Валентина Леонова сегодня покинула стены Челябинской областной клинической больницы и вернулась домой с новой печенью. Она стала второй пациенткой южноуральских хирургов, которой была проведена трансплантация этого органа. Еще два года назад 58-летняя женщина и думать не думала, что жаркое дубайское солнце сыграет с ней жестокую шутку, и она окажется на операционном столе с последним шансом на жизнь.
Беды ничего не предвещало. Два года назад Валентина Николаевна вернулась из деловой поездки в Дубай, а некоторое время спустя у нее появился кожный зуд. Сначала она не придавала ему значения, но он нарастал, мешал спать, раздражал и нервировал. Походы к узким специалистам облегчения не приносили: никаких кожных заболеваний обнаружено не было. Однако семейный врач, заподозрив онкологию, заставила сдать все анализы. Результатов Валентина Николаевна ждала с замиранием сердца: «заработать» рак женщина боялась больше всего, поэтому получив отрицательный ответ, на другие показатели внимания не обратила. А зря.
«В нашем листе ожидания пациентка наблюдается с осени 2015 года с диагнозом – первичный билиарный цирроз, – говорит врач-гастроэнтеролог ЧОКБ Лариса Поздеева. – Пациентку мучил выраженный кожный зуд, слабость, снижение жизненной активности, кожа приобрела темно-коричневый оттенок. Она – очень активный по жизни человек, и эта болезнь буквально выбила ее из колеи. Заболевание неуклонно прогрессировало: если в сентябре речи о пересадки еще не шло, то к концу марта состояние женщины уже значительно ухудшилось, и приходилось надеяться только на появление донорского органа». К сожалению, современная медицина не может предложить таким больным никаких альтернативных вариантов. Если при поражении почки есть хотя бы гемодиализ, чтобы дождаться пересадки, то тут таких шансов нет, и стремительное ухудшение функции печени для больных фатально.
Билиарный цирроз печени – особая форма цирроза печени, которая развивается вследствие длительного поражения желчных путей и холестаза (уменьшение или прекращение поступления желчи в двенадцатиперстную кишку). Выделяют первичный и вторичный билиарный цирроз печени. Первичный билиарный цирроз печени — аутоиммунное заболевание печени. Проявляется как хронический деструктивный негнойный холангит (воспаление желчных протоков), длительно протекающий без симптоматики. Холангит приводит к развитию холестаза, который, в свою очередь, на поздних стадиях провоцирует развитие цирроза печени. Болеют в основном женщины от сорока до шестидесяти лет.
Долгожданный звонок раздался рано утром, когда Валентина Николаевна после бессонной ночи рвалась на работу. Без колебаний она согласилась на операцию, понимая, что другого шанса у нее и не будет – цирроз неизлечим, только трансплантация.
Сама операция состоялась 7 апреля. Накануне всего за сутки в больнице была проведена грандиозная работа как по подготовке донора и реципиентов, так и к самим операциям. «Особенность такого хирургического пособия – его многоэтапность и участие большого числа специалистов на всех этапах, – подчеркивает главный трансплантолог ЧО Алексей Барышников. – В подготовке и проведении операции принимало участие не менее 20 врачей, не говоря уже о среднем медицинском персонале». Операция предстояла очень сложная, длительная, и сами такие пациенты находятся уже в тяжелом состоянии, поэтому ее сопровождала целая бригада анестезиологов во главе с руководителем Натальей Сафроновой. В двух расположенных рядом операционных одновременно начался процесс: в одной проходил донорский этап, затем обработка и подготовка органа, в другой – удаление пораженной печени и непосредственно трансплантация донорского органа. Плечом к плечу вместе с южноуральскими хирургами за операционным столом стояли и московские коллеги из института им. Шумакова.
