Город репортаж «Гребаный» Челябинск: как мы переплыли его и увидели с изнанки «Манхэттен» и «ребра Левиафана»

«Гребаный» Челябинск: как мы переплыли его и увидели с изнанки «Манхэттен» и «ребра Левиафана»

Мы прошли всю городскую часть реки Миасс на каяках, от Шершневской плотины до ЧГРЭС

Вот изнанка «Академа». Краткий пит-стоп для перезарядки батарей в экшен-камере

Идея была такой: проплыть реку Миасс в пределах Челябинска, от Шершневской плотины до пруда ЧГРЭС, чтобы прочувствовать необычную географию города, где районы соединяются не дорогами, а изгибами водоема. Хотелось увидеть глухие участки реки, необычные ракурсы на обычные здания и, конечно, пройти под «ребрами Левиафана». Идея грести на весельной лодке быстро пошла в утиль, когда я понял, что расстояние составит порядка 14 километров. Но тут подфартило: на меня вышли представители челябинского клуба «Уралкаяк» Константин и Виталий. Они согласились предоставить каяк, весло и спасжилет и сопроводить в этом путешествии. Ниже — его карта, видео и фотоотчет, который мы разбили на главки, посвященные отдельным районам Челябинска. Поехали! Точнее, поплыли! А еще точнее — пошли, потому что на каяках, оказывается, ходят.

  1. Видеоотчет
  2. Шершневская плотина
  3. Благодатово (1 км от старта)
  4. «Академ» (3 км)
  5. Пруд Коммунар (4,5 км)
  6. Поселок Мелькомбината (5 км)
  7. ТРК «Родник» (5,5 км)
  8. ЖК «Манхэттен» (6 км)
  9. ЖК «Западный луч» (7 км)
  10. КРК «Мегаполис» (8 км)
  11. Исторический музей Южного Урала (8,5 км)
  12. Цирк (9 км)
  13. «Ребра Левиафана» (9,3 км)
  14. Бассейн «Ариант» (10 км)
  15. Заячий остров (12 км)
  16. ЧГРЭС (13 км)
  17. Финишная заводь (14 км)
1

Видеоотчет

В видеоотчете мы собрали самые яркие моменты каяк-тура по Челябинску
2

Шершневская плотина

Стартовали мы от Шершневской плотины, вернее, из-под «кривого моста», соединяющего Худякова с Университетской Набережной. Когда-то в детстве я ходил в длительные походы на байдарках, но с тех пор ни разу не брался за весло и, когда увидел выданный мне Константином каяк системы sit-on-top (сидишь сверху), озадачился. Он казался неустойчивым и вообще незащищенным, словно сплавляешься на скейтборде.

Но у страха глаза велики: выяснилось, что в каяк такой системы нужно только правильно сесть, загрузив сначала пятую точку. В остальном он довольно устойчив и здорово рулится, так что первые метры пути переполнили меня оптимизмом, под которым скрывалась тревога, надолго ли меня хватит. Если ноги мы еще тренируем ходьбой, то руки — только кофейной кружкой.

Финальные приготовления. У каяка есть удобные ниши для вещей, а Виталий выдал мне герметичный мешок. С собой мы брали сухую одежду и некоторый провиант
Константин сказал, что нарушать правила водоохранных зон не будем, так что от парковки до воды мы тащили каяки врукопашную. Но они довольно легкие
Совещание перед стартом. Мы рассчитывали пройти маршрут со средней скоростью 3–4 км/ч, зарезервировав на него в пределах 4 часов
Рубрика «Примерка». Константин объясняет, что сидеть нужно враспор, а грести в основном за счет движений торса, а не рук, как бы подтягиваясь на весле
Оказавшись в воде, я обрел самоуверенность утки. На речной глади такой каяк устойчив, как кусок пенопласта, в отличие от более спортивных и узких моделей
3

Благодатово (1 км от старта)

Первые метры от плотины река удивительно мелкая: весло цепляется за дно, шуршит гравий, а мои компаньоны пару раз садятся на мель, потому что их лодки имеют большую осадку. В одном месте путь нам перегораживает труба, и Виталий Жаткин говорит, что в прошлые годы она была под водой. Уже несколько лет на Южном Урале маловодье, из-за которого мелеют и Шершни, и Аргази, так что и Миасс течет вполсилы. Первым испытанием становится просачивание между той поперечной трубой и вертикальной опорой трубопровода, ведущего к Благодатово, где был шанс «раскаячиться» поперек. Но пронесло.

Окрестности Благодатово со стороны реки — это кайфец (чего не скажешь о части, выходящей на дорогу). С одной стороны здесь крутой обрывистый берег, с другой — пологие отмели, на которых после дождей растет буйная трава. А еще тут ощущение деревенской глуши и тишины, безделья и безлюдья. Изредка встречаются лишь рыбаки, стоящие с медитативным видом, словно поймали не только карася, но и дзен.

Благодатово с этого ракурса выглядит почти Хоббитанией
Жительница Благодатово переходит реку вброд со спаниелем
Это прошлогодний снимок: после дождей на отмелях выросла шикарная трава
А за поворотом встают многоэтажки Северо-Запада, весьма некрасивые
4

«Академ» (3 км)

Кажется, что плыть на каяке довольно легко, но я понимаю обманчивость первых впечатлений. Я спрашиваю Виталия, какова скорость течения? Он отвечает:

— Здесь 1–2 км/ч, а на реке Ай, например, 5 км/ч.

Наш фоторепортер Даша и видеоредактор Миша едут за нами на велосипедах, и, что интересно, каяки не становятся слабым звеном: средняя скорость плюс-минус близка (великам же приходится ехать по незнакомой и узкой тропе). Понятно, почему наши предки так любили реки, — отличные шоссе. И дорожный налог платить не надо.

Река всё еще узкая и мелкая, поэтому вода несет легко, и кое-где приходится рулить, огибая торчащие камни и ветки. Каяк, в отличие от двухместных каркасных байдарок из моего детства, рулится как Porsche Cayman на фоне школьного автобуса.

Впереди угрожающе встают высотки «Академа», загромоздившие горизонт. С реки, правда, они не кажутся такими уж близкими к воде (забегая вперед, мы еще встретим дома, стоящие совсем у берега). Возле «Академа» возникает приятный зрительный дисбаланс: смотришь левее — мегаполис напирает стеной, смотришь направо — тихие и безлюдные поляны.

Правый берег, кстати, выгорел в недавнем пожаре, но огонь, к счастью, почти не затронул деревья: выгорело больше травы. Но еще чуть-чуть, и пожар перекинулся бы на бор.

На этом участке плыть легко за счет бодрого течения. А еще близость берегов и объектов субъективно увеличивают скорость и мотивацию гребца
Каяк Константина системы sit in (сидишь внутри) оснащен каким-то модным рулем (на фото — в поднятом положении), которым он управляет с помощью педалей. Самолет
Во всём мире засухи стали чередоваться с наводнениями. Я не то что каркаю, но вот интересно, что будет с «Академом», если, не дай бог, Челябинск зальет, как недавно Италию? Станет он, так сказать, уральской Венецией?
Выгоревшие пустоши вдоль правого берега уже зарастают травой. Сильно обгорело множество кустов
А впереди виден пруд Коммунар
5

Пруд Коммунар (4,5 км)

Пруд Коммунар образован старой плотиной возле Мелькомбината, каменная версия которой построена почти век назад, в 1929 году. Воду в те годы использовали для привода мукомольных мельниц, сейчас же здесь пешеходный мост. И мне нравится, что плотину оставили в покое, не стали обновлять и красить: она обалденно выглядит.

С пруда открывается шикарный вид на торец улицы Молодогвардейцев, а еще на лебедей, один из которых подпускает меня достаточно близко. Идущие за мной каякеры обсуждают, сколько в нем живого мяса (сами они утверждают, что оценивали взлетную массу в сравнении с уткой).

Виталий, который часто ходит в походы разного уровня сложности на каяках, рассказывает, что условия там часто близки к экстремальным, поэтому очень важно чувство локтя и хорошая слаженность команды. Люди, говорит он, подбираются в том числе по психологической совместимости, поэтому тусовки каякеров — это такие социальные космосы, где все друг друга знают. Кстати, на нашу вылазку он приехал с организованного клубом «Уралкаяк» соревнования «Райская гонка» на реке Ай. Выносливость у него недюжинная.

Плотину пруда Коммунар, на первый взгляд, можно проскочить ходом, но Виталий объясняет, что это строго запрещено — можно и не вынырнуть. Так что вытаскиваем каяки вручную и устраиваем привал с видом на Мелькомбинат и надпись: «Третий век мы кормим Россию».

Заплыв против лебедя закончился победой пернатого
Давящая масса больших городов
Пруд Коммунар. К сожалению, стоячая вода летом сильно зацветет, подернется зеленой пеной и запахнет лягушками
Виталий снимает отметки уровня на плотине пруда: сейчас вода буквально ниже плинтуса, а максимальная отметка на 170 см — человеческий рост
Снова уподобляемся аргонавтам
Плотина пруда Коммунар живописна, к сожалению, обилие рыбаков и отдыхающих «украшает» ее заводь вот такими инсталляциями
Виталий перетаскивает свой каяк с видимой легкостью, накидывая на плечо словно тулуп. А его аппарат тяжелее наших
6

Поселок Мелькомбината (5 км)

Очень загадочное место. Дома выходят к самой воде, отчего возникают ассоциации с Юго-Восточной Азией: видел я там такие плавучие деревни. Сам поселок находится в низине относительно плотины и представляет собой микромир, которому мы посвящали отдельный репортаж.

Виталий тем временем рассказывает, что перед серьезным каякингом нужно пройти обучение в бассейне, где в числе многих фигур учат делать «эскимос» — переворот каяка на 180 градусов (из положения головой вниз в положение головой вверх). Но, говорит Виталий, это не всегда удается: он вспоминает один из первых заплывов в ледяной воде, когда его каяк перевернуло и ему пришлось «отстрелиться»: то есть сдернуть юбку, закрывающую каяки типа sit-in, и выплыть.

Уютненький поселок Мелькомбината со знаменитой (в наших северо-западных краях) надписью. Третий век — это сколько: 102 года или 298 лет? Может быть, и так, и эдак
У Виталия каяк системы sit-in, где ноги закрыты защитной юбкой. При перевороте каякер делает или прием «эскимос», или «отстреливается», сдергивая юбку
Мы плыли в спокойной воде, а вот как выглядят соревнования — это снимок Александра Нифанина во время гонки «Ледокол», в которой участвовал Виталий Жаткин
Долгое время идейным вдохновителем уральского каякинга был Юрий Важенин. Он умер в конце прошлого года после тяжелой болезни, но его друзья из клуба «Уралкаяк» продолжают дело
7

ТРК «Родник» (5,5 км)

Миновав полукруглые арки моста, мы оказываемся в широком разливе реки перед ТРК «Родник». Несколько лет назад это место заросло камышами и мусором, но потом его почистили, и в мае здесь относительно чисто.

Начинает чувствоваться усталость, но еще больше достают разного рода мелочи: не сразу надев перчатки, я стер большие пальцы, жилет давит в подмышках, а спина болит от посадки враспор и жесткой спинки. Пока терпимо. Мотивирует перспектива приплыть в самый центр города.

Красивый вид открывается с моста у Мелькомбината
8

ЖК «Манхэттен» (6 км)

Вот, пожалуй, самый закрытый вид с реки. Левый берег здесь густо зарос зеленью, хотя и имеет пару стихийных пляжей, а из правого торчат высотки «Манхэттена», которые без юбок коммерческих этажей выглядят этакими столбами выветривания.

Я рассуждаю, почему никто не устраивает коммерческие туры по Челябинску на каяках. Мои спутники в один голос отвечают: «Хлопотно и нерентабельно». Каяк стоит 80–100 тысяч рублей (а сейчас и больше), то есть как катамаран на шесть персон, а рисков для публики больше.

