не могла похвастаться дешевизной. В январе 2023-го мясо без кости, по данным Челябинскстата, стоило 650 рублей, в декабре превысило 701 рубль за килограмм.
Значительно дешевле продавалась свинина: в январе такое мясо стоило в среднем 349 рублей. Весной стоимость свинины снизилась до ценового уровня лета 2021 года. Сейчас подорожала до 412 рублей за килограмм. А ещё интересно понаблюдать, сколько просили за свинину в разгар сезона шашлыков.
Сахар
В начале года сахар в «Магните» продавали по 62 рубля за килограмм. В сентябре минимальная цена увеличилась до 69 рублей. Но так как сезон заготовок был в разгаре, поймать сахар по этой цене было не так-то просто. Зато сейчас, в декабре, он снова вернулся к прежней стоимости — 62 рубля.
Макароны
Самая дешевая пачка макарон, как правило, — «улитки» (450-граммовая упаковка. — Прим. ред.). Но в январе минимальная цена в магазине, где мы фиксировали стоимость, была лишь у «перьев» — они продавались по 74 рубля. В сентябре пачка «улиток» продавалась по 44 рубля (это был товар по акции). В декабре стоимость макаронных изделий у разных производителей варьировалась от 45 до 74 рублей за 450 граммов.
Молоко
Многие покупатели предпочитают брать молоко в картонных пакетах или пластиковых бутылках. Рекомендуем внимательно рассматривать упаковку — похожие с виду пакеты и бутылки могут содержать 900 или 1000 граммов молока.
В январе за 1000 граммов чебаркульского молока жирностью 2,5% просили 62 рубля, это была минимальная цена. В сентябре то же молоко продавалось по той же цене (с — стабильность). А сейчас, в декабре, подорожало до 70 рублей.
Яйца
Обычно ажиотаж вокруг куриных яиц наступал строго в одно время года — весной, перед Пасхой. В другие месяцы никому до них дела не было, а летом цена вообще падала. Но в этом году картина кардинально изменилась. В январе самый дешевый десяток яиц категории С1 стоил 59 рублей. А в середине сентября минимальная стоимость категории С2 увеличилась до 69 рублей, С1 — до 79. Даже по такой цене их быстро разбирали.
Осенью продавцы только успевали переписывать ценники. Яйца начали продавать поштучно. Мы разбирались, почему на Урале, где полно птицефабрик, «вылупились» такие цены.
В конце декабря самые дешевые яйца мы застали в «Пятерочке»: категория C2 под брендом «Красная цена» продавалась по 126 рублей за десяток. По словам работника одного из гипермаркетов «Лента», сеть ввела ограничение на покупку яиц: не более трех упаковок в одни руки. Несмотря на ежедневные поставки, в магазине появились пустые полки.
Масло сливочное
Сливочное масло жирностью 72,5% в начале года продавали по 109–139 рублей за 180 граммов. В сентябре «Соцценой» считали 108 рублей. В декабре самая дешевая пачка подорожала до 130 рублей.
Масло подсолнечное
В первый месяц года подсолнечное масло зимой продавали по 120–130 рублей. Уже тогда казалось, что это дороговато. Ведь совсем недавно полки магазинов были заставлены бутылками стоимостью до 100 рублей.
К осени 2023 года ценовая линейка расширилась: подсолнечное масло можно было выбрать от 114 до 142 рублей за литр. В декабре на радость домашним хозяйкам стоимость этого продукта начала снижаться. В продаже появились литровые бутылки по 110 рублей, а стоимость 0,9 л упала до 80 рублей.
Гречка
Психологи называют гречку продуктом памяти. Долгие годы она была дефицитом (даже диабетикам выдавали крупу по талонам), входила в армейский паек. В общем скупка гречки — устойчивый рефлекс россиян в кризисные времена, как это было в пандемию коронавируса и после начала спецоперации.
Зимой 2023 года стоимость гречки вернулась к 65 рублям за 900-граммовую упаковку. К осени пакеты с крупой «похудели» до 800 граммов и продавались по 72–79 рублей, правда, это были товары со скидками. Крупа в пакетиках для варки продавалась по 54–119 рублей.
