RU74
Погода

Сейчас-8°C

Сейчас в Челябинске
Погода-8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -12

3 м/c,

с-з.

754мм 92%
Подробнее
1 Пробки
USD 96,07
EUR 105,11
Развлечения Алекс Экслер, программист, писатель: «Коты такие же, как и я: эгоистичные негодяи»

Алекс Экслер, программист, писатель: «Коты такие же, как и я: эгоистичные негодяи»

Алекс Экслер – человек известный не только в Интернете, но и за его пределами...

Алекс Экслер – человек известный не только в Интернете, но и за его пределами: автор учебников по компьютерам и программному обеспечению, владелец собственного издательства, автор и ведущий трех ежедневных программ на радио и руководитель двух онлайновых изданий. То, что он согласился дать интервью челябинскому сайту, меня, честно говоря, удивило. Еду в Москву, звоню. Алекс назначает мне встречу в кафе на Пушкинской площади. Сердце замирает…

Он умный и безумно обаятельный собеседник. Желание творить, создавать что-то новое и интересное у него в крови. Оказалось, в детстве он серьезно занимался музыкой, даже играл в школе в ансамбле «Антракт», который существовал довольно продолжительное время и стал практически профессиональной группой. Потом Алекс окончил МАИ и устроился программистом в частную фирму. Самостоятельно обучался всему, что было интересно: компьютерным специальностям, менеджменту, управлению. В результате прошел путь от простого программиста до руководителя крупных программных проектов.

Но есть у Алекса проект для души, который не приносит денег, но известен чуть ли не каждому пользователю Интернета, – авторский сайт. О нем мы и поговорим с автором одного из самых популярных веб-проектов Рунета Алексом Экслером.

– Как вы пришли к идее создания своего сайта?

– Все получилось случайно. Раньше я много времени проводил, общаясь в Фидо. Если помните, была такая некоммерческая сеть. Постепенно, с возрастающей популярностью Интернета, люди из Фидо стали перебираться туда. В 1998 году я завязал с Фидо, в результате чего высвободилось много времени, и надо было себя чем-то занять. Вот и решил открыть свою страничку и по примеру многих «фидошников» публиковать там «веселости Фидо». Когда я страничку открыл, то понял, что публиковать там, по большому счету, нечего. А хотелось. И начал писать какие-то статьи, обзоры. Заниматься одними обзорами быстро наскучило, и я начал придумывать какие-то рассказики, потом стал писать целые литературные сериалы. «Дневник Васи Пупкина» был первым, за ним – «Записки невесты программиста». Потом эти сериалы переросли в повести, как «Ария князя Игоря». Постепенно втянулся. Если вы знаете, на моем сайте есть несколько разделов. Это рассказы, статьи, веб-обзоры, кинорецензии и баннизмы. Сейчас добавился юморной гороскоп от Эдуарда Звездоболова и личный блог.

– Это очень большой объем информации. Как удается все успевать обновлять?

– Да просто пишу каждый день. Если учесть, что у меня примерно 5-6 работ, писать приходится быстро. Но я уже привык.

– Алекс Экслер – плодовитый автор, что наводит на мысль об использовании «литературных негров»...

– «Негров» иногда используют чисто коммерческие авторы из так называемого «первого эшелона», когда имя превращается в чистый бренд для зарабатывания денег. Я в первый эшелон пока не вхожу, да и слишком хорошо к себе отношусь, чтобы считать, что меня могут заменить какие-то «негры».

– Когда вы смотрите новые фильмы и успеваете писать к ним рецензии?

– Новые фильмы я смотрю когда придется. Обычно в пятницу или в субботу хожу в кино, и еще пару фильмов успеваю посмотреть в течение недели дома на домашнем кинотеатре. В кино не очень люблю ходить, но приходится, чтобы не дожидаться выхода лицензионных DVD («пиратки» я давно не покупаю). Кроме того, есть фильмы, которые обязательно нужно смотреть именно на большом экране – «Город грехов», например.

– Как вы отбираете фильмы для рецензии?