Ну не знаю. На катамаране я бы не поехал.

Я так и представляю, как первые поселенцы этих мест осваивали пологие берега Миасса. Плывешь такой с тушей мамонта, а дома тебя ждет пещерная домохозяйка
Виталий развернулся против хода, пока мы с оператором Мишей меняли батарею в камере. Вид на «Манхэттен» завораживающий
9

ЖК «Западный луч» (7 км)

— Телепорт, да? — спрашивает Виталий.

— Телепорт? — удивляюсь я, не улавливая мысль.

— Ну да, мы вроде в центре города, а кажется, что где-то в глуши. Раз — и перенеслись.

И точно, задник ЖК «Западный луч» — это река в обрамлении кустов, через которые мелькает цветным айсбергом колосс ТК «Лента». Город здесь почти не ощущается, и даже утренняя дымка, напитанная отрыжкой заводов, перебивается запахом свежести. Рыбаки обустроили на берегу симпатичную кибитку и одобрительно машут руками, хотя я распугал им всю рыбу. Или они грозили?

Когда из-за поворота выплывает колесо обозрения возле «Мегаполиса», я думаю о явлении, которое называю «рекой памяти»: это когда два расположенных рядом места в твоей личной истории разделяются десятками лет, сшиваясь в какую-то другую реальность. Поскольку я прожил в Челябинске всю жизнь, у меня часто такое бывает. Идешь и думаешь: вот в этом дворе мы собирались той компанией. А в этой больнице, сразу за оградой, спустя 15 лет умрет мой отец. Как будто две разные жизни стоят забор к забору.

Вот так и настоящая река соединяет город в парадоксальной последовательности: только что был «Родник» — и уже «Мегаполис».

Вода становится глубже. А на дне самокат, видите?
Из философских задворок «Западного луча» мы выходим к шумному и некрасивому мосту со Свердловским проспектом. Зато дальше — центр
10

КРК «Мегаполис» (8 км)

Две мысли пульсируют в мозгу: какое шикарное место и как же я заколебался грести. Здесь, в пруду между «Мегаполисом» и торговым центром, течение становится ленивым, а ветер плюет в лицо брызги, которые кажутся тяжелыми, словно гирьки. По-моему, я плыву назад. Скорость не ощущается на фоне масштабов этого места, где река уже не кажется мелководным ручейком. С набережных на нас смотрят люди. Но кажется, что они смотрят из другой сухопутной реальности, с которой мы, морские волки, не соприкасаемся.

Чтобы отвлечься от усталости, я начинаю думать, что река Миасс впадает в Исеть, а та — в Тобол, который впивается в Иртыш, а тот — в Обь, способную вынести сразу к Карскому морю. Вот это маршрут, не то что твой сплав по Челябинску, говорю я себе. Стало легче? Не особо.

Возле КРК «Мегаполис» масштаб задает колесо обозрения
Проходя мимо набережных, чувствуешь себя пришельцем. Ну или бревном. Или крокодилом
11

Исторический музей Южного Урала (8,5 км)

И вот — самый-самый исторический центр Челябинска, который, если верить энциклопедиям, начинался как крепость, расположенная в одной версте от места впадения реки Челябки (сейчас подземной). То есть плюс-минус здесь. Деревянный форт заложили 13 сентября 1736 года, который и считается днем рождения города. Интересно посмотреть на реакцию первых поселенцев, если бы они увидели, что понастроят их потомки времен индустриализации. Думаю, впечатлились бы.

Мост на стыке улиц Красной и Каслинской. Недалеко от него река Челябка впадает в Миасс
Колесо обозрения, как следует из названия, обозревается со многих точек. А каякер на его фоне — вроде водомерки
Где-то здесь стояла Челябинская крепость 1736 года выпуска. Но сейчас вид тоже классный
Руки поднимаются уже с трудом
12

Цирк (9 км)

На каяке — совсем другое восприятие мостов. Мосты с Северо-Крымской или на Свердловском безлики и скучны, а вот арочные, наоборот, мотивируют грести быстрее, чтобы посмотреть, что там за тоннель. Таких мостов нам встретилось три: первый — перед «Родником», второй — возле Дворца спорта «Юность», а третий — на улице Кирова. На виде сверху этот мост расширяется, поэтому тоннель под ним оказывается удивительно длинным и гулким.

