Агрегатор услуг такси, основанный в Поднебесной, объявил о наборе водителей в соцсетях и на сайте, созданном для Челябинска. Приложение DiDi для водителей уже русифицировано и выложено в Google Play, также обновлена русскоязычная версия программы для iOS. Точная дата запуска нового такси в Челябинске станет известна после 16 августа, сообщил 74.RU представитель DiDi.
Как работать на «Дядю»
Разговоры о приходе в Россию крупного китайского агрегатора такси DiDi ведутся уже несколько лет. У себя на родине сервис «придушил» почти всех конкурентов. Его называют китайским Uber и считают серьёзной угрозой для российских агрегаторов «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Везёт», «Максим» и других.
Сервис такси DiDi основан в 2012 году китайской компанией Didi Chuxing. В КНР им пользуются 450 миллионов пользователей. Агрегатор обрабатывает более 50 миллионов звонков в день. В декабре 2019 года в Москве зарегистрировано ООО «Диди Мобилити Рус», основной вид деятельности — разработка компьютерного ПО. Учредителями российской компании являются «ДИДИ Мобилити Пте. Лтд.» (доля 99,99 %) и «Трэвис Интернейшнл Груп Гонконг Лимитед» (0,01%).
Первым городом, где китайский оператор такси приступил к работе, стала Казань. Здесь, по словам представителей сервиса, присутствуют все агрегаторы, что даёт возможность обкатать бизнес-модель в условиях реальной конкуренции. Кроме того, регистрация водителей для работы с DiDi началась в Екатеринбурге, Челябинске и Нижнем Новгороде. К концу года сервис планирует зайти в Москву и Санкт-Петербург. Ранее озвучивалось, что на продвижение сервиса такси в России китайцы потратят 10 миллиардов рублей.
В Челябинске водителям предлагают как основную работу, так и подработку в режиме легкового такси. Обещают указывать начальный и конечный адреса заказа, а также делают упор на отсутствие рейтингов. Именно эти «камни преткновения» чаще всего вызывают раздражение у многих водителей.
— Вы можете зарабатывать от 3000 рублей за смену. В выходные дни заработок увеличивается в разы! Комиссия водителя — всего 5% (в других сервисах — от 14% до 20%, — Прим. ред.). Есть доплаты за каждый заказ, — говорится на региональном сайте агрегатора. — Все заказы вы видите сами на своём мобильном телефоне или планшете. Работаете, когда вам удобно, выбираете те заказы, которые вам выгодны.
Представители сервиса активно подписывают договоры с партнёрами-автопарками, знакомят их со стандартами работы и снабжают необходимыми материалами.
— Мы работаем с DiDi уже месяц, съездили в Казань, посмотрели, как там всё организовано. Сотрудничество с китайским сервисом считаем перспективным, — рассказал генеральный директор компании Iruler (авторизованный партнёр агрегатора DiDi) Даукиль Салихов. — Сервис отличается от других большим количеством бонусов для водителей, есть выделенный канал техподдержки. Конкретные суммы доплат и программы мотивации ещё обсуждаются. Например, у нас прямо сегодня будет вебинар партнёров с представителями DiDi. Среди преимуществ для пассажиров — низкие цены и быстрая подача. О дате запуска сервиса в Челябинске можно будет сказать после 16 августа.
Реакция игроков рынка
Действующие операторы такси осторожно комментируют приход нового игрока. Основной акцент делают на том, что приход агрегатора DiDi в Россию — это показатель огромного потенциала нашего рынка такси.
— В крупных городах, таких как Челябинск, сервисы заказа такси становятся альтернативой общественному транспорту, при этом аудитория пользователей этой услуги постоянно растёт. Например, практически во всех городах нашего присутствия спрос вернулся к докарантинным показателям, — рассказала 74.RU представитель пресс-службы сервиса «Везёт» (бывший «Лидер», — Прим. ред.) Мария Фойхт. — Выход на новые рынки подразумевает большие бюджеты: приоритеты DiDi будут сосредоточены на том, чтобы занять свою долю. Этот процесс может краткосрочно изменить баланс условий как в конкретном городе, так и на рынке в целом.
В то же время «Везёт» не планирует начинать краткосрочную «войну за клиента».
— У нас устойчивая бизнес-модель, мы стабильно держим высокую долю рынка после активной экспансии «Яндекс.Такси» и «Ситимобил». Пока рано строить прогнозы о широкой экспансии DiDi, так как каждый регион нашей страны имеет свои особенности и требует разных подходов. Мы развиваем технологическую платформу, собственные кол-центры и партнёрские отношения с водителями. Для нас по-прежнему самый главный конкурент — личный автомобиль. Но, безусловно, мы будем внимательно следить за деятельностью нового игрока на рынке, — добавили представители сервиса «Везёт».
Любая конкуренция — это хороший драйвер развития для всей отрасли, отметили представители «Ситимобил».
