Миллионы рублей в бюджет принесли челябинские комплексы видеофиксации, но снизилась ли аварийность? Может ли камера на треноге лишить вас прав? Кто эти люди, что сидят по обочинам возле треног? 74.ru из первых рук узнал ответы на главные вопросы о челябинских спидганах.
Пополнение бюджета или борьба за безопасность
Любимым аргументом «камерных» скептиков является избитая фраза, что они служат пополнению бюджета, а не повышению безопасности. Справедливо ли?
Суди сами: за первые 8 месяцев этого года комплексы автоматической видеофиксации оформили постановлений на 800 миллионов рублей. Для сравнения, дорожный фонд Челябинской области в 2017-м составляет 12,5 миллиарда, то есть по итогам года камеры оштрафуют челябинцев примерно на десятую часть это суммы.
Правда, в казну пока поступило чуть более 400 миллионов, что связано не только с плохой собираемостью штрафов (61%), но и введением скидки 50% при быстрой оплате штрафов.
А что же с безопасностью? Камеры видеофиксации и особенно передвижные комплексы устанавливаются в очагах аварийности, причём для последних места дислокации обновляются каждый месяц. Анализ аварийности в этих местах показал двукратное снижение общего числа ДТП и уменьшение числа пострадавших на 40%.
Всего за восемь месяцев 2017-го было выписано 538 тысяч постановлений. Автопарк Челябинской области составляет около 900 тысяч автомобилей, то есть по итогам года штраф с камер получит каждый второй. А значит половине водителей – лучшей половине – всё же удается ездить без единого камерного штрафа.
Эффект внезапности
Помимо стационарных комплексов в Челябинской области всё активнее используются передвижные, прозванные в народе треногами. Законны ли они?
– Многие пытаются оспорить штраф с такой камеры, ссылаясь на отсутствие предупреждающего знака 8.23 и разметки, – объясняет заместитель начальника центра автоматизированной фиксации нарушений УГИБДД по Челябинской области Андрей Смирнов. – Но по нормативам есть стационарные комплексы, есть передвижные и мобильные – для последних двух типов предупреждающих знаков не требуется.
В Челябинской области передвижные комплексы обеспечили около четверти общего количества постановлений, и направление развивается не только количественно, но и качественно. Например, в области начал использоваться новый переносной радар «Автопатруль», гораздо более совершенный, чем привычные уже «КРИС-П».
Хотя «Автопатрули» фиксируют выезд на встречку, как и любой автоматический комплекс они могут выписать лишь постановление о штрафе на 5000 рублей. Лишение прав грозит водителю, который попадётся на таком нарушении лично.
Мы уточнили, как «Автопатруль» отличает грузовой автомобиль от легкового. Например, «газель» с массой до 3,5 тонны ездит по легковым правилам, но её фронтальная проекция ненамного меньше, чем у японского грузовичка полной массой 5-8 тонн. В ГИБДД нам пояснили, что комплексы учитывают также длину автомобиля, а в пограничных случаях решение о типе транспортного средства принимает сотрудник центра видеофиксации нарушений.
Кто эти люди?
Много вопросов связано с операторами передвижных комплексов, которые не раз становились героями наших материалов, паркуясь в неположенных местах, устанавливая камеры на багажники машин и задавая неверные лимиты скорости.
В ГИБДД признают, что передвижные комплексы не всегда работали корректно.
– Да, у нас были случаи, когда такой комплекс фиксировал КАМАЗ на скорости 180 км/час, что само по себе невозможно, – рассказывает Андрей Смирнов. – Поэтому проведена большая работа, чтобы свести вероятность ошибок к минимуму. Все операторы проходят обучение, а места дислокации комплексов указываем мы на основе анализа аварийности. Функционал операторов сведен к минимум, например, раньше они задавали координаты места, где работает комплекс, а сейчас все места дислокации занесены в память. Оператору нужно лишь сделать один клик. Перепроверить правильность установки можно с помощью GPS-координат, которые пропечатываются в постановлении. После развертывания комплекс проходит автокалибровку, и, если установлен неправильно, он попросту не активируется.
В Челябинской области монтажом и обслуживанием камер занимается ПАО «Ростелеком», которое заключило госконтракт на предоставления услуг с ГИБДД (де-юре – с центром обработки вызовов системы 112 «Безопасный регион»).
– Люди, которые перевозят и устанавливают комплексы, работают на наших субподрядчиков, – рассказывает представитель «Ростелекома» Фирдавс Зеваров. – Их предварительно отбирают, обучают, а в процессе работы контролируют наши специалисты и ГИБДД.
Денежный вопрос
Представитель «Ростелекома» также подчеркнул, что установка оборудования для фото- и видеофиксации нарушений в Челябинской области произведена за счёт самой компании, а срок окупаемости такого проекта составляет не менее девяти лет.
– Этот проект направлен не на извлечение прибыли, а на сокращение числа тяжелых аварий, – заявил Фирдавс Зеваров. – Кроме того, поскольку водители привыкают ездить аккуратнее, со временем количество нарушений и штрафов уменьшается.
Фактически борцам с «поборами» на дорогах в ГИБДД города советуют лишь одно – не нарушайте. И тогда сбудется ваша мечта: казна перестанет пополняться за счет нарушителей. В этом конечная цель всего проекта.
Представители ГИБДД также напомнили, что препятствование работе комплексов, а тем более их повреждение влечет ответственность вплоть до уголовной.
Продолжение банкета
Автоматическая фиксация нарушений набирает обороты. На начало года в Челябинской области работали 80 стационарных комплексов, 97 передвижных (КРИС-П) и 27 «Парконов», к которым недавно добавились 18 новых «Автопатрулей».
По словам Фирдавса Зеварова, в ГИБДД сейчас идет согласование установки еще 40 автоматических комплексов.
Ваше отношении к комплексам автоматической видеофиксации нарушений:
Фото: Артем Краснов