Пандемия коронавируса больно ударила по челябинскому спорту высших достижений. Наши олимпийцы, привыкшие к серьёзным нагрузкам и активному образу жизни, на самоизоляции остались без тренировок в зале, состязаний и поддержки тренера. Халявят ли они, пока наставник не видит? Объедаются ли запрещёнкой? На что тратят свободное время? Ответы на эти и другие вопросы мы получили у топовых спортсменов региона.
Самый важный старт в жизни — Олимпийские игры — отменили (проклятая пандемия) и объявили всеобщую самоизоляцию. Читайте, как «многолетний план тренировок профессиональных спортсменов пошёл коту под хвост». Ватерполистки остались без бассейна, прыгуны с шестом — без легкоатлетического манежа, волейболистки — без команды и игровой практики. Теперь они могут официально сидеть дома и ничего не делать, вот только тогда шансу пройти отбор на Игры можно смело сказать: «Прощай».
В списке областного Минспорта — 19 олимпийцев. Это представители легкой и тяжёлой атлетики, дзюдо, карате, тхэквондо, велоспорта, водного поло, бадминтона, бокса. Из них только двое успели до ковида обеспечить себе право для выступления на Играх в Токио — челябинские тхэквондистка Татьяна Кудашова и бадминтонист Владимир Иванов.
— Тренер поставил задачу сохранить хоть какую-то спортивную форму и продолжать готовиться к Олимпиаде, но уже на следующий год, — рассказала заслуженный мастер спорта, призёр чемпионата мира и чемпионка Европы Татьяна Кудашова. — Вместе с молодым человеком — он у меня тоже тхэквондист (бронзовый призёр чемпионата Европы Константин Минин. — Прим. авт.) — положили на кухне четыре квадрата нашего додянга и на четырех квадратных метрах проводим спарринги. Никакой инвентарь не покупали — «лапы» у нас свои, гантели и велотренажёр попросили у тренера. Утром занимаемся йогой, завтракаем, тренируемся. Времени остаётся только на просмотр фильмов.
Для олимпийцев спорт — работа. И им тоже хочется поскорее к ней приступить в полном объёме, а не сидеть дома на самоизоляции. Они, как все мы, попали в уникальную ситуацию — остались наедине с собой в четырёх стенах. Тоже не понимают, когда пандемия закончится. И это неведение бьёт по психике.
— Первые недели было хорошо — наслаждалась домом, могла делать то, на что раньше не хватало времени, — говорит Татьяна Кудашова. — Но с каждым днём на самоизоляции всё тяжелее — не понимаешь, готовишься ли ты к Олимпиаде или просто тренируешься.
Титулованный челябинский бадминтонист Владимир Иванов в карантине ищет плюсы: возможность провести время с семьёй и на время забыть о разъездах. Спортсмен самоизолировался на даче и сначала не верил в серьезность происходящего. Кидал снег лопатой, рубил дрова, бегал, прыгал с крышкой тандыра и выполнял упражнения с кирпичами. Когда карантин затянулся, вооружился специализированным спортивным инвентарём. Привёз из дома ракетки, скакалку, резину и отягощения.
Сборная России прописала для бадминтонистов план домашних тренировок. Владимир Иванов к третьей в своей карьере Олимпиаде шесть дней в неделю готовится дистанционно. Говорит, что не халявит.
— Мы же профессиональные спортсмены — нам не нужна мотивация для самостоятельных тренировок, — признался Владимир Иванов. — Если устаёшь от рутинной тренировки, можно в любой момент сделать себе выходной, пожарить шашлык, сходить в баню. В квартире это сделать было бы намного тяжелей.
У серебряного призёра чемпионата мира по спортивной ходьбе на 20 километров Василия Мизинова дачного простора нет. Пока только общие тренировки на функциональную выносливость. Спортсмен признаётся, что однажды не выдержал и рано утром, пока спит полиция, пошёл наворачивать круги вокруг дома.
— Нужен асфальт, по квартире спортивной ходьбой не походишь, — сетует Василий Мизинов. — Конечно, у некоторых ходоков есть беговая дорожка, но я не из их числа. Приходится выкручиваться. Но когда я две недели сидел на самоизоляции после соревнований в Киргизии, мы тренировались только дома, дважды в день. Занимались общей физической подготовкой.
Ватерполистка Мария Берснева в разговоре с корреспондентом 74.RU призналась, что скоро разучится плавать. Говорит, что чувство воды за такие долгие перерывы в тренировках вне бассейна теряется.
По велотреку скучает чемпион мира и Европы Дмитрий Мухамедьяров. Ежедневно он крутит педали тренажёра на балконе, а для силовых занятий купил штангу на 100 килограммов. Пандемия сорвала все его планы — успел поучаствовать в велогонке в Колумбии в феврале, но сорвались заезды в Испании и Португалии.
— Тренируешься сейчас непонятно ради чего. Тем более в России пик пандемии ожидается позже, чем в Европе, а все основные соревнования проходят за рубежом. Возможно, в этом году не получится поучаствовать в гонках международного уровня. Надеюсь, что в России хотя бы проведут заезд в Крыму.
А вице-чемпион Европы по прыжкам с шестом Тимур Моргунов мечтает об открытии легкоатлетических манежей. Пока обходится кроссами в парке, куда выходит на свой страх и риск, упражнениями с собственным весом и занятиями на турнике. Говорит, что из-за снижения двигательной активности сам стал меньше есть. Не хочется.
У победительницы Гран-при по дзюдо в Ташкенте Сабины Гилязовой полноценные тренировочные сборы, но только дома. Спортсменка теперь живёт с тренером Иваном Першиным. Наставник следит, чтобы дзюдоистка не расслаблялась — для полноценных занятий даже перевезли в квартиру татами, штангу и велотренажёр.
— Дома у меня полноценная подготовка, тренер помогает отрабатывать приёмы, — поделилась Сабина Гилязова. — Даже не ощущаю, что времени стало больше. Две тренировки в день, дни пролетают незаметно. Вот вроде неделю назад ездила в магазин, а как будто это было только вчера.
Наставник спортсменки — Иван Першин — гоняет подопечную по полной программе. Период затишья используют, чтобы набрать максимальную физическую силу и функциональную выносливость. Нагрузки у дзюдоистки сейчас серьёзные, и тренер жалеет, что восстановительный процесс — обязательное посещение бани и работа с массажистом — из-за самоизоляции невозможны.
А заслуженному мастеру спорта по дзюдо, участнику Олимпийских игр в Лондоне Кириллу Денисову проводить поединки дома не с кем. Зато есть два отличных утяжелителя по 15 и 25 килограммов — любимые сыновья трёх и шести лет. Они любят во время тренировки сесть сверху на папу, который 300 дней в году проводит вне дома из-за постоянных сборов и соревнований.
С отсутствием спарринг-партнёра Кирилл Денисов справляется подручными средствами. Использует специальную резину для отработки подворотов и тяги рук. Говорит, что главное для него — железная дисциплина. Она помогает спасти свой организм, в том числе от набегов на холодильник.
— Олимпийская медаль — главная мотивация, — считает Кирилл Денисов. — Игры перенесли на год, нужно дойти до конца.
Столкнулись с коронавирусом или карантином? Пишите нам на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.