Сразу два конкурса на реконструкцию авиационной базы в Таганроге выиграл Челябинский радиозавод «Полет». Причем речь идет не только о поставках навигационного оборудования, а о модернизации аэродромного комплекса в целом — под ключ. Заказчиком выступило Министерство промышленности и торговли РФ. Цена первого контракта — 250 миллионов, второго — 245 миллионов рублей. Оба конкурса наши земляки выиграли как единственные поставщики. В конце октября информация о подписании контрактов опубликована в Единой информационной системе в сфере закупок.
Подрядчик должен снести кирпичное здание, установить и запустить объекты радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов. В общем, привести объект, как указано в конкурсной документации, в соответствие с нормами годности и эксплуатации аэродромов.
Таганрогский аэропорт действует с середины 70-х годов прошлого века. Он находится на южной окраине города: длина взлетно-посадочной полосы — 2807 метров, ширина — 56 метров. Такие характеристики позволяют принимать вертолеты всех типов и самолеты среднего класса. Таганрог-Южный считается аэропортом двойного назначения. В основном он использовался для экспериментальной авиации. По соседству находится испытательная база Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Георгия Бериева (ТАНТК), где ремонтируют и модернизируют военные самолеты.
Раньше здесь принимали и гражданские пассажирские воздушные суда. Регулярное сообщение несколько раз останавливали, потом возобновляли. С 2015 года пассажирские перевозки вновь прекратились. В принципе Таганрог-Южный можно использовать в качестве запасного для ростовского аэродрома, но не для всех самолетов.
Ростовские власти хотели бы сделать Таганрог-Южный полноценным дублером аэропорта Платов. Но для этого необходимо кардинально ремонтировать и аэродром, и аэровокзал. О необходимости реконструкции заговорили пять лет назад. Инвестпроект предусматривает строительство аэровокзала, командно-диспетчерского пункта, таможенного терминала, реконструкцию гостиницы и подъездных автодорог. Пока установлено светосигнальное оборудование, позволяющее приземляться и взлетать в темное время суток и в сложных метеоусловиях.
— Для возобновления пассажирских перевозок необходима модернизация не только аэродрома, но и аэропортового комплекса. Аэропорт находится на территории нашего знаменитого авиастроительного предприятия. Взлетно-посадочная полоса используется авиационным заводом, который занимается в том числе ремонтом техники. При подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года прорабатывали такой вопрос. Но тогда не было финансирования, не сошлось, — рассказал 74.RU мэр Таганрога Андрей Лисицкий. — Что касается роли дублера Платова, то это параллельная история. Открытие пассажирских перевозок — скорее вопрос рентабельности авиаперевозчиков. Пока не могу сказать, о каком горизонте планирования идет речь. Скорее всего, о среднесрочном. Но потребность в регулярном пассажирском сообщении у жителей Таганрога, конечно, есть.
Челябинцам предстоит смонтировать инженерные системы в командно-диспетчерском пункте, модернизировать объекты радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов, установить новые комплексы радиосвязи и улучшить транспортную доступность, рассказали 74.RU представители радиозавода.
— До конца 2021 года аэропорт Южный получит новейшее оборудование, которое позволит проводить испытания экспериментальной авиации с учетом всех современных требований к обеспечению безопасности полетов, — заявил генеральный директор концерна «Вега» (туда входит АО «ЧРЗ «Полет»». — Прим. ред.) Вячеслав Михеев. — Таганрогский авиационный научно-технический комплекс и нас связывает многолетнее плодотворное сотрудничество не только в части создания авиационной техники, но и в рамках выполнения целого ряда сервисных услуг. Модернизация аэродромной базы летно-испытательного комплекса предприятия — важный этап нашего партнерства.
Челябинский радиозавод «Полет» — крупное предприятие радиотехнической промышленности России. Производство началось в декабре 1952 года. Выпускает наземные радиолокационные, посадочные и навигационные системы для гражданской авиации, а также для Минобороны РФ. Челябинские изделия составляют основу систем управления воздушным движением страны, аэродромы 40 стран мира оснащены оборудованием ЧРЗ «Полет».
Представители ЧРЗ «Полет» подчеркнули, что теперь предприятие выходит на рынок услуг как генеральный подрядчик, который выполняет реконструкцию аэропортов под ключ. И Таганрог — один из таких проектов. Наши земляки изготовят и установят в аэропорту систему посадки СП-2010 — это дает возможность круглосуточно сажать самолеты в сложных метеоусловиях, систему ближней навигации РСБН-4НМ — обеспечивает непрерывное указание экипажам местоположения самолетов в зоне действия радиомаяка, автоматический привод самолета в заданную точку и наземный контроль за движением судов. А также введут в строй посадочную радиомаячную группу дециметрового диапазона ПРМГ-76УМ.
— Аппаратура выполнена на основе современной элементной базы с применением цифровых технологий формирования и обработки сигналов. Она позволит привести аэродромный комплекс в соответствие с нормами годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации, а также существенно повысит безопасность воздушного сообщения, — отметил генеральный директор АО «ЧРЗ «Полет»» Александр Нестеров.
Реконструкция ведется в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Завершить работы требуется к концу следующего года.
Эксперты считают, что реконструкция таганрогского аэропорта лежит в русле стратегии развития радиозавода. Она заключается в отходе от поставок радиолокационного оборудования в сторону предоставления комплексных решений заказчикам.
— Уже сегодня «Полет» оказывает услуги по размещению радиотехнических средств на аэродромах, их монтажу, настройке и пуску в эксплуатацию, обучению и переобучению персонала. Теперь же он намерен заниматься модернизацией аэродромной инфраструктуры в качестве генерального подрядчика, беря на себя полную замену оборудования и даже частично выполнение строительных работ. Последнее вполне заводу по силам, ведь всегда можно привлечь сторонние организации. В итоге «Полет» существенно увеличит свои доходы, — отметил промышленный эксперт Леонид Хазанов.
В этом плане Таганрог-Южный можно рассматривать как своего рода тренировочный полигон для «Полета», добавил аналитик.
— Сейчас аэропорт используется главным образом для полетов самолетов, разрабатываемых ТАНТК. Пропускная способность у него небольшая — всего лишь 50–60 пассажиров в час, — указал Леонид Хазанов. — Однако Таганрог-Южный рассматривается властями Ростовской области в качестве дублера аэропорта Платов. Обновление может качественно расширить возможности таганрогского аэропорта и поможет увеличить поток туристов.
В конце 90-х годов прошлого века «Полет», как и многие предприятия оборонки, испытывал большие проблемы с заказами и платой по ним. Часть имущества челябинского завода продали структурам, контролируемым известным челябинским бизнесменом, а ныне депутатом Госдумы Олегом Колесниковым. Руководители ЧРЗ «Полет» тогда говорили, что такие площади, какие требовались 30 лет назад, больше не нужны. Сейчас на бывшей промплощадке построен ЖК «Лесопарковый», реконструирован бизнес-центр «Полет».
Шесть лет назад Челябинский радиозавод «Полет» вошел в госкорпорацию «Ростех». Теперь предприятие является частью образованного в составе Госкорпорации АО «Объединённая приборостроительная корпорация».
Этим летом в Челябинске выставили на продажу 18 гектаров земли, принадлежащей радиозаводу «Полёт». Несколько участков оценили в 106 миллионов рублей. Земля выделялась под полигон для испытания оборудования. Но, как объяснили на предприятии, площадки не использовались и признаны непрофильными активами.