В реанимации ковидного госпиталя в Челябинске умерла 63-летняя онкобольная. У женщины подскочила температура, но скорая, по утверждению родных, к ней не приехала, а лечащий врач списал её состояние на последствия химиотерапии. Когда близким удалось добиться госпитализации, лёгкие челябинки были поражены на 75 процентов. Сейчас семья требует наказать медиков за оставление пациентки без должной помощи и обратилась в Следственный комитет. Как эту ситуацию объяснили в городском управлении здравоохранения и региональном Минздраве — в материале 74.RU.
«Сказали ждать скорую два дня»
Историю челябинки с онкологическим заболеванием рассказала её дочь. Она обратилась на 74.RU ещё 16 июля, когда мама только попала в реанимацию. Тогда семья ещё надеялась, что у случившегося с ними будет благополучный финал. В последующие дни женщина продолжала держать нас в курсе происходящего с её мамой.
— В течение пяти лет мама проходила успешное лечение рака толстой кишки. Два года назад у неё выявили метастазы колоректального рака в печени, но успешно их сдерживали, роста не было. Мама проходила в железнодорожной больнице на Блюхера периодические курсы химиотерапии, которые убивают иммунную систему. И вот на крайний курс её впервые госпитализировали в горбольницу № 8 на Горького, 28, так как в других был карантин. Хотя и утверждали, что онкобольным не будет препятствий [в лечении], — написала дочь 63-летней пациентки. — Выписали маму оттуда 1 июля, а следующая явка на химиотерапию должна была быть по плану 15 июля. Перед госпитализацией она всегда сдаёт полный перечень анализов на Каслинской, 60а. С 6 июля у мамы поднялась температура до 37 градусов. В выписке у неё указано, что в таком случае необходимо принимать медикаменты. 9 июля она сдала анализы, результаты которых мы не получили до сих пор. А 10 июля ей стало хуже — ночью поднялась температура до 39 градусов, началась рвота. Я вызвала скорую помощь, которая меня просто послала куда подальше, несмотря на то, что мама входит в группу риска. Нам сказали, что ожидание скорой — два дня! И что пока они обслуживают вызовы за 8 июля.
Обеспокоенная семья челябинки попыталась вызвать платную бригаду скорой из частного медцентра.
— Они тоже не хотели приезжать — не было свободных машин. Но спустя еще четыре моих звонка и молитв почти на коленях они приехали. Сотрудники обнаружили у мамы хрипы в легких и красное горло. Сказали вызвать ей в субботу дежурного терапевта, — продолжает дочь женщины. — 11 июля я с препятствиями вызвала дежурного врача с Каслинской, 60а. Терапевт не услышала ни хрипов, ничего — температура у мамы (мы сбивали её постоянно) на момент её явки была 37,5. «Ну, это от химии, чего вы хотите, у меня еще 50 вызовов, а я к вам на 37,5 хожу», — сказала нам врач.
Все выходные состояние женщины не улучшалось, температура скакала от 37 до 39. На четвёртый день челябинка начала задыхаться и кашлять, а подскочившая до 39 градусов температура не сбивалась уже ничем.
— Я снова звоню в скорую в 7 утра и уже просто кричу, чтобы они приехали. На что мне снова говорят про двухдневное ожидание. Это издевательство? Это хуже ада — жить в таких условиях, когда понимаешь, что к тебе не приедет никто и твоя мама умирает на руках! — говорит дочь пожилой пациентки. — К великому счастью, скорая приехала в 9 утра и сразу увезла маму на компьютерную томографию, которая показала поражение лёгких на 75 процентов. Вы представляете — 75 процентов! Её положили в пульмонологию на Островского, 81, купировали дыхательную недостаточность. Но уже на следующий день, 14 июля, из-за ухудшения перевели в реанимацию. Вопрос: это делается специально? Скорые едут не 40 минут, как пишут в СМИ, а два дня! Где власти? Где Минздрав? Кто поможет? Мы рыдали после этого всю неделю, папе совсем плохо было.
Неделю 63-летняя пациентка пробыла в реанимации в стабильно тяжёлом состоянии, 21 июля она умерла. После госпитализации женщине 13 июля сделали тест на COVID-19, но его результаты семья на момент выхода этой публикации так и не получила. Родные и сами сдали анализы на коронавирус — они оказались отрицательными. Дочь умершей челябинки обратилась с жалобами в Минздрав и Следственный комитет, требуя объективной оценки этой ситуации.
— Я хочу, чтобы понесли ответственность скорая, которая 10 июля к нам так и не приехала, и дежурный врач с Каслинской, 60а, которая приходила к нам 11 июля и не предприняла никаких действий для госпитализации мамы. Вторая жалоба на то, что результат теста на коронавирус, который брали у мамы 13 июля в пульмонологии на Островского, 81, так и не пришёл, — говорит дочь умершей.
Обновлено. В связи со шквалом критики читателей 74.RU и оскорбительных комментариев в адрес семьи умершей челябинки после выхода этой публикации мы ещё раз связались с её дочерью. Она рассказала, что в разгар пандемии не виделась с матерью три месяца, более того — она сама медик и прекрасно понимала опасность заражения её матери COVID-19.
«Не приехали по объективным причинам»
Разложить ситуацию по полочкам мы попросили управление здравоохранения Челябинска, курирующее работу скорых и поликлиники, а также региональный Минздрав, в подведомственности которого находится больница, где умерла женщина.
В горздраве уточнили, что уже провели служебное расследование по вопросу оказания медицинской помощи 63-летней онкобольной. По их данным, первый вызов в скорую помощь от её родных поступил 10 июля в 22:03. Повторные обращения были в 23:03 с просьбой ускорить вызов и 11 июля в 00:35. А спустя полчаса дочь женщины перезвонила и попросила отменить вызов скорой помощи. Это записала голосовая система фиксации вызовов «Спрут». Дочь челябинки в разговоре с 74.RU подтвердила, что действительно позвонила ночью 11 июля и отменила вызов, но сделала уже после того, как маму осмотрела бригада частной скорой.
При осмотре пациентки на дому дежурный врач, как сообщили в управлении здравоохранения Челябинска, не увидел оснований для проведения компьютерной томографии: температура у женщины была 37,5, одышка отсутствовала, контактов по COVID-19 не было. Терапевт поставил диагноз «ОРВИ средней степени тяжести» и назначил соответствующее лечение.
Утром 13 июля дочь пациентки сообщила, что маме стало хуже. Семья, по данным горздрава, вызвала бригаду частного медицинского центра, которая осмотрела женщину и сопроводила её на компьютерную томографию лёгких. Там у челябинки диагностировали пневмонию, требующую госпитализации. В 08:35, по данным горздрава, к ней приехала бригада скорой помощи, которая и доставила женщину в стационар областной клинической больницы № 3.
— На момент осмотра дежурным терапевтом 11 июля показаний для проведения КТ-обследования не было, согласно приказу Министерства здравоохранения Челябинской области от 25 июня 2020 года № 938 «Об утверждении основных принципов оказания медицинской помощи пациентам с подозрением или установленной новой коронавирусной инфекцией COVID-19», — прокомментировали в городском управлении здравоохранения. — В связи с пандемией COVID-19 занятость бригад скорой медицинской помощи на вызовах действительно возросла. Вызовы поступают с различными поводами, и затраченное время на оказание скорой медицинской помощи зависит от особенностей конкретного вызова. Таким образом, определить точное время прибытия бригад скорой помощи на вызов невозможно. В зависимости от категории срочности на вызов направляется ближайшая освободившаяся бригада. Выполнение вызовов бригадой скорой помощи к пациентке 10 июля и 11 июля откладывалось по объективным причинам. К ним относятся: значительное количество поступивших ранее вызовов той же категории срочности и тех вызовов, которые поступили позже, но имели более высокую категорию срочности; увеличение среднего времени нахождения бригад скорой помощи на вызове в связи с выполнением вызовов к пациентам, подозрительным на наличие COVID-19, либо контактным, которые занимают большое количество времени. Кроме того, часть сотрудников «Станции скорой медицинской помощи» отстранены от работы по постановлениям главного государственного санитарного врача по Челябинской области как контактные с больными COVID-19, что тоже приводит к уменьшению ежесуточного количества бригад. Для сокращения времени доезда увеличено количество бригад неотложной помощи в лечебных учреждениях, на которые передаются часть вызовов со скорой медицинской помощи.