– Фильмы для рецензии отбираю очень просто: пишу рецензии практически на все, что посмотрел, потому что смотрю я не так уж и много. Нормально отношусь к мейнстриму, люблю интеллектуальное кино, смотрю и старые фильмы. Не скажу, что приверженец того или другого. Все в меру. Смотрю фильмы с любимыми актерами, работы любимых режиссеров.

– Кто ваш любимый актер?

– Их несколько. Я люблю английских актеров: Питера О"Тула, Майкла Кейна, Шона Бина, Джон Клиза, Боба Хоскинса и других. Мне кажется, что британская актерская школа намного сильнее американской. Англичане более естественны и лучше играют драматические роли. По крайней мере, американские актеры на фоне британских, как правило, смотрятся бледнее.

– У вас большая фильмотека?

– Не очень. Раньше была большая, около тысячи кассет, но, сами понимаете, возникли проблемы с хранением. Поэтому я постепенно свою коллекцию раздал, оставив себе только классику и фильмы, которые мне хочется пересматривать. Я не создаю коллекцию по количеству, создаю по качеству. Сейчас я покупаю кино только на DVD, потому что в этом случае проблем с хранением не возникает. К тому же на DVD есть оригинальная дорожка, есть субтитры, если что-то непонятно. Я англоязычные фильмы смотрю только в оригинале, потому что сколько раз убеждался: переводом можно испортить или даже угробить самый хороший фильм. Очень часто бывает, что мы с друзьями начинаем обсуждать какую-то картину, и на мои восторженные отклики они реагируют совершенно неожиданно: «Ты что?! Такая бредятина!» Начинаем выяснять, и оказывается, что они смотрели дублированный вариант, им не понравилось жутко. Чаще всего такое бывает с телевизионными переводами. Например, с классическими фильмами «Совершенно секретно» Дэвида Цукера или «Робин Гуд и мужчины в трико» Мела Брукса. За то, что там напереводили, надо убивать! Товарищ Гоблин, кстати, об этом тоже много писал.

– Как, кстати, относитесь к его творчеству?

– Очень хорошо отношусь к творчеству Гоблина. С удовольствием слушаю его переводы (есть полная коллекция), да и «смешные переводы» – тоже вполне забавная штука. Особенно «Братва и кольцо» – это просто блеск. Он хороший переводчик. А нравится или не нравится то, что он делает – вопрос вкуса.

– Не приходило в голову сделать нечто подобное?

– Да нет, конечно. Переводами я заниматься не собираюсь, у меня недостаточный уровень языка, а «смешные переводы» – это вообще весьма узкая область. На этой ниве уже трудится Гоблин и несколько других авторов, так что я там уж точно никак не нужен.

– Вы читаете рецензии на фильмы других авторов?

– Да, конечно. Чтобы сравнить впечатления, особенно с людьми, чье мнение мне интересно. Но обычно читаю только после просмотра. До просмотра стараюсь вообще ничего не читать, хотя чужое мнение на мое практически никогда не влияет.

– Как и когда родилась первая рецензия, первая книга?

– Создать на сайте специальный раздел для кинорецензий я решил после просмотра фильма «Хвост виляет собакой» – хотелось изложить свои впечатления о картине. По иронии судьбы рецензию на этот фильм я до сих пор так и не написал. А первая рецензия в этом разделе – на дурацкий фильм «Пожизненно» с Мерфи и Лоуренсом. Написана она 24 января 2000 года. С нее и начался этот кинораздел.

Первая книга в печатном виде – это «Записки невесты программиста». Данная повесть на сайте была самой популярной, и я решил выпустить ее первой. Впрочем, практика показала, что в печатном виде лучше всего продается «Записки кота Шашлыка».

– У вас есть два героя-кота: Бублик и Шашлык. Почему у них такие странные имена?

– Бублик – это настоящее имя настоящего кота, который жил в нашей гостинице в Сочи. Шашлык – это придуманное имя реального кота, которого зовут Парловзор. Первоначально его хотели назвать Шашлык, поэтому я и взял это имя. Но для книги «Парловзор» звучит тяжеловато, поэтому книжный персонаж получил имя Шашлык.

– Кот Бублик – вымышленный персонаж? Каким образом в нем преломляется личность Алекса Экслера?

– Кот Бублик – это кот, который живет в Сочи. Было время, когда я проводил в Сочи почти по полгода в году, и Бублик, гостиничный кот, приходил ко мне в номер, чтобы смотреть со мной кино. Каким образом в нем преломляется моя личность – толком не знаю. Но эпиграфы к рецензиям, конечно, я ему помогаю сочинять. Так он и остался моим виртуальным спутником кинорецензий. А сейчас уже и на радио «Маяк» пробрался. Передача так и называется «Кинообзоры от Алекса Экслера и кота Бублика».

– Почему именно эти животные? Они вам чем-то близки?

– Я люблю котов. Они такие же, как и я: эгоистичные негодяи. Они мне нравятся тем, что при всем своем эгоизме у них полное отсутствие лицемерия. Они не делают вид, что вас любят, если они вас не любят, характер у них неласковый, они ни перед кем не сгибаются, занимаются только решением своих проблем. За это я их уважаю, этим мы с ними и похожи.

– Как находите темы для еженастроенников?

– Трудно сказать. Еженастроенники разные. Заметки по странам, юморески (хотя я их уже давно не писал), рассказы, повести и литературные сериалы. Обычно все берется из жизни – то, что происходит вокруг со мной и моими друзьями или знакомыми.

– Когда вы что-то пишете, вы кому-то даете читать первому или сразу выкладываете на сайт?

– Специфика моей работы такова, что я пишу, читаю, редактирую и сразу выкладываю на сайт, чтобы это читали сразу все. Когда же готовлю произведение к изданию, я делаю собственную редакторскую правку, достаточно незначительную, а потом рукопись проходит в издательстве корректуру – это нужно делать обязательно.

– Какое из своих произведений вы считаете достойным похвал?

– Достойным чужих похвал – не берусь сказать. Это не ко мне должен быть вопрос. А самому нравятся две последние на данный момент повести – «Ария князя Игоря» и «Свадебное путешествие Лелика».

– Вы сейчас один из самых успешных издаваемых авторов в России (так в Яндексе написано). Сложно ли было добиться успеха?

– Ну, во-первых, что именно считать успехом – тиражи, приносимые книгами заработки и какую-то известность? Одним из самых успешных в России меня точно нельзя назвать – по тиражам я пока нахожусь, как это классифицируют в издательстве, во втором эшелоне. Если считать успехом то, что происходит на данный момент, то добиться этого совсем не тяжело: сначала нужно прожить 34 года, занимаясь всякой ерундой, а потом шесть лет подряд пахать по 16 часов в день.

– Вы написали пособие для начинающих авторов, в котором рассказываете о подводных камнях и опасностях работы с издательствами. На вас после этого не начали гонение?

– Кто должен был меня гонять? Издатели? В статье я писал о вполне известных многим авторам вещах. Задача была простая – помочь начинающим авторам не наступать на распространенные грабли. И никаких жутких секретов я в статье не открыл. Так, чисто практические советы.

– К слову, об учебниках. Сейчас они пользуются спросом?

– Учебники всегда пользовались спросом. Вопрос только в том, что сейчас их выпускается огромное количество, и поэтому продаются они плохо. Большинство из них или средненькие, или плохие, или очень плохие, а хороших учебников очень мало. Я давно хотел за это взяться – за учебники для начинающих, – потому что к тому времени я уже написал несколько специализированных пособий. Мои учебники продаются вполне хорошо, потому что на качественные учебники всегда спрос. Наверное, нескромно так говорить, но я считаю свои книги вполне качественным продуктом. Во-первых, это моя методология, мои разработки. Во-вторых, это авторский текст, мой подход к изложению материала. Я 17 лет проработал с компьютерами: от программиста до постановщика задач, поэтому давно имею свои наработки.

– Чтобы написать учебник, обязательно ли быть преподавателем?

