17 января — день рождения Челябинской области, которая образовалась на основе Уральской области в 1934 году. Наш журналист Артем Краснов много ездил по Уралу: сначала на тест-драйвах автомобилей, а в последние два года — ради репортажей (и делает это как будто ради удовольствия). Мы попросили Артема рассказать, какой представляется ему наша область.
Иногда адепты философии «пора валить» спрашивают, почему я не уезжаю из Челябинска. Выслушав мой ответ, они обычно подытоживают спор вопросом: нет, ну это всё понятно, но что хорошего-то в Челябинске? Ничего же. Я, подумав, отвечаю: из хорошего — как минимум прилегающая к нему область.
Дело же не только в её природной красоте. Меня всегда удивляло ее разнообразие, когда за однодневную поездку ты словно оказываешься в трех разных регионах. Горнозаводская часть — самая атмосферная, при этом влажная, изменчивая и «тесная». Здесь всё зажато складками ландшафта по бокам и туманом сверху, отчего чувство оторванности от мира максимально. Здесь хорошо понимаешь, почему когда-то Урал считался окраиной развитого мира. И да, здесь невероятно красиво.
Но есть у области и южная часть, что ближе к российско-казахстанской границе. Раньше мне казалось, что она скучновата, потому что кругом поле да поле. Потом я заметил, что каждый раз ликую, когда выпадает шанс поехать именно на юг. Во-первых, здесь почти всегда солнечно, а ветры выдувают из головы ненужные мысли. Во-вторых, здесь невероятно ощущается свобода. Если правда, что некая древняя цивилизация выбрала Аркаим местом силы, я не спрашиваю, почему.
Южный Урал обязан своим существованием железоделательным заводам и стал их заложником — омертвевшая ткань области состоит из городков, когда-то сидевших на руде. Поэтому, например, Катав-Ивановск, Усть-Катав и особенно Юрюзань оставляют смешанное впечатление: природная красота здесь соседствует с рукотворной разрухой.
Чувства полного уныния не возникает даже в уральской глубинке. На меня, скажем, произвели впечатление Троицк, Сатка и Копейск — каждый из них в последние годы по-своему расцвел. В этот список я бы добавил еще и Кыштым, который выглядит перспективной точкой для создания «золотого кольца» Урала.
Есть у Урала и иная притягательность, тесно связанная с его промышленным генезисом, — здесь много техногенной жути, настолько брутальной, что она даже прекрасна. Окрестности Карабаша, несмотря на зловещий статус, потрясающе фактурны, а река Теча фонит до сих пор, но тем и притягательна.
Помимо раскрученных мест вроде национального парка «Таганай» или озера Тургояк на Урале полно необычных локаций, на которые мы натыкаемся чаще всего случайно: скажем, уединенное село, живущее без электричества, или некогда засекреченная «Лаборатория Б», где сохранился дом Зубра (ученого Николая Тимофеева-Ресовского).
Наконец, Челябинская область привлекает меня людьми, которые умудрились создать здесь что-то новое и чаще всего вопреки естественному фону. Меня, например, впечатлил фермер, построивший под Чесмой европейское хозяйство, или семья дауншифтеров из Екатеринбурга, которые приехали в Султаново варить сыр.
И я даже понял секрет успеха на Урале — нужно поменьше ныть и быть фанатом своего дела: тогда ни климат, ни экономика тебе не помеха. Хотите еще примеров? Недалеко от поселка Роза компания «УралСпецМаш» строит прикольные гусеничные вездеходы, а одна челябинская семья, любители животных, создала недалеко от Непряхино обалденный зоопарк. Или взять Касли: город когда-то был центром художественного литья из чугуна, а теперь его льют сами горожане в частных домах.
Я уверен, что зачерпнул пока малую часть Урала. Мне нравится, что белых пятен еще много. Когда весной прошлого года стало ясно, что поездки по миру лимитированы, я не расстроился. В отпуске мы хотели посетить Францию, а посетили в итоге староверческую деревню Серпиевку, которая тоже нас изрядно потрясла.
И да, красота есть во многих регионах России (точнее, во всех). Я не берусь сравнивать, где лучше. Что мне нравится именно в Челябинской области — ее многослойность. Каждый раз когда думаешь, что узнал ее неплохо, кто-то подсказывает тебе новую локацию, город, проблему — и область снова распахивает перед тобой свои недра.
И сегодня я поздравляю ее с днем рождения и желаю, чтобы ее промышленное процветание наконец пришло в равновесие с процветанием природным.
Согласны с автором?