RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

744мм 30%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Развлечения Андрей Макаров: «Самое страшное в шторме – это когда страх лишает тебя сил бороться за выживание, когда тебе становится наплевать на то, что с тобой будет»

Андрей Макаров: «Самое страшное в шторме – это когда страх лишает тебя сил бороться за выживание, когда тебе становится наплевать на то, что с тобой будет»

Семейное путешествие по Средиземноморью как вид отдыха для жителей Челябинска кажется экзотикой. Однако для европейцев такое проведение отпуска вполне нормально. Тамошние люди просто привыкли к этому: яхтингом занимались их родители, их деды, поэтому...

Семейное путешествие по Средиземноморью как вид отдыха для жителей Челябинска кажется экзотикой. Однако для европейцев такое проведение отпуска вполне нормально. Тамошние люди просто привыкли к этому: яхтингом занимались их родители, их деды, поэтому в морском путешествии для них нет ничего необычного. Россияне же и челябинцы, в частности, этот вид отдыха еще только осваивают.

Южноуральские яхтсмены уже доказали, что они являются сильнейшими в России, победив в регате «Лазурный берег» в мае этого года. И именно они своим примером доказывают: морское путешествие на яхте – это не только спорт, но и замечательный отдых.

Андрей Макаров – совладелец сети центров эстетической медицины «Клеопатра» – занимается яхтингом уже более семи лет. Причем он участвует и в спортивных состязаниях, и ходит под парусом с семьей во время отпуска. Поэтому мы попросили Андрея рассказать об этом виде отдыха поподробнее и дать советы тем, кто еще только собирается выйти на яхте в открытое море.

– Андрей, с чего начинается путешествие?

– Прежде чем отправиться в путешествие под парусом, вам надо определиться: пойдете вы на катамаране или на яхте. Плюс катамарана – практически полное отсутствие крена – очевиден для 90 процентов новичков. У яхты крен есть всегда, когда она идет против ветра. То есть если вы поставили стакан на катамаране, он стоит. На яхте же стаканы и прочие предметы надо или закреплять или держать в руках.

– Можно поподробнее рассказать, что такое катамаран?

– Катамаран – это, грубо говоря, две лодки, скрепленные между собой, а посередине у них – мачта. Есть еще тримараны, но, в основном, для путешествий предлагаются именно катамараны. Но у них есть один существенный минус: катамараны в принципе опрокидываются, а перевернуть яхту очень сложно. Даже если она и погружается в воду, то потом возвращается в исходное положение. Если все члены экипажа привязаны (мы говорим сейчас про экстремальные условия), то яхта вернется в вертикальное положение и никто не потеряется в океане. Перевернувшийся катамаран невозможно без посторонней помощи вернуть на место. Кроме этого, качка на яхте заметно меньше. Связано это с тем, что у нее есть киль и большая мачта, и даже если она идет без парусов, качка все равно не так заметна.

– Качка – это для многих больной вопрос…

– Если говорим о морском путешествии, то нельзя не упомянуть о морской болезни. К сожалению, многие не знают, есть ли она у них. Проверить это можно, только отправившись в плавание. Косвенно можно узнать, будет ли морская болезнь во время путешествия по воде: на легковой машине на большой скорости въехать на горку. Если внутри что-то екнуло, какой-то дискомфорт появился, то можно говорить о предрасположенности к морской болезни. Хотя и это не факт: человек может прекрасно переносить автомобильное путешествие, а на море его укачает.

Все поправимо. Есть специальные таблетки против укачивания, которые продаются в любом приморском городе за границей. Есть, конечно, и российские средства, но я бы им не доверял. На Западе в индустрии туризма продумано все, поэтому таблетки от укачивания продаются не только в аптеках, но и в любых супермаркетах на кассе, как жвачка. Если вы боитесь, что можете испортить себе путешествие, то обязательно купите такие таблетки. Принимать их лучше не по факту возникновения болезни, а за час–полтора до плавания, потому что эти средства, как правило, имеют не мгновенный эффект.