– Учебник – это всегда преподавание. Другое дело, что преподавание живое, перед аудиторией разительно отличается от преподавания со страниц книги. Есть люди, которые хорошо излагают на бумаге, но плохо преподают живьем, а есть люди, которые умеют складно говорить, а пишут плохо. Я себя ощущаю преподавателем, потому что в свое время и программированию обучал, и учебники пишу уже лет двенадцать. Кстати, первый мой учебник вышел в 1992 году тиражом 30 тысяч, и все это было распродано. А сейчас пять тысяч считается хорошим тиражом. Многие авторы даже пять тысяч не продают.

– Вы печатаете учебники в своем издательстве?

– Нет, я уже больше года работаю с издательством «АСТ». У меня с ними контракт и на учебники, и на художественные произведения. Правда, учебники издает специальное подразделение этого издательства – «НТ-Пресс».

– А ваше издательство «ЭксПромт» на кого сейчас работает?

– Его работа в настоящий момент заморожена. Ведь я его создавал под себя, чтобы продавать свои книги, а издателем становиться и не собирался. На сегодняшний день «ЭксПромт» свою задачу выполнил и прекратил – возможно, временно – свое существование.

– Если вы не хотели становиться издателем, то зачем было открывать свое издательство?

– На тот момент мне не поступало никаких хороших предложений от серьезных издательств. Те, что поступали, были недобросовестны: я должен был отдавать чуть ли не все права на свои книги, а за это получать копейки. Так работать я не собирался. Поэтому нашел делового партнера – Феликса Мучника, директора фирмы «Софткей», – мы с ним вместе открыли свое издательство, сами печатали наши книги, сами распространяли. Когда дела пошли в гору, мной как автором и заинтересовались крупные издательства. После этого оставалось выбрать, с кем я буду работать.

– То, что вы публикуете свои произведения еще и в Интернете, не вызывает негативной реакции у издательств?

– Наоборот! Интернет мне очень помогает. Ведь раньше, когда я еще не издавал свои книги, они публиковались только в Интернете. Там их прочитывали тысячи пользователей. И когда они видели на прилавках магазинов мои книги – печатный вариант полюбившихся произведений, – они буквально сметали их, раскупали мгновенно. В этом смысле Интернет оказал и мне, и моему издательству неоценимую помощь в раскрутке, потому что публикация книг в Интернете не снижает продажи, а увеличивает.

– Почему?

– Потому что аудитории немного разные. Это во-первых. Во-вторых, большинство людей привыкли читать книги, печатный текст, поэтому книжный вариант для них гораздо предпочтительней. В-третьих, книги читать удобно. Ты не зависишь от компьютера, можно взять книгу на дачу, читать в метро или сидя в очереди в поликлинике, вечером перед сном, утром за чашкой кофе. В-четвертых, книги просто приятно держать в руках, их можно поставить на полку, полистать, полюбоваться.

– Сайт у вас получается несколько развлекательный, произведения вы пишете юмористические. Такая литературная деятельность не оказывает отрицательного влияния на имидж серьезного автора учебников?

– Влияет. Люди видят знакомую фамилию, покупают учебники. Учебники у меня тоже необычные: они и не серьезные на сто процентов, и не юмористические. Это мой личный, авторский подход к изложению материала. Я даю нормальную серьезную информацию живым, легким языком, иллюстрирую ее красочными и доходчивыми примерами. Поэтому мои рассказы и повести полностью корреллируют с моими учебниками. Кстати, мои труды тоже работают друг на друга: те, кто занимается по моим учебникам, с удовольствием покупает рассказы и повести, и наоборот.

– Если говорить о публикации на сайте, то как в этом случае решается вопрос авторских прав?

– Есть такой закон о защите авторских прав, и он действует где угодно, в том числе и в Интернете. Есть понятие, что такое авторское право, кого можно считать автором и так далее. Есть имущественные авторские права – на издательство, публикацию. Да, у меня могут украсть текст, и это происходит достаточно часто. В основном это касается маленьких рассказов, статей, рецензий. Украсть большую повесть чревато для воров. А доказать свои авторские права – в том числе и в Интернете – достаточно несложно. Например, есть такое понятие, как «дата индексирования текста поисковой системой». С помощью нее можно доказать свое авторство.

