Еще недавно у челябинки Светланы Ганьшиной был свой маленький бизнес. В киоске в Металлургическом районе она торговала хлебом. Но расходы постоянно росли, а покупателей становилось все меньше. В начале марта Светлана закрыла ИП. Поискала работу. А когда ничего не вышло, отправилась на биржу труда. И была неприятно поражена размером пособия, которое государство выделяет бывшим индивидуальным предпринимателям.
— Я всю жизнь работала, не сидела без дела. Последние лет десять в павильоне на ЧМЗ трудилась — мы торговали хлебом, булочками, молоком, колбасой. Работали с раннего утра до позднего вечера. Я сначала продавцом была. А когда в 2016 году хозяйка свернула бизнес, сама открыла ИП и осталась в этом же павильоне, — рассказывает Светлана Ганьшина. — Позвала свою бывшую сменщицу на продавца. Но бизнес неважно шел. На заводах по соседству людей сократили, проходимость уменьшилась, а затраты продолжали расти. Аренду заплати, кассовый аппарат купи, за разгрузку деньги отдай, мешочки для фасовки купи. А если еще по безналу кто-то булку купит — три процента в банк уйдет. За все заплатишь — копейки остаются. В общем, в последнее время работала из-за того, что нужно ходить на работу. Хлебом сейчас торговать невыгодно.
Последние восемь месяцев продавцу нечем было платить. И Светлана работала в киоске сама, причем без выходных. Еще немного — и ушла бы в минус, накопила долгов. В середине февраля Ганьшина решила закрыть ИП. Сдала кассу, заплатила все налоги, сдала документы в МФЦ. Киоск пустует уже два месяца. Если учесть, что кругом пестрят вывески «аренда», перспективы «прикормленного» места довольно призрачны.
Светлана Леонидовна живет с сыном и внуком. Мальчик учится в первом классе, за ним глаз да глаз нужен. В соседнем подъезде — дочь с тремя детьми. Если бы пенсионный возраст не подняли, то уже летом, отметив 55-летие, она должна была выйти на заслуженный отдых и спокойно заниматься внуками. Но сейчас приходится трудиться. Поэтому пошла искать работу.
Хотела, как и раньше, пойти продавцом. Пробежалась по округе. Безуспешно. Везде отвечали — вакансий нет, сами справляемся. Доходов нет, на что жить? Светлана решила встать на биржу труда. На прошлой неделе отправилась в центр занятости Металлургического района. С 9 до 13 часов выстояла очередь на улице. Но документы сдать не удалось — забыла диплом.
— Мне сказали, что три месяца будет пособие по 1700 рублей. А если за это время не найду работу, больше ничего платить не станут. Поинтересовалась, почему так мало. А мне ответили, что это еще много — вообще-то выплаты начинаются от 850 рублей. И вообще говорят: больше документы собирать будете, вас что, эти 1700 спасут? — пересказывает Светлана Ганьшина. — Вышла я в расстроенных чувствах. Почему к нам, бывшим предпринимателям, такое отношение? Я столько налогов заплатила! Каждый квартал по 10–11 тысяч рублей. Это и страховые взносы, и в пенсионный фонд, и медицина. Чем же мы не угодили? Также работали, налоги все платили. Побольше, чем люди на обычном предприятии. Как вот можно на 1700 рублей прожить, как выживать? Даже за квартиру заплатить не хватит!
Индивидуальный предприниматель ведет деятельность на свой риск, гласит Гражданский кодекс РФ. То есть падение или отсутствие доходов у ИП — это его проблемы. По закону такие люди считаются занятыми. Пособие они смогут получать только тогда, когда прекратят быть индивидуальными предпринимателями и встанут на учет в службе занятости как безработные.
В центре занятости Металлургического района подтвердили, что бывшим индивидуальным предпринимателям и самозанятым рассчитывать на высокое пособие по безработице не приходится.
— По закону о занятости, если гражданин завершил предпринимательскую деятельность, то ему после постановки на учет выплачивают минимальное пособие — 1725 рублей в месяц с учетом уральского коэффициента, — объяснила заместитель директора — начальник отдела по Металлургическому району центра занятости населения Челябинска Ирина Гущина. — Но сейчас в нашем регионе губернатор утвердил единовременную компенсационную выплату — 15 тысяч рублей — для тех, кто потерял работу в связи с коронавирусом. Это доплата к пособию. Ее получат официально признанные безработные, если в 2020 году они трудились не менее 60 дней.
Многие предприятия из-за угрозы коронавируса находятся на самоизоляции. По словам представителей центра занятости, в этой ситуации обратившихся будут признавать безработными в день обращения. Но бывшие предприниматели смогут получить пособие и региональную доплату к нему — те самые 15 тысяч рублей, только если официально закрыли бизнес и сняты с учета в налоговой инспекции. Светлане Ганьшиной, можно сказать, повезло, что закрыла свой бизнес в первых числах марта.
Сейчас она сдала в центр занятости все документы для признания безработной и ждет обещанной выплаты от губернатора.
Напомним, жителям Челябинской области, потерявшим работу из-за пандемии коронавируса, выплатят единовременное пособие 15 тысяч рублей. Причем за этой суммой можно обратиться до конца июня.
Как во время пандемии коронавируса стать официальным безработным в Челябинске, мы рассказывали в простых карточках и ответили на самые популярные вопросы, а также разобрали подробно, как получить пособие в 15 тысяч рублей.
До 19 апреля на Южном Урале объявлен режим самоизоляции. При этом определён перечень предприятий и организаций, на которые не распространяется режим нерабочих дней. Телефоны горячих линий, где можно проконсультироваться о самоизоляции, опубликованы в нашем материале.
В регионе создан благотворительный счёт для помощи пострадавшим от распространения коронавируса.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU и нашей хронике, которая обновляется в режиме онлайн.
Вас отказались признать безработным вопреки новым законам и правилам? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.