– Ну а если вышли в плавание без таблеток? Есть ли какие-нибудь народные средства, чтобы снять симптомы морской болезни?

– Лучше всего не смотреть на корабль, а смотреть на море, во вне. Тут и красивый пейзаж поможет отвлечься, и качка меньше ощущается. Еще нужно постоянно чем-то себя занимать, что-то делать, чтобы опять же отвлечься от качки. Некоторым помогает алкоголь, но здесь надо знать норму, потому что чрезмерное употребление может не облегчить, а только усугубить болезненное состояние.

– Погодные условия тоже могут сказаться на здоровье?

– К сожалению, сводки погоды, которые мы берем из Интернета, не говорят о реальном положении вещей. Например, однажды я получил переохлаждение до судорог, когда было 22 градуса тепла.

– Как это возможно?

– Волны окатывали меня полностью, я весь промок, а порывы ветра достигали 50 узлов. Естественно, я получил переохлаждение. Поэтому и одежду надо подбирать соответствующую: чтобы не продувало. Есть специальная яхтенная одежда, которую купить можно и у нас, и в любом приморском городе.

Обувь тоже должна быть соответствующая. Многие разуваются на яхте, но это не правильно, потому что во время качки можно серьезно повредить пальцы о мелкие детали. Традиционно яхтсмены носят обувь с белой подошвой, но сейчас, когда технологии развиваются большими темпами, фирмы-производители выпускают обувь разного цвета. Главное – у нее должна быть непачкающая подошва. Лучше всего использовать специальную морскую обувь из каучука, потому что на ее подошве есть специальная нарезка, которая предохраняет от скольжения и уменьшает травматизм.

– Что-то еще необходимо из экипировки?

– Солнцезащитный крем. Раз вы вышли в море ловить ветер, то он будет обдувать вас со всех сторон, и вы не заметите, как загорите. К тому же вода, белая палуба, белый парус – все это отражает солнечные лучи. Загар получается ровный, красивый. Желательно и солнцезащитные очки покупать со специальными фильтрами. Они создают хорошую контрастность, лучше видно предметы на воде, и можно любоваться красотами морского пейзажа. Все это можно купить в любом прибрежном городе, но там есть опасность нарваться на подделку. Лично я покупаю очки в нашем «Оптик-центре», чтобы быть уверенным, что это не китайская подделка.

Вообще, когда приезжаешь в приморский город, нужно полдня потратить на шопинг. Лучше всего это делать в конце путешествия, потому что тогда на собственном опыте ты знаешь, что тебе нужно. Например, свой непромокаемый костюм я купил в Греции после шторма. И он не просто непромокаемый, в него еще встроены страховочные пояса с карабинами, которыми можно пристегиваться без дополнительной обвязки. Куртка эта многофункциональная, она позволяет повысить уровень безопасности в экстремальной ситуации. Конечно, может, эта куртка вам никогда в жизни и не понадобится, но она как подушка безопасности в автомобиле: слава богу, если отдали за нее деньги зря, но в критический момент это может спасти вашу жизнь.

– Столь же важным вопросом, как экипировка, является и запас продовольствия. Что нужно брать в морское путешествие?

– После того как вы взяли лодку, вам надо также серьезно подойти к вопросу запаса провианта. Вы же уходите от цивилизации, а значит, возможности ходить каждый день в магазин у вас не будет. Обязательно нужно запастись питьевой водой и топливом. Можно посоветоваться с местными жителями, они подскажут, что нужно брать в дорогу. В тамошних магазинах существует услуга бесплатной доставки на яхту. Самое главное – это питьевая вода. Ее лучше брать в полуторалитровых бутылях. Они более удобны, чем, например, пятилитровые: из них проще пить, наливать, их легко держать.

– Вы упомянули, что заготовка провианта – второе по значимости дело. А первое?