— Появление нового агрегатора такси в городе потребует от нас ещё более тщательно работать над улучшением качества обслуживания клиентов и условий для работы водителей. Наши водители — ключевая часть сервиса. В первую очередь, они наши партнёры, о комфорте которых мы заботимся. Мы не только готовы обеспечивать их хорошим доходом, но и поддерживать, предоставлять различные бонусы. В разных городах есть спецплощадки для водителей, где они могут передохнуть, пообщаться друг с другом, получить консультацию специалистов. Подобные пространства уже открыты в Москве, Самаре и Казани, планируем открывать их и в других регионах, — рассказали в пресс-службе сервиса «Ситимобил». — Мы предоставляем водителям различные бонусы: доплаты за поездки, гарантированные минимальные выплаты за поездку, систему персональных целей. К тому же мы редкий пример агрегатора, который страхует не только каждого пассажира, но и водителя.
В «Ситимобил» подчеркнули, что стоимость поездок формируется одинаково справедливо и для пассажира, и для водителя. Это делается с помощью алгоритмов динамического ценообразования. Единственное, что, по словам представителей «Ситимобил», может повлиять на стоимость поездки, — такие факторы, как погода, время суток, загруженность дорог и так далее. Такой подход позволяет балансировать спрос и предложение, удовлетворить спрос и загрузить автомобили на линии, подключенные к сервису.
В пресс-службе «Яндекс.Такси» не комментировали ситуацию.
Деньги и демпинг
По итогам прошлого года эксперты оценивали легальный рынок такси в России в среднем в 700 миллиардов рублей.
— Наиболее яркий эффект от использования мобильных агрегаторов такси проявляется в мегаполисах — там время подачи снижается в два с половиной раза. Кроме того, конкуренция агрегаторов снижает стоимость поездки на такси на треть, — подсчитал аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын.
Челябинские водители такси, как правило, подключены к нескольким агрегаторам и отдают приоритет выгодному для себя заказу. Новым сервисом интересуются многие, при этом главное для них — успеть «покатать», пока есть максимальные бонусы.
— А потом нам наверняка покажут новые способы прокатить водителя. Со старыми-то все знакомы. Типа «сделай 12 заказов в день — получишь сверху 2500». Ладно, сделал, стоишь в самом жирном месте, а тебе больше заказов не дают, — рассказал водитель такси, попросивший не называть своего имени. — Или вдруг выяснится, что ты вдруг нарушил какое-то условие, а значит, останешься без бонуса. В общем, пока будем раскатывать «Дядю» — всё ок, а потом опять всё срежут.
А вы будете пользоваться новым такси?
В Госдуме уже высказали тревогу в связи с экспансией оператора услуг такси из Китая.
— В России DiDi будет жесточайше демпинговать — выжигать поляну от конкурентов. Ресурсов у китайских бизнесменов для этого достаточно. Они откусят очень большой кусок рынка, даже несмотря на наличие такого конкурента как «ЯндексТакси». Иностранная компания такого масштаба получит персональные данные десятков миллионов российских граждан. Причём в привязке к их перемещениям, адресам и платежным данным. Подобного ещё не было в России, и перспектива очень настораживает. Это гораздо серьёзнее, чем зарубежные социальные сети или мессенджеры, — заявил в своем телеграм-канале депутат Госдумы Антон Горелкин. — Сейчас таксисты в России жалуются, что им приходится работать по 12–18 часов в сутки. Думаю, если вторжение DiDi удастся, им придётся перейти на 24-часовой рабочий день. С соответствующими последствиями для качества услуг и безопасности.
Депутат предложил срочно продумать протекционистские меры по этому поводу.
В 2019 году агрегаторы занимали 60% легального рынка такси. Такие данные опубликовал Rbc.ru со ссылкой на исследование Аналитического центра при правительстве РФ. На сервис «Яндекс.Такси» приходилось 27%, «Везёт» — 12%, «Максим» — 9%, Gett — 5% и 1% — на «Ситимобил». У остальных агрегаторов — 6% рынка.
Как развивалось такси в Челябинске
Реальная конкуренция в такси началась в 2016 году — на рынок Челябинска пришла большая тройка мобильных агрегаторов услуг такси — Gett, Uber и «Яндекс.Такси». Тогда аналитики оценивали оборот рынка такси в нашем городе в четыре миллиарда рублей в год. Последним серьёзным потрясением рынка стал приход в областной центр агрегатора такси «Ситимобил» в прошлом году.
В декабре прошлого года челябинские таксисты анонсировали массовую трёхдневную забастовку, но дальше слов не пошло. Лишь единицы поддержали акцию протеста.
17 апреля челябинские таксисты, работающие с агрегаторами «Яндекс.Такси» и «Ситимобил», устроили акцию протеста против резко упавших доходов во время пандемии коронавируса. Около 150–200 машин собрались на парковке. Позже представители агрегаторов прокомментировали акцию.
В июне этого года о заходе в Челябинск заявили в сервисе X-car, который называют «такси для таксистов».
Есть интересная история, связанная с такси? Присылайте фото и видео на 74@rugion.ru. Телефон службы новостей: 700–00–74, все мессенджеры доступны по номеру: +7 932 300–00–74.