«Лечили по своему усмотрению»
Мы спросили в Министерстве здравоохранения, выявили ли дефекты при лечении этой 63-летней женщины. В ведомстве ответили, что случаи смерти пациентов комиссия разбирает по мере поступления документов после проведённого вскрытия. Вероятно, проверка по этому случаю пока не начата.
— Для понимания: сначала проходит патологоанатомическое вскрытие, потом собирается предварительная комиссия. В её составе представители Минздрава, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, главные внештатные специалисты, в том числе главный патологоанатом, — уточнили в региональном Минздраве. — Мы не имеем права разглашать информацию о состоянии здоровья пациентов по закону о врачебной тайне. Но все истории болезни ведутся в электронном виде, куда заносят все записи врачей, оценку состояния и назначенное лечение. В электронной федеральной базе ведется регистр пациентов с COVID-19, где отображается вся динамика состояния. Врачи назначают лечение, всегда исходя из клинической картины и инструментальных результатов лабораторного обследования, картины по КТ. Все действия врачей прописаны в приказах Минздрава и рекомендациях Роспотребнадзора (какие именно должны быть действия, в ведомстве нам так и не уточнили. — Прим. ред.). К сожалению, у пациентов в том числе от сопутствующих заболеваний может наблюдаться резкое ухудшение или осложнения здоровья. Группы риска — это граждане старше 65 лет и беременные. По направлениям на компьютерную томографию и сдачу тестов методом ПЦР существуют приказы Минздрава России и постановления главного государственного санитарного врача, где чётко прописаны категории. Также назначить данные обследования может лечащий врач по своему усмотрению, исходя из клинической картины. В сложных случаях проводится врачебная комиссия.
При проблемах с оказанием медпомощи пациентам рекомендуют обращаться на круглосуточную горячую линию Минздрава: 240-15-16, к специалистам в само Министерство здравоохранения по номеру: (351) 240-22-22 либо в электронном виде оставить информацию на официальном сайте Zdrav74.ru.
Комментируя описанную историю в целом, в Министерстве здравоохранения подчеркнули, что бригада скорой помощи должна принять вызов, определить его очередность и, исходя из загруженности и состояния пациента, приехать, осмотреть, дать рекомендации по лечению, при показаниях — транспортировать на компьютерную томографию лёгких или госпитализировать.
Нескорая скорая и проблемы с диагностикой COVID-19
С разгаром пандемии челябинцы буквально засыпали редакцию 74.RU жалобами на сложности с вызовом скорой помощи. Все они утверждают, что приезда медиков в лучшем случае приходится ждать по несколько часов, а иногда и по двое суток. Герой одной из наших публикаций ждал скорую 40 часов. И он не один такой. Например, супруги, у которых врач заподозрил ковидную пневмонию, ждали бригаду почти двое суток. А вот случай, когда к челябинцу медики приехали только на третьи сутки.
Министр здравоохранения области Юрий Семёнов подтвердил, что на сегодня в Челябинске есть проблемы не только с вызовом скорой помощи, в том числе к ковидным больным, и но и с очередями на компьютерную томографию для диагностики степени поражения лёгких. Сейчас в городе работают уже пять томографов, на которых ведётся диагностика COVID-19. Но даже при таком количестве аппаратов сегодня добиться направления на компьютерную томографию в Челябинске не так-то просто.
Но это лишь вершина айсберга. Наш журналист Артём Краснов изучил истории челябинцев, подозревающих у себя коронавирус, и обнажил три главные проблемы в работе с потенциальными больными COVID-19.
30 июля стало известно о смерти от коронавируса 61-летнего диспетчера скорой помощи в Челябинской области. В Минздраве рассказали подробности о ней.
На утро 30 июля в регионе подтвердили COVID-19 ещё у 125 человек. С начала пандемии число заболевших достигло 11 673. Умерли ещё 250 пациентов с COVID-19, но за минувшие сутки выписаны сразу 257 человек.
Власти говорят, что мы достигли плато. Но мы соотнесли официальную статистику Минздрава с количеством поисковых запросов по ковидным темам в Челябинской области, и вот что получилось.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.
Вы или ваши родные оказались в похожей ситуации? Ваши близкие столкнулись с COVID-19? Расскажите нам об этом на почту 74@rugion.ru, в нашей группе во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Анонимность гарантируем.