– Первое – это аренда лодки. Когда вы приехали в нужный город, пришли в фирму, где вы зафрахтовали яхту, вам надо ее принять. И даже если вы яхтсмен с опытом, вы можете не знать, как называются те или иные детали на английском, французском или, например, греческом языке. Соответственно, администратор, который выдает вам лодку, тоже может не знать этих названий на других языках. Чтобы избежать путаницы и непонимания, можно составить таблицу. Меня она очень выручила. Просто я в Интернете случайно обнаружил такую таблицу, где приведены названия яхтенных деталей на русском и английском языках. А у администратора была такая табличка, только с французско-английскими названиями. В результате мы очень быстро достигли понимания, да и принимать лодку по русской описи намного проще.

– Что значит «принимать лодку»?

– Вам выдают яхту в прокат и по описи к ней полагаются десятки различных предметов: от приборов навигации до спасательных жилетов и посуды. Вы по описи сверяетесь, когда отправляетесь в путешествие, по этой же описи потом сдаете лодку.

Приняв лодку, надо проверить все приборы и потребовать, чтобы нерабочие (если они таковыми окажутся) заменили на исправные. У нас был такой случай в Греции. Мы принимали лодку, на ней было два GPS-прибора для определения координат. Один из них оказался сломанным. Мы значения этому не придали: есть же второй! И вот когда начался шторм и у нас вышел из строя единственный GPS, сломался двигатель и порвались оба паруса, мы пожалели, что так небрежно отнеслись к приему лодки. Мы штормовали в открытом море и не знали, где мы находимся, не могли связаться со спасателями. По своему опыту я настоятельно рекомендую взять с собой ручной GPS, работающий на батарейках. Если в экстремальных условиях закоротит электропитание, то приборы, что работают от автономных источников питания, могут просто спасти вам жизнь. Главное, через границу такие приборы надо провозить отдельно от батареек, чтобы было меньше претензий. Они у нас в стране вроде как нелегально продаются, но таможенники просто закрывают на это глаза. Многие берут с собой еще и автономные рации морского диапазона. Это уж совсем экзотика, но в той же Греции нам такая рация не помешала бы.

– Как правильно выбрать лодку?

– Если вы идете в круиз по Средиземноморью или водоему побольше, например, по Атлантике, то я бы советовал брать лодку не меньше девяти метров. Это получается 30 и более футов. Если вы возьмете меньше, то вам добавляется экстремальности. Даже если вы идете вдвоем, лучше брать девятиметровую лодку, тем более стоимостью аренды они не сильно различаются. К примеру, в Хорватии 11-метровая лодка в самый пиковый сезон за неделю стоит полторы тысячи евро. В ней может поместиться шесть человек. И можно посчитать, что неделя на такой яхте обходится не дороже турецкого отеля. Конечно, до Хорватии еще надо добраться и во время путешествия надо что-то есть. Но и тут все зависит от ваших потребностей: можно есть икру ложками, а можно самим готовить.

Есть еще один нюанс, о котором не стоит забывать. Начиная где-то с 15 метров, количество пассажирских мест на яхтах не увеличивается, а увеличивается роскошь. Как правило, на яхте четыре отдельных каюты и одна большая кают-компания. Каюты – это не всегда пятизвездочный отель, но это всегда отделка из красного дерева и тика.

Чтобы понять, к чему вы прикасаетесь, можно узнать реальную стоимость лодки. Например, 15-метровая новая яхта стоит от миллиона долларов и выше. Вам же ее дают напрокат за четыре с половиной тысячи в неделю. Если вы поделите эту сумму на десятерых, которые могут разместиться в этой лодке, то это опять-таки доступно для человека, который может себе позволить отдых на курортах Турции. Поэтому даже простой бухгалтер, путешествуя на яхте, может почувствовать себя Абрамовичем. Конечно, у него яхта побольше, но это все равно определенный мир, и на какое-то время вы можете его купить, вы можете купить незабываемые ощущения.

– Как проложить маршрут?

– Самое главное – прогнозировать то, что вы хотите. Мало выбрать лодку, надо еще определиться с местом и временем года. Правильно выбранный регион для плавания – это уже полдела. Морей для яхтинга множество. Начнем с простого: с Черного моря. Сам я там не ходил, но слышал много отрицательных отзывов. Связано это с тем, что пограничные и таможенные процедуры достаточно усложнены, мест для яхтинга, островов, где можно высадиться, как таковых нет. Как нет и сервиса, обслуживающего морских путешественников. На Западе во всех приморских городах великое множество всяческих ресторанчиков, кафешек, магазинчиков, куда можно заехать прямо на лодке, оставив яхту на якоре в бухте.

Если исходить из доступности, то Турция – самое дешевое место для яхтинга. Там и лодок много, и стоимость аренды ниже, чем в Европе, и сервис есть. Затем идет Греция, Хорватия, потом Европа – Франция, Англия, Ирландия и так далее. Есть еще варианты экзотического путешествия по странам Карибского бассейна и Юго-Восточной Азии. Кстати, в Индийском океане до сих пор существует пиратство, а вот по Средиземноморью можно путешествовать спокойно. Основная проблема с этими экзотическими странами – туда тяжело добираться, вы просто вымотаетесь от одной дороги. Когда мы летели на Карибы 12 часов, я чуть с ума не сошел – так это было тяжело. Правда, если вы хотите совершить путешествие зимой, то вам не остается выбора – только Азия.

– Погода зависит от времени года?

– Однозначно. Легче всего прогнозировать погоду там, где есть выход в океан, на большую воду. Труднее с прогнозами погоды в Греции, особенно весной и осенью, потому что там множество всевозможных проливов, и их продувает дай бог! В полном восторге я был от Хорватии. Это мекка семейного яхтинга. Количество лодок в одной марине – бухточке, где лодки стоят на приколе, продаются, сдаются в аренду и так далее – доходит до нескольких тысяч. Это лес мачт! Чтобы от одного края марины добраться до другого по суше, нужно час идти пешком. Поэтому там выдаются на прокат мопеды. Естественно, флагов там каких только не встретишь! Цены там доступные, сервис, правда, немножко славянский, если вы меня понимаете. (смеется) Правда, у славян там меньше всего проблем с языковым барьером, к русским относятся очень хорошо, потому что наши танки в Хорватию не заходили. И для семейного отдыха я бы рекомендовал именно Хорватию.

Если хочется поэктремальничать, то можно выбрать Грецию или Западную Турцию. И вот здесь важно определиться со временем года. Летом в Средиземноморье хорошая погода, но ветра может вообще не быть. Хорошо для экстремалов плавать весной-осенью. Вот здесь вам будут обеспечены и бешеные скорости, и психологические нагрузки, и серьезные испытания. Зимой плавать в Средиземноморье отваживаются немногие, потому что погода может быть просто ужасной.

– В чем самая главная опасность морского путешествия? Часто ли гибнут люди во время яхтинга?

– Очень многие, особенно женская половина экипажа, волнуются: потонет ли лодка. По статистике, даже во время тихоокеанских гонок (а там бывают гигантские ураганы), когда разметало весь флот на многие километры, количество невредимых яхт оказалось больше, чем количество судов, проводивших операцию по спасению участников гонок. Получается, что лодка осталась цела, а те, кто ее покинул, погибли.

Лодка – очень прочная вещь, она сделана из стеклопластика. Десятиметровая конструкция весит порядка четырех тонн, а лодка длиной 15 метров – около 12 тонн. Вряд ли вам в прокат дадут лодку старше пяти лет, хотя срок эксплуатации яхт достигает несколько десятков лет. То есть это достаточно внушительное судно. Отдельные его части во время шторма могут выходить из строя, но чтобы утопить яхту, нужно ее разбить о скалы. Поэтому главную опасность в морском путешествии создает берег, а не его отсутствие. И с вами вряд ли что-то случится, если вы привязаны и у вас есть связь. Поэтому обязательно надо иметь или спутниковый, или сотовый телефон, только положите на карточку побольше денег и зарядите батарейки. Кстати, если хотите сэкономить, можно купить карточку местного оператора. Батарейки лучше всего иметь и запасные: для фотоаппарата, видеокамеры, телефона, того же GPS. Нам сотовая связь спасла жизнь, потому что рация не работала из-за большой удаленности от берега, а мобильники работали.

