В филиале детской поликлиники № 8 Челябинска, на улице Молдавской, медсёстры стали реже ходить домой к детям — на смену длительным пешим прогулкам и личным посещениям малышей на дому здесь пришёл телепатронаж. Идею сотрудники поликлиники подсмотрели у соседей, в Свердловской области, но в педиатрической службе внедрили первыми в России.
Вместо того чтобы надеть пальто, шапку, положить в сумку увесистую медкарту и отправиться пешком к маленькому Артёму, живущему в полутора остановках от поликлиники, медицинская сестра Валентина Ивановна берёт блокнот с ручкой и спускается в кабинет для телеконсультаций. Набирает номер мамы через Viber, установленный на компьютере, и, можно сказать, она уже дома у пациента.
— Добрый день! Это Валентина Ивановна. Как себя чувствует Артём? — спрашивает она у молодой мамы.
— Всё хорошо. Мы кушаем, гуляем...
Валентина Ивановна интересуется режимом дня малыша, объёмом получаемой смеси, параллельно даёт советы и отвечает на вопросы о том, как избежать колик и срыгиваний, просит показать ей кроху, чтобы своими глазами убедиться, что малыш чувствует себя хорошо и не нуждается в помощи врача.
Когда вопросы у мамы и медсестры заканчиваются, обе кладут трубки. На всё про всё ушло около 10 минут. Можно «идти» к следующему пациенту. А ещё месяц назад, в первый визит к Артёмке, вместе с дорогой Валентина Ивановна потратила на патронаж полтора часа, говорит, экономия времени колоссальная.
Ввести телепатронаж в поликлинике предложили сами медсёстры. Идею подсмотрели на одном из форумов, который проходил в Екатеринбурге.
— Сотрудники Клиники мозга показывали, как используют телепатронаж в реабилитации пациентов, перенёсших травмы и инсульты. С помощью видеосвязи с ними занимаются реабилитологи, консультируют врачи. Когда мы это увидели, подумали, что тоже можем облегчить работу нашим медсёстрам, потому что территория обслуживания поликлиники огромная по протяжённости и на дорогу тратится очень много времени, — рассказала старшая медицинская сестра четвёртого педиатрического отделения Ксения Щёкина. — Сейчас большинство людей пользуются мессенджерами, их легко можно использовать, чтобы оказывать качественную медпомощь.
В поликлинике утверждают — телепатронаж не отменяет визитов к новорожденному педиатра.
— Врач как ходил к малышу в первый месяц каждую неделю, так и продолжает ходить, телепатронаж мы ввели только для медицинских сестёр, — акцентирует старшая медицинская сестра третьего педиатрического отделения Александра Чебурина. — Первый раз, когда малыша только выписали из роддома, медсестра приходит на патронаж лично. Она смотрит условия, заполняет с родителями все необходимые документы, согласие на видеопатронаж и объясняет, как они будут дальше взаимодействовать. Следующие патронажи до месяца осуществляются через телемедицину.
Отказаться от ноу-хау родителям можно, и за первый месяц работы медсестёр в новом режиме такой случай уже был.
— Одна из мамочек, которую я уже очень давно знаю, потому что наблюдала старшего ребёнка, сказала: «Я хочу, чтобы вы к нам ходили», — говорит медицинская сестра Валентина Андреева. — А большинство родителей с энтузиазмом восприняли идею, и мы с ними общаемся через интернет.
Валентина Ивановна признаётся — сначала сама в штыки приняла предложение перейти на телемедицину.
— Я в этой поликлинике отработала 34 года. Когда нам сказали, что мы переходим на телемедицину, мы восприняли это не совсем адекватно: 30 лет ходить ножками, а теперь нас садят перед монитором? Но когда попробовали, я на себе это очень хорошо ощутила — возраст, знаете ли, уже пенсионный давно. Новорождённых очень много, и даже притом что у меня не самый удалённый участок, за месяц сходить к каждому ребёнку четыре раза очень непросто.
На новый режим общения с родителями уже перешли все медсёстры поликлиники на Молдавской. Кабинет для видеопатронажа у них один, для него уже разработано расписание, которое доступно в системе «Барс». В этой же системе хранятся и электронные медкарты, поэтому после сеанса общения медсестра может быстро внести в них информацию.
Главный врач поликлиники Антон Рыжий уверен, у видеоконсультаций большое будущее, поэтому планирует расширять их возможности.
— В начале мая мы планируем распространить сестринский патронаж на детей до года, — делится планами руководитель медучреждения. — Следующий шаг — это телемедицинские консультации узких специалистов, очень дефицитные и востребованные, для групп диспансерного наблюдения. В будущем врач сможет не выходя из поликлиники отслеживать этих пациентов. Думаю, осенью мы это внедрим.
В другой детской поликлинике на улице Братьев Кашириных, 130Б осенью прошлого года опробовали новую систему управления потоками пациентов, которая отслеживает время, проведённое посетителем в очереди в регистратуру, и длительность беседы там, время ожидания у кабинета врача и самого приёма. Как это работает и для чего это нужно — читайте в нашем материале.
А вы бы согласились заменить живое общение с медсестрой на видеозвонки?
В вашей поликлинике тоже есть интересные нововведения? Хотите поделиться? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте». Телефон службы новостей 7–0000–74, WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».