
Сергей Катышев около печи в своем доме. Наливает не чаёк — чугун
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Снимать сложно: в цехе темно, а раскаленный до 1200 градусов чугун даёт пересветы и плюется. Одну из капель я замечаю в объектив и дёргаюсь, но Сергей Катышев, глава семейной артели, успокаивает: не бойся, мол, даже если попадёт — отскочит. М-да... Рано мне в сталевары. Точнее, в литейщики чугуна.

Чугун разливают в подготовленные формы — опоки. Это, кстати, бывшая летняя кухня дома Катышевых
Фото: Артём Краснов
Поделиться
«Талый» чугун по вязкости что вода, поэтому Катышевы льют из него филигранные статуэтки с толщиной стенки... кстати, какой? Миллиметров от пяти? Александр, сын Сергея, говорит:
— При необходимости можем и до трех миллиметров.

Дон Кихот пока без головы и еще кое-каких частей тела, потому что сложные отливки выполняются составными
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Подробнее технологию литья мы покажем чуть ниже, а заодно к каслинской металлургии добавим немного каслинской мимимишности. Но сначала небольшая предыстория.

Касли — город озер, чугуна и еще, как оказалось, котиков
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Об этом промысле я узнал случайно от Алексея Липатникова, владельца одного из зданий некогда засекреченной «Лаборатории Б».
— А ты знаешь, что в Каслях есть семьи, которые льют чугун прямо во дворе? — спросил он хитровато.
— Что, мелочь какую-то делают? Подсвечники? — удивился я.
— Почему подсвечники? Скульптуры в человеческий рост и даже выше. Знал?
Я не знал. В моём представлении домашняя плавка чугуна — это оксюморон вроде «кухонный снайпер». Ну, олово, алюминий или латунь ещё туда-сюда, но чугун...

Кастро, Сталин, Дзержинский, Есенин, Толстой, Жуков... Это некоторые модели, с которых Катышевы делают сами бюсты
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Так я разыскал семью Катышевых и напросился к ним на домашний розлив металла. Попутно у меня был другой вопрос: что, собственно, случилось с самим Каслинским металлургическим заводом? Ведь домашние литейки — осколки некогда единого и знаменитого на весь мир производства.
О том, что жизнь на заводе всё же существует, рассказал тяжёлый металлургический дух на въезде в Касли: челябинский воздух словно приехал вместе со мной.

Заводские постройки с некоторых ракурсов выглядят живыми
Фото: Артём Краснов
Поделиться

С других точек видны следы разрухи
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Охранник объяснил, что это разрушенное здание некогда было заводским цехом (вроде бы цех
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Внутри запустение и водочные бутылки — неизменные «артефакты» таких мест
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Многие цеха бывшего КМЗ работают. Их приспособили под другие производства, связанные с металлом: вот здесь его, судя по всему, режут и сваривают какие-то аппараты
Фото: Артём Краснов
Поделиться

На фоне — пустующий цех Каслинского металлургического завода, а слева — здание живого предприятия «Радий», которое, несмотря на токсичное название, успешно занимается радиоэлектроникой
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Художественным литьём на территории завода сейчас занимается только цех
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Музей на территории завода
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Помимо «художки», цех
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Сегодня Каслинский металлургический завод — как тот стакан: то ли наполовину полон, то ли наполовину пуст. Отношение заводчан к «домашним литейкам» ревностное, и отдельная борьба идёт за право присваивать продукции статус «каслинского литья»: «мечеловский» КАС.З, судя по сайту, является единственным правопреемником бренда.

Александр Катышев занимается в основном моделями
Фото: Артём Краснов
Поделиться
— Они с нами, знаешь, даже не здороваются, — рассказывает Александр, сын Сергея. — Когда пересекаемся, директор завода делает вид, что нужно срочно поговорить по телефону.
Я удивляюсь:
— Но вы ведь в каком-то смысле союзники: не даёте умереть известному бренду — каслинскому литью.
— Да, но они видят в нас конкурентов, хотя для них выгоднее архитектурное литьё, а мы занимаемся больше скульптурами. У нас цикл производства занимает от месяца до полугода, потому что мы делаем ставку на качество, а не количество.

Сергей Катышев после «смены»
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Как вообще возникла «артель Катышевых»? Первым специалистом по литью был отец Сергея, Николай Михайлович Катышев. Он работал на заводе КМЗ начальником цеха цветного литья, а в свободное время увлекался цветной фотографией (тогда это было редкостью). Потом он организовал в здании бывшей церкви на территории завода отдельный цех художественного литья и являлся одним из его соучредителей.
Но из-за ссоры с компаньонами Николай Катышев вышел из дела, а его бывший цех отпочковался от завода и сейчас работает в Каслях под названием «Каменный пояс». Так семья Катышевых ушла в самостоятельное плаванье.
— Мы начали в 2000 году: поначалу заказывали литьё другим специалистам, а сами делали модели, обрабатывали отливки, собирали, — рассказывает Александр. — Потом купили печи, и сейчас у нас их три: под чугун, латунь, бронзу и алюминий. Теперь у нас полный цикл производства, включая моделирование, формовку, литьё, чеканку, сборку, сварку.

Печи — индукционные. Нагрев занимает пару часов. Температура — 1250 градусов, и счета за электричество зимой — до 25 тысяч рублей в месяц
Фото: Артём Краснов
Поделиться
А теперь вопрос, который не давал покоя с начала, — почему именно Касли? Чугунные «литейки» были по всему Уралу — и в горнозаводской зоне, и в соседнем Кыштыме, но филигранным литьём прославились именно Касли.
— Мастера, опыт, технологии... — отвечает Александр. — А главное, песок.
— Песок?
— Да. Такой есть только у нас и ещё в Германии.

Супруга Александра Ольга показывает груды мелкого-мелкого песка, который по цвету и консистенции ближе к цементу
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Этот глинистый песок называется «Лазарет». Он мелок, как пудра, хорошо держит форму, даёт нужное качество поверхности, а ещё «дышит» — пропускает газы, которые выделяются после заливки металла. Для изготовления опок в песок добавляют лишь воду и графит, чтобы не липло. Такая формовка называется сырой.

Вот так выглядит «новорождённая» отливка — она ещё в песке
Фото: Артём Краснов
Поделиться

А это отливка и модель, по которой делали лик Николая II
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Используют здесь и другую технологию холодно-твердеющей формовки, но для неё идёт неместный песок, требующий добавления «химии». Одноразовые формы получаются достаточно прочными и состоят из частей, поэтому на черновой отливке виден черепаховый узор швов, которые удаляют при обработке.

Мастер-формовщик за работой. Катышевы говорят, что от формовщика зависит чуть ли не половина успеха: дрогнула рука — и начинай сначала
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Немного расчленёнки: модель гончей слишком сложна для единой отливки, поэтому её лапки и челюсть готовят отдельно. Отливка может состоять из десятков фрагментов, но на готовом изделии вы этого не заметите
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Лапки уже зарыли в песок и покрыли «антипригарным» покрытием из древесного угля
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Черновая отливка амазонки по методу холодно-твердеющей формовки: видны следы разъёма формы. Это даже эротично
Фото: Артём Краснов
Поделиться
С опоками (формами) более-менее понятно: отпечатки в песке делаются с помощью чугунных моделей — точных копий будущих скульптур. Но откуда берутся сами модели?
Первые «эскизы» делает, естественно, скульптор из пластилина или глины. После этого форму переводят в гипс и уже потом в чугун: вот эта эталонная модель потом и используется для отливок. И она почти вечная.

Александр ворочает гипсовую голову огромного соболя, которая (уже в чугунном варианте) украсила въезд в один из российских городов
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Сам Александр плотно работает со скульпторами, чтобы сразу предусмотреть разборность сложных скульптур. Полки с моделями выглядят, как кабинет не очень аккуратного патологоанатома: тут руки, там ноги, а головам и счёта нет.

