В Челябинске к Новому году откроется третья кофейня SurfCoffee. Сейчас работают точки на Ленина, 71 и Кирова, 63. Новое заведение заработает на проспекте Ленина, 50. На окнах здания появилась фирменная вывеска сети. Рассказываем, каким будет новый филиал, и разбираемся, что происходит на рынке кофеен.
SurfCoffee — сеть кофеен, которые работают по франшизе в 28 городах России, одна точка есть в Беларуси — в Минске. Первая кофейня была открыта в 2010 году в городе Обнинск (Калужская область) группой молодых людей, неравнодушных к культуре серфинга и кофе. Сейчас в рамках проекта SurfCoffee по всей стране действует 111 заведений, 35 из которых в Москве.
«Будет как в лучших московских ресторанах»
Совладельцем новой кофейни, как и двух предыдущих от раскрученного бренда, станет блогер Михаил Мёд.
— Мы хотим запуститься в 20-х числах декабря, постараемся успеть до Нового года. Внутри будет камерное пространство где-то на 25 посадочных мест, — рассказал Михаил Мёд. — У нас будет витражное окно, которое летом будет открываться настежь, как в лучших московских ресторанах, с видом на проспект Ленина. Вообще там такой уютный советский уголок, удобные подъездные пути, большой пешеходный трафик.
Михаил Мёд (Демушкин) — челябинский блогер, основатель одного из первых барбершопов в Челябинске Chop-Chop. По данным сервиса «Контур.Фокус», предприниматель на данный момент является совладельцем компании ООО «СЕРФ УРАЛ» (у Демушкина — 33%, его совладельцы — Владимир Иванов с 48% и Павел Матушкин с 19%). Помимо трех точек SurfCoffee, компании принадлежит также парикмахерская «Молодежная». Чистый убыток ООО «СЕРФ УРАЛ» на конец 2020 года составил 4 миллиона рублей.
В том же здании, где появится SurfCoffee, сейчас работает другая популярная кофейня — «Дело не в кофе». Такое соседство никому не навредит, а наоборот только сработает в плюс, уверен Михаил Мёд.
— Да, там рядом есть и ланчерия «Дарвин», «Дело не в кофе», и ресторан Redactor. Но это никому из нас не помешает, наоборот усилится синергетический эффект, — рассуждает он. — Практика многих европейских городов показывает: когда на одной улице много кафе и ресторанов, это работает на пользу всем, тот же «Белый рынок» это доказывает. Да и сам рынок кофеен в Челябинске только начинает формироваться, он будет дальше расти. Пока заведений в нашем миллионном городе еще недостаточно.
Положительно восприняли новость и в самой кофейне «Дело не в кофе».
— Нам даже польстило, что Surf открывается рядом с нами: это значит, что мы нашли правильное, хорошее место, сделали его трендовым. У нас уже организовалась там классная группа предпринимателей, которые общаются, — рассказала владелица «Дело не в кофе» Дарья Скалина. — У нас самих открывается две новых кофейни в декабре — одна уже открылась в коворкинге Radiozavod рядом с «Белым рынком», вторая скоро откроется в гастропарке на набережной Миасса.
«Россияне всё больше и больше потребляют кофе»
Если сравнивать Челябинск с Екатеринбургом или с Новосибирском, то окажется, что мы значительно уступаем им по числу кофеен. По данным 2GIS, в Челябинске 354 заведения такого формата, в столице соседнего региона — 535, в Новосибирске еще больше — 598.
По данным 2GIS, кофейни показывают один из самых значительных приростов по стране (их стало больше на 11,4%, чем в 2020 году). В рейтинге самых удачных форматов они занимают шестую строчку после суши-баров, пекарен, пиццерий, кулинарий и фреш-баров. К примеру, обычные бары показали отрицательную динамику (-2%).
Экономисты говорят, ситуация на рынке сейчас выглядит так: на место одного закрытого крупного заведения приходят несколько мелких. Многих подкосил локдаун: ресторанам с большими штатами сложнее подстраиваться под строгие ограничения, скромным кофейням гораздо проще адаптироваться. Впрочем, на это накладываются и другие факторы.
— Во-первых, россияне всё больше и больше потребляют кофе, этот напиток становится всё более и более популярным. Физический объем потребления кофе растет, — говорит генеральный директор аналитического сервиса INFOLine Иван Федяков. — Кофейни подразумевают формат coffee to go. Он становится всё более востребованным в городах-миллионниках: ритм жизни очень высок, многое потребляется на ходу. Во-вторых, у кофе высокая маржинальность. В ресторанах при себестоимости 50 рублей цены на чашку капучино доходят до 350 рублей. Поэтому появляются демократичные кофейни, их прайс ближе к себестоимости. Это важно на фоне того, что доходы населения не растут, здесь поток обеспечивает привлекательная цена.
Из-за локдауна выручка челябинских рестораторов упала на 40–50%, сообщили в ноябре в региональном Минэкономразвития. С 1 декабря в заведения общепита пускают только с QR-кодом. Ограничение будет действовать как минимум до 9 января. Игроки рынка написали обращение к главе региона с просьбой отменить запрет на работу с 23 до 6 часов. После чего ограничения были сняты.
«Хороших точек с кофе — по пальцам пересчитать»
Владелец другой кофейни — Сергей Куребеда — уверен: открытие еще одного филиала Surf Coffee даст городу новых профессиональных бариста.
— Чем больше будет игроков на рынке, тем быстрее будет расти уровень качества на рынке кофе. Ребят из SurfCoffee я считаю достойными игроками, — рассуждает владелец Doza Coffee Сергей Куребеда. — Признаюсь, в Сочи и в Адлере я пью именно их кофе. Рядом на улице Советской работает «Дело не в кофе», не хочется коллег обижать, но лично мне у них не нравится. Хороших точек с приличным американо, эспрессо и капучино в Челябинске с интересными зернами и профессиональным баристой — их еще открывать и открывать. SurfCoffee станет кузницей кадров, вырастит много профессионалов, там отличная школа.
Недавно возле правительства Челябинской области вместо кофейни Mariage открыли пиццерию.
Ранее в Челябинске после 17 лет работы закрылась кофейня «Апельсин» и первая в городе точка coffee to go Blueberry съехала из павильона на площади Революции.