Сейчас сложилась странная ситуация: для многих издателей и журналистов Интернет видится как бездонный рог изобилия, откуда можно брать любые интересные материалы и нахально перепечатывать. Очень часто мои рецензии или статьи публикуют без указания автора. Но мои читатели живут в разных городах и даже в разных странах, поэтому, когда где-то что-то мое выходит, мне сразу об этом сообщают. Я сразу звоню и начинаю разбираться. Обычно все проходит гладко, люди понимают, что нарушили закон, и исправляют свои ошибки. Бывают, что какие-то редакторы изданий упорствуют, и тогда я объясняю, что их ждет, если я передам дело своему юристу. До суда еще ни разу не доходило.

– Как компенсируют журналы незаконную публикацию материалов?

– Все по-разному. Кто-то выплачивает мне гонорар, кто-то увольняет журналиста-плагиатора и приносит извинения.

– Алекс Экслер – больше публицист, прозаик или автор учебной литературы?

– Если подсчитывать процентное соотношение, то на данный момент – все вместе равными долями.

– Вы еще и передачи на радио ведете? Вы сами выступили с предложением к «Маяку», или он нашел вас?

– Я уже давно работаю на «Маяке». Началось все с того, что меня пригласил туда в одну из своих передач замечательный радиоведущий Дмитрий Губин. Потом Дмитрий сказал, что мне обязательно нужно делать свою передачу – и буквально затащил в студию для записи «пилотного» варианта. «Пилот» понравился, и я стал делать программу, посвященную Интернету. Потом предложили вести часовую прямоэфирную передачу. Попробовал – понравилось. Вот так вся эта деятельность и пошла. Впрочем, прямоэфирную передачу я сейчас не веду – времени на нее нет совсем. Но делаю аж три ежедневных маленьких передачи, которые готовлю и записываю прямо дома.

– При таком напряженном режиме работы остается ли время на личную жизнь?

– Близкие знают, что мне приходится довольно много работать и относятся к этому соответственно. Тем не менее мы с женой, конечно, находим время периодически куда-то выходить, общаться с друзьями, ездить куда-то отдохнуть. Уж совсем законченным трудоголиком я все-таки не являюсь.

– Чем вы занимаетесь, когда не пишете, не рецензируете, не ведете передач?

– Смотрю кино. Это и работа, и развлечение.

– Остается ли у вас время, чтобы побаловать себя, сходить в театр, ресторан, почитать книгу – не для рецензии, а просто для души?

– Да, изредка бывает. В рестораны ходим. В театр редко, но выбираемся. Книги я почти не читаю – времени на них нет совсем.

– Вы много спите?

– Да, стараюсь спать не менее семи часов. Если не высыпаюсь, работа идет с большим трудом.

– Какие вам снятся сны?

– Все зависит от того, что я съел на ужин. Если салатик с кусочком рыбки – тогда снятся морские просторы и тропические острова. Если картошку с уткой – тогда мрачные подземелья с монстрами.

– Чего бы вы никогда не сделали, даже за очень большие деньги?

– Это очень долго перечислять. Но я не буду делать то, что мне категорически не нравится или идет вразрез с моими принципами – даже за большие деньги. Впрочем, понятно, что у любого человека есть свой порог «продаваемости». Просто у меня этот порог, в силу различных причин, достаточно высок.

– Что для вас утром самое трудное?

– Не дать пинка коту, который разбудил меня на полчаса раньше будильника.

– У вас бывает депрессия? Если да, то как вы с ней боретесь?

– Честно говоря, у меня пока еще не было депрессий. При моем ритме работы как-то не до депрессий. Работать надо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: россиянин — о жизни в нетуристической Болгарии
Анонимное мнение
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Мнение
«Надену маску наивности и спрошу: „А что случилось?“» Журналист — о череде коммунальных аварий после затянувшейся опрессовки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления