Челябинский областной суд оставил без удовлетворения жалобу минсоцотношений региона, просившего отменить решение суда первой инстанции об обязании ведомства заменить ребенку-инвалиду неисправный слуховой аппарат. Из-за бездействия чиновников десятилетняя девочка полтора года не может слышать, сообщили в пресс-службе облсуда.
В Центральный районный суд с иском в интересах ребенка обращался прокурор, указав, что в 2007 году Дарье сделали операцию кохлеарной имплантации на левое ухо. Сложная манипуляция, которая сегодня позволяет детям-инвалидам слышать, заключается в установлении сложного слухового протеза, состоящего из внутренней части – кохлеарного импланта и наружного речевого процессора, преобразующего звуки речи в электрические импульсы, передающиеся непосредственно в слуховой нерв с помощью системы электродов, вставленных в улитку.
Через пять с половиной лет речевой процессор сломался. В 2012 году мама девочки за свой счет отремонтировала его в Москве, надеясь на то, что вскоре их обеспечат новым устройством. Однако аппарат снова сломался и уже не подлежит ремонту.
«В июне 2013 года мать девочки обратилась в центр «Импульс» с заявлением об обеспечении речевым процессором, однако до настоящего времени техническое средство не выдано, – рассказали в облсуде. – Необходимое средство реабилитации возможно приобрести за 335 тысяч рублей, но у женщины нет таких денег. В результате девочка уже полтора года не может слышать».
При этом женщина отметила, что после кохлеарной имплантации ребенок получил возможность развиваться на уровне со своими сверстниками, ходить в обычную школу. Когда речевой процессор начал выходить из строя, девочка стала слышать громкий шум, поскольку аппарат вживлен в голову, слова учителя стала читать лишь по губам, плохо учиться, от чего испытывала сильнейший дискомфорт.
В октябре 2014 г. в апелляционную инстанцию облсуда поступило пять подобных дел.
Районный суд, исследовав комиссионное заключение ФГБУ «Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи», пришел к выводу, что без внешней части кохлеарного импланта ребенок не может нормально слышать, и обязал чиновников обеспечить девочку аппаратом.
Представители минсоца обжаловали решение, пояснив, что сроки пользования техническими средствами реабилитации определены лишь для кохлеарных имплантов, о речевом процессоре речь не идет. Ответчики также настояли на том, что в настоящее время нет законных оснований для ремонта или замены речевого процессора. По информации Минздрава РФ, порядок и стандарт медицинской реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации лишь устанавливается, и только в случае их утверждения будет возможна замена речевого процессора за счет средств фонда ОМС.
Облсуд счел эти доводы, признал незаконным бездействие министерства и обязал обеспечить ребенка средством реабилитации. Решение вступило в законную силу.