А за мостом — одно из моих любимых мест в Челябинске, где построили действительно красивую набережную. Изнутри, кстати, эта заводь выглядит довольно внушительной, но плыть здесь интересно, а потому легко. Тем более впереди — «ребра Левиафана».

На воде появляются пятна мясистой ряски. Дальше ее будет больше.

Вид из окрестностей ТК «Набережный» (около цирка) в сторону центра города нравится мне гармоничной линией горизонта. Обычно Челябинск всклокочен, а тут есть композиция (фото из проекта «Челябинск без прикрас»)
Вблизи можно поразглядывать детали вроде кладки картинной галереи
13

«Ребра Левиафана» (9,3 км)

Из многочисленных недостроев Челябинска «ребра Левиафана», пожалуй, наиболее эстетичны и почти самодостаточны. По замыслу — это основание высотки конгресс-холла «Крылья», столь эпической на компьютерных макетах, что сразу было понятно: строить не собираются. Пильнут влево, вправо и бросят. Конгресс-холл создавали в преддверии саммитов ШОС и БРИКС 2020 года, не состоявшихся из-за ковида, но еще раньше обнуленных для Челябинска из-за его полной неготовности. Сейчас «ребра» планируют превратить в Дворец бракосочетаний.

Я давно мечтал проплыть под ними и не пожалел: они и снизу выглядят монументально. Только монумент получился в честь фатальной неспособности Челябинска завершать начатые проекты, что подрывает уверенность города в себе. Ведь сколько их было: и метро, и высокоскоростная магистраль, а уж все огрызки недостроенных многоэтажек не сосчитать. В Челябинске всегда одна история: пышные обещания — куцый результат. Иной раз хочется сказать: возьмите проекты попроще, но доводите их до конца вопреки всему (нам обещают, что таким проектом будет метротрам).

Впрочем, набережная у «ребер» мне действительно нравится, так что будем считать ее разминкой перед чем-то хорошим.

«Ребра Левиафана» — это отсылка к фильму «Левиафан», в конце которого герой сидит на фоне ребер морского чудовища, олицетворяющего, видимо, государство
Ребра выглядят по-своему эстетично
А рядом отличная прогулочная зона
14

Бассейн «Ариант» (10 км)

Вдруг из веселого центра города мы попадаем в иное измерение. Красоты кончаются, ветер продувает по реке металлургический дух (видимо, с ферросплавного), а вода покрыта ряской так густо, что кажется, на нее можно встать. Эта часть реки, пожалуй, самая неприятная.

Справа идет разнокалиберная застройка улицы Российской: здесь остатки завода оргстекла, который превращают в бизнес-пространство, бассейн «Ариант», центр дзюдо. Слева — старенькие многоэтажки, подступающие опасно близко к воде. На небольших пляжиках не видно жизни: кажется, рыбаки и любители пива появляются здесь чаще, чем купающиеся. Но это и к лучшему: из такой воды если и выйдешь, то с какими-нибудь сверхспособностями (привет черепашкам-ниндзя — они же из канализации вылезли). По пути я вылавливаю пару пивных бутылок и хочу забрать из воды пятилитровки, но Константин говорит, что это разметка для лодочников.

Ось Челябинска — телевышка. Чуть левее — труба бывшего завода оргстекла
Дома стоят прямо на берегу. Интересно, комары заедают?
Опоры Ленинградского моста
15

Заячий остров (12 км)

— О, уже Заячий? — восклицаю я, когда впереди показывается косматая, почти тропическая зелень в центре реки. — Скоро финиш?

— Не-е, — отвечает Виталий. — Остров очень длинный.

Оказывается, он больше километра в длину, а нам нужно проплыть его, по сути, дважды, потому что финиш будет с обратной стороны в заводи. Сам остров с воды выглядит симпатичным оазисом, но репутация у него дурная. Неудивительно: дремучий анклав недалеко от промзон и рабочих районов. Кстати, сам остров образовался, когда Миасс разлился на два рукава после строительства плотины ЧГРЭС, градирни которой видны впереди.

Я так устал, что стараюсь всеми силами отключить мозги и не думать о пройденном расстоянии.

Обходим Заячий остров
Использую любую возможность, чтобы хлыздить
16

ЧГРЭС (13 км)

Финальной точкой путешествия должен был стать мост на улице Новомеханической и расположенный рядом железнодорожный мост, но я решил проплыть чуть дальше, включив экшен-камеру. По какой-то причине запись тут же вырубилась, так что свидетельств моего сталка нет. За мостом была интересная кирпичная постройка, выходящая фасадом в самую воду, и водозаборные конструкции ЧГРЭСа (ТЭЦ-4).

Из этого пруда забирается порядка 50 миллионов кубометров воды в год. Для сравнения, общий ток реки Миасс оценивается в 400–470 миллионов кубов в год, то есть только отсюда на нужды промышленности уходит примерно десятая часть воды. А у нас за спинами, в районе Полетаево, есть водозабор Томинского ГОКа, который по техдокументации может забирать до 27 миллионов кубов в год. Плюс сам Челябинск «выпивает» до 350 миллионов кубов в год. Нагрузка на реку колоссальная.

И Челябинск не только пьет, но и сбрасывает. И не одни пивные бутылки: так, один из самых крупных экологических штрафов был выписан ЧМК за сброс в Миасс сточных вод (142 миллиона рублей). Правда, это случилось уже ниже по течению, где сейчас реанимировали каскад из трех очистных прудов-отстойников, заверив, что проблема решена.

Сразу за Заячьим островом — два моста, отделяющие ЧГРЭС. Забавно, что иногда федеральные журналисты называют ее Челябинской гидроэлектростанцией. Нет, это ТЭЦ, а литера «Г» означает «государственная»
17

Финишная заводь (14 км)

От моста на улице Новомеханической мы разворачиваемся и уходим к Заячьему острову, но с другой стороны, попадая в тупичок, где вода очень грязная, но обстановка симпатичная: еще один дендрарий в грязной части города. Здесь мы наконец причаливаем, а Константин с Виталием собираются за машинами, чтобы погрузить лодки.

— Можем доплыть назад, — предлагает Константин, смеясь.

Нет, я лучше подожду машины. В общей сложности мы преодолели 14,2 километра со средней скоростью около 4 км/ч, из которых примерно половина — это течение реки. У нас ушло 3 часа 40 минут, но сказались и частые остановки для съемок. Вообще опытные гребцы развивают среднюю скорость даже в стоячей воде порядка 6–7 км/ч, а совсем уж подготовленные люди на специальных байдарках — до 13–15 км/ч, что даже для велосипеда неплохо. На ремарки о моей усталости Виталий замечает: это вопрос тренировки. Сам он, кажется, готов проплыть еще столько же.

Загружая каяки на крышу внедорожника, Константин говорит:

— Всем хорош каякинг, но если ехать вот так, в режиме баловства, на один день, то погрузка-разгрузка занимает чуть ли не дольше, чем заплыв.

Но сегодня, я считаю, всё было не зря. Когда еще увидишь Челябинск из Миасса?

Финальный рывок к цели
Если у вас появились вопросы о каяках и сплавах на них, адресуйте их в клуб «Уралкаяк» или лично Виталию Жаткину
Утром у меня болело вообще всё: и мышцы, и спина, и даже подмышки. Но, к счастью, не сильно и не долго
Теперь погрузка, доставка: довольно длительная и утомительная часть. Пожалуй, в этом главный минус каякинга, в остальном — это чистый кайф

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
287
ТОП 5
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Рекомендуем
Объявления