В декабре гречка вновь пошла в рост, в «Магните» мы нашли крупу по 90 рублей за 900 граммов. При этом гречка в пакетиках продавалась по летним ценам, например, по 60 рублей за упаковку «Увелки».
Мука
Зимой 2023-го двухкилограммовую пачку муки можно было найти за 50 рублей (так называемая «Соццена»), но в основном её стоимость начиналась с 85 рублей. В сентябре минимальная цена подросла до 99 рублей за 2 кг.
В декабре нам попалась пачка муки за 90 рублей, но по весу там было 1,9 килограмма. Полновесные два кило потянули на 100 рублей, и то с учетом скидки.
Мандарины
В начале года мандарины в Челябинске стоили в среднем 177 рублей за килограмм. По данным компании «Эвотор», это ниже, чем в среднем по России. Дешевле всего можно было купить фрукты, привезенные из Абхазии и Грузии — от 100 до 130 рублей. Марокканские мандарины продавали в среднем по 183 рубля за килограмм. Дороже всего обходилась экзотика из Перу — в среднем 269 рублей за кило.
В ноябре стоимость мандаринов колебалась от 99 до 400 рублей за килограмм. Фрукты с листочками стоили 260 рублей за кило — в 2,5 раза дороже обычных, хотя это «украшение» просто отлетает при мойке.
В декабре самые дешевые марокканские мандарины продаются по 199 рублей, мини-мандарины стоят 249 рублей за килограмм. Оранжевые фрукты из Абхазии тянут уже на 450 рублей, привезенные из ЮАР продаются по 490 рублей, из Израиля — по 590 рублей за килограмм.
«Для большинства цены на продукты - и есть инфляция»
В Челябинской области в ноябре зафиксирована самая высокая в Уральском федеральном округе инфляция — 7,29% (по России — 7,48%). При этом стоимость продовольственных товаров выросла, по данным территориального управления Банка России, на 6,99%.
— Куриные яйца и мясная продукция в ноябре дорожали сильнее, чем в октябре. Основная причина — увеличение затрат местных сельхозпроизводителей. Предприятия стали больше покупать ветпрепараты для дополнительной вакцинации птиц и животных, которую проводили из-за неблагоприятной эпизоотической ситуации в некоторых регионах России. Также производители из-за нехватки кадров повышали зарплаты, — прокомментировали в пресс-службе челябинского отделения Уральского ГУ Банка России. — Ускорение инфляции связано с высоким потребительским спросом и переносом в цены возросших издержек производителей и поставщиков.
Продукты питания всегда более изменчивы, чем общий размер инфляции. Поэтому часто в мировой статистике их вообще исключают из расчета, указали эксперты.
— На бытовом уровне это кажется странным, ведь для большинства потребителей цены на продукты - и есть отображение инфляции. На самом деле это лишь самая заметная часть айсберга, потому что они всегда у всех на виду. И чаще всего в глаза бросается именно рост. Периоды падения люди не замечают, в том числе потому, что объективное снижение (по сезону, из-за циклического перепроизводства, падения валютных курсов) продавцы обычно камуфлируют, выдавая за скидки и промо-акции, — объяснил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. — Если вы возьмете условную буханку хлеба или кило говядины за 10 лет и сравните прирост средних цен с официальной инфляцией, то обнаружите, что они примерно одинаковы — около 100%. Но в глазах покупателей это не так. Они в панике, когда видят рост конкретно сейчас. Похожие чувства люди испытывают в момент роста валютных курсов, им нет дела до того, что курсы со временем сгладятся.
В то же время очевиден рост цен на сырье, логистику и другие материально-технические ресурсы для производства продовольственных товаров. Всё это влияет на себестоимость производства продукции, отметили эксперты.
— Так, рост курса валют с начала года составил 29,3% при росте ставки рефинансирования с 8,5 до 15%. Оптовые цены на твёрдую пшеницу за год выросли на 12,8%, на растительное масло — на 13,2%. Биржевые цены на какао скакнули на 78,9% за год, — привел пример заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
По словам участников Руспродсоюза (объединяет крупных производителей), они столкнулись с постоянным ростом тарифов на грузоперевозки и недопоставку машин логистическими компаниями из-за дефицита тягачей и водителей.
— По самым популярным направлениям ставки повысились минимум на 35% за год. В то же время машины с товаром стоят в очереди на разгрузку в некоторые распределительные центры торговых сетей от нескольких дней до недели. Это приводит к дополнительной оплате поставщиком простаивающего транспорта и штрафам за несвоевременную доставку продукции как от этой сети, так и от остальных, — добавил Дмитрий Леонов.
Среди острых проблем производители назвали невозможность оперативно согласовать объективные и документально подтвержденные изменения цен с торговыми сетями. Новые цены с минимальной коррекцией сети не принимают, а если поставщик не в состоянии поставлять себе в убыток, то он получает штраф.
«Производители оказываются в тисках: с одной стороны — рост себестоимости, с другой — невозможность провести коррекцию»
— При этом наценки торговых сетей с начала коронакризиса не снижались ни разу. Достаточно проанализировать данные Росстата, чтобы увидеть несопоставимость заработка предприятий пищевой промышленности и аграриев по сравнению с розничной торговлей, — акцентировал представитель Руспродсоюза. — Всё это в итоге приводит к взрывному росту цен на полке, как мы сегодня видим на примере с яичной отраслью.
Единственный выход, по мнению Дмитрия Леонова, — оперативная коррекция цен вслед за объективными реалиями. Это обеспечит наличие товара на полке и сделает рост минимальным, а по возможности — позволит снизить цену товара, как сегодня происходит с гречневой крупой.
Рост будет, но не сразу
Производители и дистрибьюторы уже уведомили ритейлеров о повышении с 2024 года на 5–20% отпускных цен на молочную продукцию, кофе, соки, рис, конфеты и другие товары, сообщило издание «КоммерсантЪ». Разумеется, такое повышение отразится «на полке».
По словам ритейлеров, во второй половине года на всех участников потребительского рынка усилилось давление проинфляционных факторов. А повышению цен способствуют ряд объективных причин, в том числе восстановление потребительского спроса и рост доходов населения.
— Конечно, ситуацию с куриным яйцом можно охарактеризовать как аномальную, но в целом ценовая динамика на продовольственные и непродовольственные товары соответствует ежегодным показателям осенне-зимнего сезона и предпраздничному периоду. При этом крупные федеральные сети традиционно предлагают потребителям товары по ценам выгоднее средних по стране, — отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. — Это возможно в том числе за счет эффекта масштаба, который сказывается на управлении собственными издержками, товарными запасами и в целом на ценовой политике крупного ритейла.
По его словам, уведомления об изменении оптовых цен от поставщиков поступают по разным категориям товаров, но происходит это не одномоментно.
— Каждое из них внимательно анализируется, обсуждается с поставщиком и принимается только в том случае, если для корректировки стоимости есть объективные основания. При этом даже в случае принятия повышения закупочной стоимости, она не транслируется одномоментно на полку. Торговые сети максимально смягчают этот процесс для конечного покупателя, — заверил глава АКОРТ. — Кроме того, широкий ассортимент и значительное число промо-акций позволяют сохранить предложения по привлекательным ценам по базовым категориям продукции.
По прогнозу Банка России, инфляция в 2023 году сложится вблизи верхней границы диапазона 7–7,5%. Ужесточение денежно-кредитной политики ограничит избыточное расширение внутреннего спроса и его проинфляционные последствия. В 2024 году регулятор ожидает снижения годовой инфляции до 4–4,5%. По словам экспертов, ставка уже повлияла и будет продолжать влиять на основной источник сегодняшней инфляции — ослабление рубля. Он перестал падать против доллара и других базовых валют.
«Но высокая ставка разгоняет издержки российских производителей и заставляет их перекладывать удорожание на потребителя, как это случилось с яйцами»
— Таких историй будет больше, потому что в конечном счете проценты банкам, которые платит бизнес, заплатят люди, которые у этого бизнеса что-то покупают, — добавил Валерий Емельянов.
Но на более длинной дистанции — около года и далее — высокая ставка действительно снизит рост цен, поскольку поменяются условия для самих потребителей, уверен эксперт. Люди будут интуитивно меньше тратить и больше сберегать, и это начнет давить на цены, заставляя их падать. Так что какими бы странными не казались цифры около 5–7% инфляции в год, такой мы её и увидим в ближайшие месяцы, заключил эксперт.