– Вы попали в сильнейший шторм во время соревнований. Расскажите, как это было.

– Шторм – это очень нетипичная ситуация. Я не знаю, повезло мне или нет, что я побывал в этом урагане. Многие мне сочувствуют, многие завидуют, потому что они тратят огромные деньги на путешествия и никак не попадут в экстремальные условия. И все, спрашивая про шторм, обязательно задают вопрос: «Какой высоты были волны?» В Средиземноморье волн больших в принципе не бывает. Тогда их высота достигала шести метров – это немного для 15-метровой яхты. В волнах вообще никакой экстремальности нет. Вопрос в другом: порывы ветра были 50 узлов и больше. Это 25–26 метров в секунду. На суше такой ветер очень часто бывает, но там мы постоянно закрыты предметами: домами, машинами, деревьями, поэтому мы его не ощущаем в полной мере. На море вы полностью открыты, и этот ветер разгоняет брызги до такой степени, что кажется, будто тебе в лицо бросают мелкие камешки. Море все вспенивается, становится белым, поверхность его как таковая исчезает. И самое жуткое, что воздух и вода больше не имеют четкой границы. Воздух наполняется капельками морской воды, и появляется что-то типа тумана. Видимость резко сокращается метров до 50. А мы попали в шторм ночью, и не было видно ни звезд, ни луны, ни прибрежных огней – ни-че-го! Легкие прокачивают настолько просоленный воздух, что мы, когда уже добрались до берега и легли спать, проснулись такими отекшими, словно накануне съели каждый по трехлитровой банке соленых огурцов. У нас было отравление этой солью.

– А что было самым запоминающимся?

– Мне больше всего запомнился ветер. Он был просто жутким. Еще запомнилось чувство страха. Меня поразило, что он имеет множество различных оттенков и может меняться со временем. Самое страшное – из моего опыта и опыта бывалых моряков – это когда страх лишает тебя сил бороться за выживание, когда появляется равнодушие и тебе становится наплевать на то, что с тобой будет. Это самое опасное состояние, которое и приводит к трагедии.

Я слышал, что такой бывает, и поэтому не давал развиться этому чувству. Я понял простую вещь: суша никогда не даст мне подобных ощущений. Даже когда катаешься на «американских горках» или прыгаешь с «тарзанки», страх, адреналин существует всего секунды. Но если погрузить человека в такое состояние на часы – десятки часов, – то психика его не может выдержать такого давления и начинает меняться. И ощущение страха становится другим. Очень трудно словами передать его: такой липучий, долгий страх. Именно он вызывает отчаяние и бунт.

– Вы избежали этого?

– У нас была ситуация, близкая к бунту. Вообще, нас было семь человек, но четверо сошли в Афинах, потому что у одной девушки был день рождения и она хотела провести его не в море, а в каком-нибудь красивом историческом месте. Так мы остались на махине в 15 метров втроем. И когда начался шторм, управлять судном втроем было очень тяжело. Мы стали держать совет, что делать дальше. Двое: я и мой друг – были за то, чтобы уйти в море, а другой наш коллега настаивал на том, чтобы прибиться к берегу и найти какую-нибудь бухту или порт. Назревала ситуация конфликта. Бывает, и на суше-то трудно найти компромисс или кого-то переубедить, а тут еще стихия разбушевалась, волны, качка, ветер.

– И как разрешилась ситуация?

– Мы взяли себя в руки и убедили третьего, что идти к берегу опасно, потому что это Греция, скалы. Бывает, что до берега пять метров, а в глубину – метров 20, и корабль может просто разбиться о камни. Существует, конечно, метод спасения – выбрасывание лодки на пляж, но где пляж, а где камни, было не видно. И мы ушли в море. Но если бы мы не смогли убедить одного человека, на корабле бы началась паника. В условиях бури это очень плохо.