Через восемь часов после завершения операции пациентку перевели в реанимацию, в специально подготовленную палату. Там неотлучно в буквальном смысле этого слова ее наблюдали сразу несколько специалистов: и хирурги, и реаниматологи, и гастроэнтерологи, и анестезиологи – работы Валентина Николаевна задала всем. «Реанимационный этап сложен тем, что больная находится на искусственной вентиляции легких после тяжелой, длительной операции. Функция печени не полностью восстанавливается сразу, поэтому ведутся постоянные лабораторные исследования, инфузионная терапия – важно контролировать баланс жидкости в организме, белкового обмена, кислотно-щелочного – все отслеживают аппараты, заранее заготавливаются лекарственные препараты, – добавляет Алексей Алексеевич. – От нее буквально никто не отходил: в первые часы возможно все: нарушение оттока желчи, например, кровотечение и так далее. Много манипуляций при этой операции, и любая может дать осложнения».
Теперь все страхи и сомнения – позади. «Выписываем пациентку домой сегодня, удовлетворительное состояние, кожный зуд уже не беспокоит, спит хорошо, спокойно, функция печени практически полностью восстановилась, ферменты печени, билирубин – уже почти в норме, – отмечает лечащий врач-хирург Александр Полторак. – Кожные покровы приобрели обычный цвет, ушла землистость и желтизна».
Валентина Николаевна не нарадуется: получить такой шанс на жизнь дорогого стоит. Она уже сейчас отмечает существенное улучшение самочувствия и строит планы на будущее. Для начала мечтает как следует отмыться после больничных перипетий, а затем обновить свой гардероб: за последнее время сбросила почти 18 килограмм, но это даже к лучшему, считает. Вдруг придется еще и свадебным нарядом обзаводиться...
Такие же счастливые перемены случились и в жизни первой пациентки с пересаженной печенью Ниной Федоровой. «Результат радует, произошли разительные изменения – поправилась на десять килограммов, выглядит прекрасно, буквально расцвела – ушел желтовато-землистый цвет лица, личная жизнь пошла в гору, стихи пишет», – улыбается гастроэнтеролог Лариса Поздеева.
Валентине Леоновой и Нине Федоровой повезло. А в регистр ожидания у специалистов – еще порядка 15 человек, живущих надеждой на чудо. Все дело в том, будет ли донорский орган или нет. «Взаимосвязь между всеми медучреждениями региона – города и области – сейчас отлажена, потому что от того, как быстро узнаем о появлении донора, настолько велик шанс у других больных справиться с неизлечимой болезнью», – отмечает главный трансплантолог ЧО Алексей Барышников. Кроме того, подбор печени для реципиента более прост, чем почки. Вторая – более иммуногенный орган, важна генетическая разница между донором и реципиентом, поэтому и найти замену сложнее: из ста человек донорская почка хорошо подойдет одному, более-менее – трем, остальным вообще не подойдет. Печени достаточно совпасть только по группе крови, поэтому найти реципиента проще, чем на трансплантацию почки. Всего за первые четыре месяца в ЧОКБ выполнено уже 15 пересадок органов. После этой трансплантации печени двум другим пациентам были пересажены две почки от того же донора.
«В Стратегии развития ЧО до 2020 года одним из важнейших определено развитие здравоохранения, и как ведущая клиника ЧО именно мы должны с этой задачей справляться прежде всего, – подчеркивает главный врач ЧОКБ Дмитрий Альтман. – В областной больнице сформировано несколько региональных специализированных центров преимущественно хирургического профиля: кардиоваскулярная хирургия, нейрохирургия и другие, для которых определены инновационные пути развития. В том числе речь идет и о трансплантологии. Это современное динамичное направление, имеет достаточно сложный путь – много юридических вопросов, этических. Однако мы будем его развивать, и следующим этапом планируем выйти на трансплантацию сердца. Сейчас ведется вся подготовительная работа: специалисты проходят обучение, стажировку, накапливают опыт, этим будут заниматься уже кардиохирурги. А уровень оснащенности областной больницы соответствует всем требованиям для проведения такого рода пересадок».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com и Натальи Малухиной