Образование «Если у меня не будет планшета, я умру»: разбираемся с психологом, что ждёт поколение Z

«Если у меня не будет планшета, я умру»: разбираемся с психологом, что ждёт поколение Z

Комментарии, опасения и советы специалиста тем, кто воспитывает современных детей

Ирина Емельянова проводит исследование по интернетзависимости у детей

Ничего не хотят, не читают, не учатся, часами сидят за компьютером, а с телефоном не расстаются чуть ли с рождения — сегодня принято ругать современных детей. Но что мы знаем о поколении Z? В чём дети опережают взрослых, какие опасения есть у экспертов, что ждёт нас в будущем и как действовать родителям? Об этом мы поговорили с психологом, заведующей кафедрой педагогики и психологии детства Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета Ириной Емельяновой.

— Что означает «поколение Z»?

— Существует условное деление поколений по определённым признакам. Например, поколение X (рождённые с 1965 по 1982 год) отличает неформальность взглядов, постепенное построение карьеры; представители поколения Y (родившиеся до 2000-х) ценят свободу, информационные технологии, больше склонны уделять времени карьере, чем семье. Поколение Z — это как раз дети, рождение которых пришлось или ещё только придётся на 2003 — 2023 годы. Это «цифровое» поколение. Мы уже видим, как дошкольники успешно осваивают гаджеты, разбираются в них порой лучше родителей. Такое ощущение, что эти цифровые технологии у них в крови. Даже малыши сегодня имеют аккаунты в соцсетях и тысячи подписчиков. И именно на детей сегодня обрушивается критика — интернетзависимые, неуравновешенные, поверхностные. Это худшие сценарии развития событий. Но именно от нас, родителей, зависит, сбудутся эти прогнозы или нет.

Невозможно сказать, плохие или хорошие современные дети. Нам, взрослым, этот вопрос нужно задать в первую очередь себе, потому что мы создаём среду, в которой растут дети.

— Что нужно для того, чтобы в современном поколении не проявились худшие качества?

— Самое главное — это устойчивость общечеловеческих ценностей. Если мы сами легкомысленно относимся к ним или не определились в своей позиции, то откуда в ребёнке возьмётся понимание устоев? То есть мы своим поведением говорим: «Гражданский брак — это и хорошо, и плохо, нетрадиционная ориентация — это и хорошо, и плохо, жизнь в своё удовольствие — это и хорошо и плохо, поэтому выбери сам». В дошкольном возрасте ребёнок впитывает в себя всё, что видит. Если мы вбиваем ему в голову, как важна семья, а сами постоянно ругаемся, сходимся и расходимся. Он, конечно, запомнит наши слова, но копировать будет поведение, потому что был внутри ситуации, и она стала его частью.

— А гаджеты для современного ребёнка — это польза или вред?

— То, что современные дети быстро осваивают гаджеты, — это факт и их преимущество. Но возникает вопрос, что делать с таким большим объёмом легкодоступной информации? Я бы хотела, чтобы они получали её для анализа. То есть посмотрел информацию, сформулировал для себя, для чего она, и положил на полочку или выбросил в корзину. Так формируются аналитические способности. Но мы пока сталкиваемся больше с клиповым мышлением, когда дети понахватали отовсюду разной информации в виде картинок, игр, музыки, мультиков и так далее, впечатлились, «отскриншотили» и куда-то в своём мозге забросили. Получается большая мусорная яма, в которой сам человек уже не состоянии навести порядок.

Подростки часто говорят о том, что для них ведение соцсетей — это не только способ общения, но и самовыражения. Спрашивается, зачем выставлять всю подноготную семьи, своих эмоций напоказ, если ты самодостаточен, если тебе не нужен этот отзыв со стороны. Сейчас же доходит до того, что дети сами себе лайки ставят, лишь бы на них обратили внимание. Так психологические проблемы начинают запутываться в один тугой комок.

В идеале нужно учить ребёнка самому себе задавать вопрос, для чего нужна эта информация, что он полезного узнает, какой опыт получит? Для этого не нужно ждать подросткового возраста, этому нужно учить с раннего детства.

Уборку в квартире, просмотр фильмов, прогулку до остановки — это всё можно превратить в полезную игру. Например, смотрим вместе картинки в интернете и учим анализу, то есть задаём вопрос «Для чего мы их копируем?» — распечатать и раскрасить, повесить на стену или просто поразглядывать. Делаем уборку, спрашиваем, как ты думаешь, куда лучше положить карандаши и фломастеры, их лучше хранить вместе или по отдельности, и так далее.

— Как часто вам приходится сталкиваться с зависимостью от компьютерных игр?

— Наша кафедра выиграла грант Российского гуманитарного научного фонда на проект «Становление основ информационной грамотности дошкольников», потому что уже с этого возраста дети знают, что такое твиттер, и как общаться в соцсетях. Мы опросили детей в двух детских садах Челябинска и 600 родителей. И уже выявляются зависимые дети, когда им не дают гаджеты, дело доходит до психоза. В одной анкете ребёнок так и ответил: «Если у меня не будет планшета, я умру». Так ответил дошкольник!

— Не лишать же ребёнка гаджетов, если дети поколения Z уже живут в цифровом пространстве?

— Необходимо формировать культуру общения и взаимодействия с информационной средой. Вспоминаем, о чём я уже сказала — дети считывают наше поведение. Родители сами сидят в телефонах, а потом спрашивают, почему дети такие. Они такие, какие мы. Требования нужно предъявить прежде всего к себе.

Мамы и папы должны понять, для чего они вечером или в выходной сами сидят в интернете и какое место в их жизни занимает семья. Согласитесь, пообщаться с друзьями или посмотреть необходимую информацию можно после того, как уложили детей спать.

Когда предъявили требования к себе, определили, сколько часов вы сами проводите за компьютером или телевизором, приходит время устанавливать режимные моменты для ребёнка. Объясняем, когда и сколько времени он может провести с гаджетами. Здесь можно вместе порассуждать или подробно объяснить, почему именно столько времени разрешено ребёнку на игры.

Сегодня же мы сталкиваемся с тем, что мобильные телефоны или планшеты родители дают детям, чтобы освободить время для каких-то дел. Ну тогда определите для себя, что вам важнее — успеть сварить кашу или общение с ребёнком.

Конечно, нынешним родителям приходится очень сложно, многие допоздна задерживаются на работе, и сил на семью практически не остаётся. Но всегда есть варианты. Можно, например, изучить приёмы тайм-менеджмента, которые очень здорово помогают спланировать время. Я сама сейчас стала привлекать семью к своей работе, они помогают в разработке проектов, иногда посещают со мной тренинги.

— Сейчас очень популярны центры раннего развития, обучение по различным методикам. Как вы к этому относитесь?

— Весь вопрос в том, чтобы не переусердствовать. То, что доступ к методикам открыт, — это замечательно. Но что происходит в большинстве случаев. Мамам некогда подробно изучать методики, они выхватывают какие-то общие идеи, порой просто с родительских форумов, и начинают эксперимент над ребёнком. Сначала сами пытаются учить, потому водят в множество развивающих центров. В итоге страшно устают, но удовлетворяют свои комплексы, сказав себе: «Я же была хорошей мамой». Если говорить прямо, к развитию ребёнка это мало имеет отношение, здесь только удовлетворение собственных амбиций.

Грамотный подход заключается в изучении методик для того, чтобы иметь о них представление. А потом нужно всё тщательно проанализировать, что подходит конкретно вашему ребёнку. Лучше всего в таком случае обратиться за помощью к профессионалам. Это работа тьюторов, которые наблюдают за детьми, изучают среду, в которой они воспитываются, и дают полезные рекомендации. В этом плане наша кафедра открыта.

В моей практике был только один случай, когда ребёнок двух с половиной лет сам захотел научиться читать. Через две недели занятий с кубиками Зайцева он научился читать, а в три года писал короткие рассказы. Так проявляется одарённость. Но здесь главный принцип — не навреди. Несмотря на желание ребёнка, нельзя давать ему «Войну и мир» вместо сказки «Три медведя».

Мозг так устроен, если мы перенасыщаем одну часть, замещение будет у другой. Бывает так, что множеством занятий родители забрали у ребёнка детство, он приходит в школу, но вместо учёбы хочет сидеть с игрушками. Недавно в школе наблюдала такую картину, как девочка на уроке постоянно копалась под партой. Я с трудом дождалась звонка, чтобы узнать, что же она там делала. Оказалось — играла в игрушечки от киндер-сюрпризов, и это на протяжении 20 минут, то есть пол-урока.

— Часто можно услышать, что современные дети очень незрелые, не знают, чего хотят. Как воспитать в них самостоятельность?

— Вопрос, почему ребёнок несамостоятелен, нужно задать родителям. Почему они, предоставив ребёнку огромный мир информации, не научили его делать выбор? А это умение самое ценное. Если ребёнок не умеет делать выбор, не может нести ответственность за свои действия, то мы его можем потерять, причем иногда даже физически. Отсюда такой всплеск детских суицидов.

Представьте ситуацию, ребёнку предлагают наркотики, секту, неограниченный доступ к компьютеру, а он не умеет делать выбор, просчитывать ситуацию и определять для себя, что ему важно сейчас. Конечно, такие дети и попадают в ловушки.

Ведь мы же сами всё делаем за детей, одежду им покупаем, игрушки выбираем, готовим из тех продуктов, что у нас есть, и даже не спрашиваем. Как в такой ситуации увидеть желание ребёнка, и где у него возможность сделать выбор? А потом удивляемся: да что же такое — нигде не работает, учиться не хочет, ничего не делает.

А начинать можно с простого. Идём в магазин, проговариваем, что я иду за хлебом, а ты зачем? Выясняем, что он хочет что-то сладкое. Опять рассуждаем, что есть такая сумма, покупать нужно исходя из неё. Ещё можно сказать, что папа любит, например, солёное, а бабушка сладкое, поэтому выбери так, чтобы всем было хорошо. Ребёнок сразу ощущает свою значимость, он делает выбор и несёт за него ответственность. А дома можно добавить: «Петя сегодня для семьи вот что купил!».

Сейчас наступило время записи в различные центры допобразования. Как помочь ребёнку выбрать, куда пойти? Начинаем рассуждать, для чего этот кружок, каких целей мы хотим добиться — сделать пять поделок в подарок, выиграть соревнования или научиться этому и этому.

Если мы научим ребёнка делать выбор, вовремя говорить «нет», то истерик со словами «Дай мне здесь и сейчас» и риска попасть в негативную ситуацию будет меньше.

Психологи советуют начать воспитание с себя

— Ирина Евгеньевна, какие прогнозы дают учёные, что сегодняшних детей ждёт в будущем?

— Если смотреть с точки зрения физиологии, то учёные говорят, что мы не сильно далеко ушли от неандертальцев, например, объём мозга за последние тысячелетия практически не изменился. Но ожидается, что в ближайшие десятилетия начнёт меняться большой палец на руках. Сейчас дети с раннего возраста пользуются гаджетами, и большой палец постоянно задействован. По прогнозу, он станет более вытянутым и тонким. Но эти изменения станут заметны только через много лет.

Будет переосмыслена ценность фундаментального образования как такового. Скорее всего, это будет набор образований разного уровня под разные запросы. Модульные курсы, тренинги дают возможность научиться чему-то новому в короткие сроки и стать более конкурентоспособным. Молодые люди уже подходят к этому. Мы видим, что в магистратуру приходят студенты из разных профилей, потому что первое образование получали по настоянию родителей.

На вопрос: «Получить двойку это хорошо или плохо?» современные дети говорят, что хорошо. Один ответ был потрясающим: «Это хорошо, потому что помогает определить то, чего я не знаю и над чем нужно поработать». Так появляется мотивация к учёбе, желание узнать что-то новое, о котором мечтают все родители и учителя.

Изменится отношение к профессиям и труду. Развитие информационного пространства, соцсетей привело к глобализации. Современные дети могут общаться с детьми из других стран, имеют доступ к ресурсам, о которых мы раньше и мечтать не могли. За счёт быстрого темпа развития технических устройств изменятся профессии. Очень будут востребованы изобретательские способности, творческие, потому что роботам и машинам несвойственно такое качество, как креативность.

Это тренды, на развитие которых нам сложно влиять. Но в наших силах подготовить к ним детей и сделать их в этом большом информационном мире более защищёнными и успешными.

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления