
Подросток, по утверждению жителей, нападает на детей и взрослых в «Привилегии» и «Белом Хуторе»
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
74.RU написал о трудном подростке, который нападает на жителей поселков под Челябинском, и опубликовал версию матери. После публикаций с семьей связалась уполномоченный по правам ребенка в регионе Евгения Майорова. Она уверена, что осуждать женщину в такой ситуации нельзя, столкнуться с похожими проблемами может каждый. Подобных обращений в аппарате уполномоченного — сотни. Вместо нападок нужно предложить помощь, считает омбудсмен. Она попыталась проанализировать случившееся. Публикуем ее мнение от первого лица.
Многие взрослые люди не могут справиться с плохим поведением детей-подростков. Я встречаюсь с социально успешными родителями, правильно воспитывающими своих детей и уделяющими им время. Они растеряны и не понимают, почему их сыновья и дочери вдруг стали вести себя неадекватно или неуправляемо.
Родители любят своих детей так, как умеют, и они правда зачастую не знают, что им делать. Понимающих взрослых рядом не слишком много, в лучшем случае это семья, если она есть. А если ребенок находится в процессе развода родителей, а если еще и жесткого, если в это время мать в совершенно нересурсном состоянии и ее основная задача выжить самой в это трудное для себя время? А если еще в доме маленькие дети, которым нужно уделить много времени физически и в идеале дать эмоционального тепла? Я даже не говорю про трудности на работе. А у кого их нет?!
Что слышат наши родители? Вы плохо воспитали своего ребенка, поэтому он так себя ведет. Даже если это так, то что? Что ждет эту мать и этого ребенка? Осуждение, одиночество, исключение, ощущение беспомощности и никчемности. Можно ли из этого состояния помочь своему ребенку? Конечно, нет. Это вовсе о том, что родители плохие потому, что они развелись. Нет ни плохих, ни хороших. Есть такая ситуация, которая сложилась по разным обстоятельствам.
В своей практике я сталкиваюсь с абсолютно разными причинами сложного поведения детей: это были и обнаруженные опухоли в голове, и умирающая от рака мать, и психиатрические заболевания, и яркие проявления своих лидерских качеств. Могу сказать, что в этой ситуации противоправного поведения ребенка может оказаться любой родитель, вне зависимости от материального состояния или даже внутренних семейных хороших отношений.
Что мы как общество можем предложить для безопасности детей в школе, детском саду, во дворе? Перевести этого подростка на семейную форму образования, чтобы избавиться от него? Есть и другие формы удаления ребенка из общества (центры временного содержания, закрытые школы, колонии). Дорога эта выстроена, предусмотрена законодательством и даже обеспечена ресурсами. Но как выстроить другую дорогу ребенку, находящемуся в сложной ситуации? Для этого нужны неравнодушные взрослые.
Знаете, я часто слышу от родителей: «Спасибо! Вы первый человек, который предложил помощь». Так быть не должно, у нас достаточно много служб социальной и психологической помощи. Но я часто замечаю, что родители отказываются от помощи в ситуации, когда явно не справляются сами. В чем причина? — задаюсь я вопросом. Причин может быть много, но вспоминается мультик из моего детства про карандаши: «Надо так давать, чтобы можно было взять».
Думаю, что дети должны быть любимыми, тогда многое можно исправить и изменить, ведь наше отношение к детям влияет на их дальнейшую судьбу.