Надо сказать, что шторм выявляет слабые места не только людей, но и судна. Только мы вышли в море, у нас порвался сначала один парус, потом второй. Заглох двигатель. От короткого замыкания отключились все приборы. И вот мы на таком полуживом судне штормовали несколько часов. Кстати, замечу: когда нас привезли на буксире в порт, то яхты, которые стояли в марине, представляли собой жалкое зрелище. Все наши поломки – порванные паруса, сгоревшая проводка, сломанный двигатель – выглядели просто царапинами по сравнению с тем, что сделал шторм с пришвартованными лодками.

Еще хотелось бы напомнить, что проверять наличие спасательных приспособлений надо на берегу. Например, у нас не оказалось такой нужной вещи, как шторм-трос. Это такой стальной трос, который идет от носа к корме. Во время урагана надо пристегиваться к нему, чтобы не смыло за борт, потому что если кто-то упадет с лодки, то спасти человека в такую бурю просто нереально.

– Почему?

– Потому что и не видно ничего, где море, где небо – не разберешь. И вернуться за человеком тоже проблематично. У нас, как я уже говорил, была ограничена маневренность из-за порванных парусов и сломанного двигателя. Поэтому лучше не падать с яхты.

Еще одно наше упущение: на лодке не оказалось жилетов нужного размера. Нас было трое достаточно рослых мужчин, а спасательные жилеты – детские. Если бы кто-то из нас упал за борт, шансов выжить у него не было бы. Лучше купить все-таки жилет своего размера и везде носить его с собой. Пусть он вам не пригодится в море – можете потом кататься в нем на водных лыжах на Увильдах. Наученный горьким опытом, я теперь не расстаюсь со всякими страховочными карабинчиками, тросами, жилетами. Потому что опасность возникает не из-за того, что море бушует, а из-за того, что у нас в головах ветер. Если подходить к подготовке к путешествию серьезно, то никакой угрозы для жизни не будет. Можно экстремальничать, не рискуя при этом жизнью. Ведь как сейчас развивается туризм? Человеку хочется больше эмоций, больше острых ощущений, но при этом он не хочет рисковать жизнью. Ему нужен спорт, при котором вроде и страшно, но безопасно. Для этого существует специальная индустрия, разрабатывающая страховочные аксессуары.

– После окончания бури настало ощущения счастья, как это описывается в книгах?

– Самое интересное, что окончанием шторма наши злоключения не закончились. Во-первых, мы опоздали на самолет. Во-вторых, мы попали в морскую полицию и провели там несколько часов.

– Из-за чего были проблемы с полицией?

– По судовым документам на борту яхты должно было находиться семь человек, а привезли нас троих. Естественно, у полиции возник вопрос: куда делись еще четверо. Или их смыло во время шторма, или мы их убили и сбросили тела в воду. Очень долго мы доказывали, что наши друзья сошли в Афинах. И пока они не сели в самолет и компьютер не показал, что именно эти люди прошли таможню, нас держали в участке. Поэтому я советую всем мореплавателям обязательно заносить в документы все изменения в составе экипажа. И вообще к бумагам относиться серьезно. У нас к тому же еще не все документы на яхту оказались на борту. Совет номер два: ни при каких условиях не расставайтесь с личными документами и с документами на лодку. Мы поплатились за свою безалаберность несколькими часами разбирательства в полиции.

Кстати, сама процедура составления протокола очень интересная. Поскольку протокол пишется на греческом языке, то полицейский на Библии клянется, что с твоих слов все запишет верно. В Греции церковь не отделена от государства, поэтому такая процедура считается официальной. У полицейского на столе лежит целая стопка религиозных книг: Библия, Коран, Талмуд и так далее. У нас спросили наше вероисповедание и заставили поклясться на Библии, что мы будем говорить только правду. Для нас это было дико.

– Существует ли дополнительная страховка на морское путешествие?

– Травматизм в яхтенном спорте в несколько десятков раз ниже, чем на тех же горных лыжах и других видах наземного спорта. Беда в том, что свой опыт дается дорого и плачевно, а чужой дешево и неубедительно. Я для себя понял, что любые правила написаны чьим-то горьким опытом. Поэтому страховаться надо обязательно. Причем та страховка, что выдает турфирма, реально не работает. Я бы советовал попросить, чтобы турфирма застраховала вас по полной программе. Это будет стоить не один доллар в день, как положено, а два–три доллара, но зато у вас появляется гарантия защиты.

