Первое впечатление — аэродром. На фоне узкой двухколейки новое полотно моста на Троицком тракте, рассчитанное на шесть полос, выглядит грандиозно. И главное, заработает уже совсем скоро — в середине июля. Проблема в том, что запустят важный для Челябинска дорожный объект по временной схеме. Мы отправились на место, залезли на мост и постарались понять, почему до развязки по-прежнему далеко.
Освоить миллиард
Эксперт в сфере транспорта Яков Гуревич уже не первый год заявляет, что вся затея с реконструкцией моста и прилегающих к нему объектов — это попытка «освоить» лишний миллиард.
— Развязка на Троицком мосту, улица Дарвина и кольцо на её пересечении с Блюхера шли единым проектом, — объясняет он. — Сначала провели совершенно бесполезную реконструкцию кругового перекрёстка на Блюхера за 200 миллионов, которая не дала никакого эффекта. Затем планировалось расширение до шести полос улицы Дарвина, но на публичных слушаниях проект завернули. А у развязки на Троицком избыточная мощность — она рассчитана на 7–8 тысяч автомобилей в час, тогда как в реальности там идёт раз в пять меньше. В результате проект стоимостью 1,67 миллиарда рублей можно было реализовать, сэкономив миллиард.
Избыточна ли развязка в её нынешнем виде? Со стороны города к ней примыкает четырёхполосная улица Дарвина и двухполосный Старо-Троицкий тракт. С другой стороны она вливается в шестиполосный Троицкий тракт, но есть нюанс — скорость движения на ряде участков здесь лимитирована 20 км/час из-за пешеходных переходов, что ограничивает его пропускную способность. Возможно, четырёхполосного моста было бы достаточно, хотя вопрос должны решать специалисты.
— В том и дело, что при проектировании, похоже, была задача заложить как можно больший бюджет, а не выполнить работы целесообразным образом, поэтому расчётов никто толком не делал, — считает Яков Гуревич.
Временные решения — самые постоянные
Вероятно, избыточная трудоёмкость привела к затягиванию проекта. Проблемы со старым мостом были очевидны ещё в начале нулевых, в 2015 году началось строительство моста-дублёра, но на дворе уже 2020-й, а в планах лишь запуск объекта по временной схеме. Об этом на прошлой неделе во время прямого эфира в инстаграме 74.RU заявила мэр Челябинска Наталья Котова. Что ещё хуже, перепроектирование, по её прогнозам, займёт весь 2021 год, а работы начнутся в 2022-м. Переводя с челябинского языка на человеческий, во временном состоянии мост зависнет ещё на много лет. Около полумиллиарда рублей, зарезервированных на завершение стройки, направят на другие нужды.
Почему проект потребовал перепроектирования в самый разгар работ? Вице-мэр Челябинска по дорожному хозяйству Максим Куляшов рассказал нам следующее:
— Проект состоит не только из моста, но и целой развязки со съездами в сторону Старо-Троицкого тракта и посёлка Локомотивный. И вот эти решения будут пересматриваться: сами съезды останутся, но изменят конфигурацию. Проект был очень старый и не учитывал ряд обстоятельств, в частности, изобилие сетей — здесь несколько газопроводов, водопровод, теплотрасса. Сейчас нужно найти оптимальное решение.
Почему проект не учитывал все эти сети — вопрос без ответа.
Какой будет временная схема движения? С ней дорожники ещё определяются, но в ней задействуют и старый мост, состояние которого вызывает лёгкий ужас — без всяких знаков скорость здесь составляет 15–20 км/час. Судя по всему, мост замкнут на Старо-Троицкий тракт, с которым он соединяется плоскостной развязкой. В будущем же его планируют демонтировать, но до этого — ещё несколько лет.
Проект развалился на куски
Строительство нового виадука на Троицком должно было идти в связке с реконструкцией прилегающих объектов. Первый из них — бывшее кольцо на пересечении Дарвина и Блюхера, которое заменили сложной плоскостной развязкой с неоднозначной схемой движения.
Кроме того, планировалось расширить улицу Дарвина с четырёх до шести полос за счёт вырубки деревьев, отделяющих улицу от жилых домов. Против этого восстала общественность, и власти отказались от сноса деревьев. При этом схемы перекрёстка Блюхера — Дарвина и нового Троицкого моста были явно заточены под расширенную улицу Дарвина, а значит, публичные слушания о её расширении должны были предварять проект, а не проводиться в разгар работ.
Троицкий мост не раз попадал в центр скандала, например, многократная отмена аукционов по выбору подрядчика привела к отставке главы управления дорожного хозяйства Шабалина.
Навести мосты по-челябински
Строительство мостов и развязок в Челябинске вообще идёт через пень-колоду и вызывает массу вопросов. В мае этого года запустили третий уровень развязки на Братьев Кашириных, подытожив стройку, которая шла 13 лет. При этом пока мост выводит на Т-образный перекрёсток с улицей Российской, хотя по замыслу объект должен соединяться с улицей Бажова через Нагорную — этот отрезок пока не построили.
Ещё один долгострой — мост над железнодорожными путями около проходной «Мечел-Кокса». Его закрыли в конце 2018 года из-за аварийного состояния и планировали запустить в течение 2019-го. В реальности его открытие запланировано на июль 2020-го.
Наконец, разговоры о ремонте Ленинградского моста на проспекте Победы идут уже лет десять. Сначала ждали запуска «дублёра» — третьего уровня каширинской развязки, но когда запустили её, срок реконструкции Ленинградского моста сместили минимум на год.
Знаете, как сделать Челябинск удобнее для пешеходов и автомобилистов? Сообщите нам об этом, присылайте фото и видео на 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.