Так, должно быть, выглядит ад
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Пионер без руки
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Бюсты можно лить целиком
Фото: Артём Краснов
Поделиться

У этого вояки мешок и кисти рук отливаются отдельно
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Многие скульптуры легче, чем ожидаешь, потому что внутри они полые. Для этого внутреннее пространство формы заполняется так называемым стержнем (сердцевиной): его формовщик изготавливает отдельно. По сложности очертаний стержень плюс-минус повторяет саму фигуру.

Купальщица. Оригинальная статуэтка сделана каслинскими мастерами ещё при Николае II
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Такса. Крадется
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Кстати, каслинское литьё у нас дома всегда было глянцевым, а сейчас скульптуры покрывают матовой краской, и, на мой вкус, так лучше — поверхность кажется бархатистой.
Самая торжественная часть процесса — это, конечно, плавка чугуна и литьё в формы. Мастерская наполняется кисловатым запахом, но Катышевы говорят, что при выплавке латуни всё хуже — цинковая пыль лежит на всех поверхностях белым налётом.

Всё готово к литью. Ещё полчаса назад чугунные чушки сползали в это жерло, как куски сливочного масла на сковороде
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Ложку (черпак) предварительно прогревают, чтобы металл не остыл при контакте
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Кипучая во всех смыслах работа
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Нужно попасть в литник — отверстие с каналами, по которым металл попадёт к самой форме
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Над опоками появляется «вечный огонь»
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Я думал, остывать отливки будут много часов, но нет — прошло минут двадцать, и Александр снимает верхнюю часть опоки
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Щипцами достаёт отливку
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Эта «бабочка» — четыре чугунных магнита на холодильник, скреплённые каналами литника (их удалят, конечно)
Фото: Артём Краснов
Поделиться

После очистки получается вот что. Сверху — модель
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Магнитики — изделие простое, но популярное. Цена — 100–150 рублей
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Если отлитые при мне магниты нуждаются разве что в покраске, то со скульптурами всё сложнее — их ждёт ещё механический цех, где обрабатывают швы и грани, чеканят сложные текстуры и собирают готовое изделие. Чугун красят, а скульптуры из бронзы и латуни подвергают патинированию — обработке кислотными растворами, чтобы фигура не пошла пятнами от контакта с атмосферным воздухом.

Мастер-чеканщик обрабатывает меч Дон Кихота
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Голова Дона и туловище существуют пока отдельно
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Для воссоздания сложных элементов (волосы, ткань, глаза) используется специальный инструмент — у каждого мастера он свой, и в этом тоже есть секрет
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Эти текстуры сделаны чеканщиком
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Ещё в мастерской занимаются ремонтом. Этот олень лишился рогов, что не удивительно — он отлит в 1899 году
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Станок с ЧПУ для резки моделей: в данном случае он выпилил форму решётки. Заказ пришёл из Снежинска
Фото: Артём Краснов
Поделиться
В мастерской Катышевых помимо чугуна работают с бронзой, латунью и алюминием. Ограничений на размер или сложность изделий нет: они делают и брелоки, и скульптуры выше человеческого роста.

Ольга в челябинском Парке Победы около памятника, отлитого в 2015 года семьёй Катышевых
Фото: архив семьи Катышевых
Поделиться

Герои памятника в мастерской
Фото: архив семьи Катышевых
Поделиться
Вообще, каслинского литья вокруг нас много: это и заборы, и решётки зданий, и памятники. А в родительском доме у меня была чугунная такса, фигурное блюдо и часы с Хозяйкой Медной горы. Но мода советского периода вроде бы сошла на нет. Так кто и для чего покупает металлические скульптуры сегодня?
— Очень разные люди, — говорит Ольга. — Например, покупают для украшения дворов, садовых участков, могил. Спросом пользуются бюсты и настольные скульптуры. Проблем со сбытом у нас не было и нет.

Памятник на могиле Василия Торокина, каслинского литейщика-самоучки. Он держит в руках собственную отливку «Старуха с прялкой»
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Памятник отцу и сыну Голышевым, Владимиру и Дмитрию, завораживает: впечатление, что стоишь перед живыми людьми
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Памятник на могиле Семёна Гилева, сделанный его сыном, скульптором Александром Гилевым
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Каслинский некрополь очень старый — встречаются могилы XIX века
Фото: Артём Краснов
Поделиться

И много памятников из каслинского литья
Фото: Артём Краснов
Поделиться
— Мы и за границу продаём, например, французы недавно заказывали целую партию бюстов, — рассказывает Сергей. — А как-то приехал австралиец с переводчиком: выбрал статую Дон Кихота, мы сделали, отправили ему, он доволен.
— Куда он её поставил?
— В кабинет, наверное.

Сергей Катышев смотрит, всё ли в порядке с только что сделанными отливками
Фото: Артём Краснов
Поделиться
В Каслях вообще много мастеров, чьё ремесло так или иначе связано с художественным литьём:
— Да тут через двор этим занимаются, — хмыкает Сергей. — Кто скульптор, кто чеканщик.
Так что Касли — это интересный пример того, как градообразующее предприятие, зачахнув, не исчезло полностью, а как бы пошло на семена и дало новые всходы. Хорошо это или плохо — не знаю, но есть ощущение, что это естественно. В любом случае литьё в советских масштабах, наверное, сейчас не так востребовано, а вот мастера-умельцы, работающие не на объём, а на качество, всегда в цене.

Александр и Ольга в цехе мехобработки. На верстаке — медали в память о Челябинском метеорите и решительная фигура Маяковского
Фото: Артём Краснов
Поделиться
И пусть отношения Катышевых с «большим заводом» искрят, все каслинские мастера так или иначе делают одно дело — сохраняют фирменное производство. Пусть и каждый по-своему.
Что касается Каслей, они, как и уральские города вообще, оставляют смешанное впечатление, которое проще передать фотографиями.

Великолепный храм Вознесения Господня и пошарпанное здание автовокзала перед ним
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Озеро Большое Касли
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Дворец культуры имени Захарова выглядит стандартно — выделяется разве что чугунный медальон на фасаде. Но внутри...
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Внутри растут пальмы — в большом фойе рядом с загсом устроили симпатичный зимний сад
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Даже в центре города Касли выглядят... не как город, но симпатично
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Обещанные в начале статьи котики
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Ещё парочка
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Все дороги в Каслях упираются в озёра и оканчиваются пирсами
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Озёра завораживают
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Скромное обаяние глубинки
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Здесь идёт обычная жизнь. «Иваныч, ты где застрял?»
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Давно у нас котиков не было
Фото: Артём Краснов
Поделиться

А им разве можно в левый ряд?
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Весёлый столяр на фоне брошенного цеха КМЗ
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Двери госпиталя начала XIX века. Здание признано памятником архитектуры, и таблички предупреждают об уголовной ответственности за порчу. Но вид у здания не «наследный»
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Храм Вознесения Господня и белое здание больничного корпуса
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Вечный огонь
Фото: Артём Краснов
Поделиться

В Каслях так много старых и колоритных зданий, что город напоминает музей
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Кстати, о музеях: помимо краеведческого, что расположен прямо у завода, есть, например, дом-музей скульптора Александра Чиркина, открытый для посещений
Фото: Артём Краснов
Поделиться

И много классных и уютных домиков
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Не знаю, как подписать. Предложите в комментариях
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Мы часто ездим по Челябинской области и рассказываем об интересных местах и людях, так что, если знаете таких, — пишите, не стесняйтесь (контакты под статьёй).
В Копейске, например, мы поразились красоте терриконов.
А фермер под Чесмой наповал сразил масштабным подходом к делу: техники у него — что на выставке.
Горнозаводская зона захватила нас природой, но города там не живут, а выживают. Зато в местных сёлах можно провести психоделический отпуск.