Еще неплохо оформить страховой депозит на порчу яхты. Если вы утопите яхту, то выплачивать будет страховая компания, а если у яхты будут небольшие повреждения, то здесь-то и пригодится страховой депозит. При этом надо помнить, что турки и греки всегда стараются обмануть, а европейцы предельно честны.

– Как организовать аренду яхты?

– Самый просто способ – прийти в турфирму и поручить все ей. Например, я организовывал свое свадебное путешествие через турагентство «Капитан». Весь процесс согласования номеров гостиницы, аренды машины, аренды яхты, билетов на самолет занял месяца четыре. Это очень сложно, потому что лодки сдают в прокат понедельно, как правило, с субботы по субботу. Самолет прилетает, допустим, по четвергам, и очень трудно согласовать все сроки.

Если же вы хотите сэкономить и найти что-то эксклюзивное, то можно просто зайти в Интернет, найти чартерную компанию (к примеру, www.inter-yachting.hr), а если вы знаете английский – то вообще проблем не будет, – зафрахтовать судно и нагрузить организационными проблемами всречающую фирму. В Хорватии, когда я разговаривал с арендодателем лодки и рассказал ему о своих мытарствах с бронированием гостиницы, он поделился одним секретом. Он очень прост: взяв машину напрокат, можно доехать до портового города своим ходом, что значительно удешевит поездку. Даже если лодка у вас зафрахтована с субботы, а вы приехали в четверг, то в марине всегда найдется пустая лодка, куда вас пустят переночевать за символическую плату. Кроме того, в приморских городах практически каждая семья зарабатывает тем, что сдает жилье, и без крыши надо головой вы не останетесь. Поэтому свое путешествие надо планировать, исходя из фрахта лодки.

– Одна из самых главных тем в любом туризме – как сэкономить.

– Примерно на 20 процентов от стоимости лодки можно сэкономить, если бронировать ее на лето будущего года еще в ноябре. Если вы хотите арендовать лодку в течение месяца, то у вас этого может не получиться. Или выбор будет маленький, или лодки останутся не очень новые.

Второй способ сэкономить – брать лодку без капитана. Услуги капитана стоят примерно 100 евро в день. Плюс к этому вы обязаны его кормить и поить – это традиция и спорить здесь бесполезно. Но если вы отказываетесь от капитана, то вы должны сами иметь права и опыт управления судном. Можно отказаться от уборки лодки по окончании путешествия. Сами взяли пылесос, вытерли пыль, почистили гальюн – сэкономили еще 60 евро.

Кроме этого, вы должны получить знания о стране, где вы путешествуете. Потому что в Хорватии мы встретились с экипажем, который плавал на неделю дольше нашего, но никто из них не знал, куда стоит поехать. Например, есть там подводная пещера, в которую добраться можно только морем. В определенные часы солнечные лучи проникают внутрь через какие-то отверстия в скалах, отчего внутри все озаряется светом. Великолепное зрелище, на которое стоит посмотреть. И вот эти мореплаватели три раза прошли мимо этих пещер и даже не знали, что там такая красота! Поэтому свой маршрут лучше всего обсудить с представителями местных компаний, дающих лодки напрокат.

Еще один способ сэкономить – взять большую лодку и отправиться в плавание большой компанией. В Европе так отдыхают студенты. Особо денег у них нет, а желание путешествовать еще какое! Мы видели итальянскую шестиместную яхту, на которой путешествовали 12 человек. Вообще, оптимальный вариант для путешествия – шесть человек. Это и удобно, и психологически приемлемо, чтобы не было разделения на группы и, как следствие, конфликтов. Для шести человек приемлемым вариантом является 10-метровая лодка, которая стоит порядка тысячи евро в неделю.

Сэкономить неплохо можно, если фрахтовать лодку без посредников, потому что туристические фирмы всегда накручивают цены, чтобы оставить себе проценты.

– Некоторых путешественников, наоборот, вопрос экономии не интересует. Они с удовольствием расстаются с деньгами на отдыхе.

– Можно взять шикарнейшую лодку с плазменным телевизором, кондиционерами, где каюты обиты таким дорогим деревом, названия которого я даже не знаю. К тому же яхта свыше 15 метров – это уже роскошь. Верхнего предела стоимости аренды яхт просто нет. Это может быть яхта Мадонны или Шварценеггера. Я даже представить себе не могу, сколько может стоить аренда такой лодки.

Очень приятно можно потратить деньги, если вы любитель морской кухни. В Европе этот вид бизнеса процветает. Существует множество уютных ресторанчиков и больших морских ресторанов, где можно прекрасно посидеть, любуясь на морской закат. В этом плане Греция мне понравилась больше, чем, скажем, Франция.

Можно потратить деньги в премилых магазинчиках на юге Франции. До них китайцы еще не добрались, это, как правило, семейный бизнес, который ведется столетиями. Это штучный товар, а потому цены, естественно, не китайские, но зато сделано это с такой вековой культурой, с такой любовью, что каждая вещь дышит своей историей.

– А какие впечатления у вас остались от Франции вообще?

– Если продолжать тему французской кухни, то скажу, что мне больше всего понравилось вино и сыры. Вино по качеству превосходит все, что я пробовал до этого. Разнообразие сыров меня просто потрясло. Был у нас такой случай: мы совершенно случайно купили в магазине сыр, который никому не понравился, и никто не стал его есть. В последний день регаты, когда к нам на борт поднялись судьи соревнований, мы открыли бутылку вина, и, кроме этого сыра с белой плесенью, у нас ничего не оказалось на закуску. Мы выпили, съели по кусочку, потом снова выпили – и я обалдел: настолько вкусным, утонченным, полным показался мне винный букет. Потом оказалось, что этот сыр едят между блюдами для усиления вкуса продуктов и особенно – вина. Он каким-то образом раздражает рецепторы, и продукты после него кажутся необыкновенно вкусными.

Вообще всем советую при любой возможности посетить юг Франции. Я был в этой стране два раза. Первый раз – в Париже, где мне жутко не понравилось.

– Почему?

– Грязный город, обыкновенный мегаполис. Я не видел там французских женщин, красоты, культуры, эстетики. На юге Франции все по-другому. Я там увидел и красивых француженок, и эстетику, и милые семейные пары, которым лет по 80. Они идут, держась за руки, и влюблено смотрят друг на друга. И что меня еще потрясло: в половине восьмого утра открыты только булочные и цветочные магазины. Свежие круасаны и букет цветов – это два предмета, очень необходимых французам по утрам. Я видел утром пожилого мужчину, ему уже за 70. Он шел куда-то с небольшим букетом фиалок и пакетиком круасанов и улыбался. Он был счастлив. Понимаете, Франция – это квинтэссенция романтических отношений, а на юге Франции можно наглядно в этом убедиться.

– Вы были в Каннах? Какое впечатление произвел город кинопремьер?

– В Каннах мне не понравилось. Какой-то обычный приморский город. Но понравилось отношение к мореплавателям. Есть во Франции очень дорогие закрытые рестораны, куда пускают только избранных посетителей. И если ты подъедешь на машине, тебе скажут, что мест нет. Но если ты подъедешь с моря, тебе будут всегда рады, впустят в этот закрытый ресторан и никогда не откажут. Такое отношение к людям с моря везде. Так же было и в Каннах: мы были в этом городе накануне открытия кинофестиваля. Везде уже лежали красные дорожки, стояла охрана, никого никуда не пускали. А мы пришвартовались в марине, и достаточно было сказать охранникам, что мы с такой-то яхты, – нас везде пропускали совершенно свободно.

Если же говорить об эстетике, о красоте, то мне больше понравился Порт Гримо (окресности Сант-Тропе). Этакая французская Венеция: каналы, дома и яхты. Очень красивый старинный город. Советую обязательно побывать там.

ФОТОАЛЬБОМ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления