Читатели засыпали 74.RU жалобами на Комсомольский проспект, где в эти дни идет масштабная реконструкция. В частности, жителей города беспокоят новые островки безопасности для пешеходов размером с приусадебный участок. Это сужает проезжую часть, на которой по полосе в каждую сторону скоро отдадут под общественный транспорт. Мы отправились на место, чтобы понять, останется ли Комса проездной магистралью.
— Э, слышь, мы всё как по плану делаем! — отвечает на мои вопросы начальник бригады. — Это ж безопасность! Это чтобы пешеходы ходили. А то вот случай был: летел, короче, один на красный, всех пешеходов собрал...
Для чего нужны островки безопасности, понимают все: при переходе широких улиц пешеход может остановиться на них, если не успевает пересечь проезжую часть. Но на Комсомольском некоторые островки делают настолько щедрыми, словно по техзаданию стоять на них должен сразу цыганский табор. На фото ниже — пересечение Комсомольского проспекта с улицей Молодогвардейцев, где ширина островка, по словам рабочих, составляет семь метров. То есть он съедает две полосы.
Столь же широкие островки есть и в других местах, например, на пересечении Комсы с малонагруженным ответвлением улицы Чайковского (в районе бывшего здания «Метрана»).
Ширина островков безопасности везде разная, как отличаются и формы, словно их делали разные конструкторские бюро: есть угловатые, есть округлые, есть плавные...
Островки съедают от одной до двух полос Комсомольского проспекта, который в среднем имеет по шесть полос, не считая местных уширений, которых здесь достаточно много. В результате уже сейчас чувствуется эффект дросселирования потока, который, вероятно, усилится при введении в работу выделенной полосы для общественного транспорта. А добавим к этому снежные брустверы зимой...
Впрочем, чтобы судить о новой Комсе, нужно увидеть схему организации движения, которую городские власти публиковать не спешат. Мы позвонили вице-мэру по дорожному хозяйству Максиму Куляшову, но отвечать на вопросы по телефону он отказался, предложив направить запрос в пресс-службу администрации (мы сделали это).
Найти проект в конкурсной и контрактной документации также не удалось: в сопроводительных бумагах к тендеру стоимостью 188 миллионов рублей схемы организации движения нет. Эта неопределенность беспокоит и челябинского урбаниста Льва Владова:
— Я уже задавался этим вопросом в блоге и поинтересуюсь еще раз: а мэрия может показать хотя бы эскизный проект того, что собираются сделать с проспектом? Происходит удивительное — строители что-то делают, а проекта нигде нет, даже на госзакупках! — возмущается он. — Без доступа общества к проектной документации любые строительные решения выглядят как творчество подрядчика, которому сотрудники КДХ объяснили на пальцах, что нужно сделать с улицей. Пока что пиар-службы администрации представили проект так: что-то сделаем, как-то будет. Больше мы ничего не знаем. И не сказать, что волнения челябинцев из-за неопределенности хоть как-то заботят мэрию.
Мы проехали вдоль реконструируемого участка и обратили внимание, что полосность всё время меняется: где-то в каждом направлении едет по четыре ряда машин, где-то — по два. Пока непонятно, как именно разметят дорогу, но есть ощущение, что число активных полос будет всё время меняться, а сужения, как известно, провоцируют лишнюю нервозность и пробки. Кроме того, появление выделенной полосы для маршрутного транспорта съест у каждого направления еще одну полосу. В общем, тревога автомобилистов вполне понятна.
Попутно на Комсомольском проспекте идет реконструкция парковок: до сих пор здесь были карманы, допускающие прямой заезд со стороны проезжей части. Теперь парковки оформляют в виде прилегающих территорий с отдельными въездом и выездом. Само по себе это разумно: чтобы отдать правую полосу целиком под общественный транспорт, нужно минимизировать помехи от паркующихся машин.
В некоторых случаях и сами парковки, и доступ не слишком удобны, что отчасти объясняется естественными ограничениями: наличием тротуаров, газонов, столбов и так далее. Количество паркомест вдоль Комсомольского проспекта, вероятно, сократится, но если выделенные полосы будут использовать эффективно, подобная жертва будет оправданна.
В эти дни на Комсомольском проспекте перекладывают асфальтовое покрытие и в некоторых местах меняют конфигурацию проезжей части.
Другие изменения проспекта анонсировал ранее вице-мэр Максим Куляшов: здесь появятся велосипедная дорожка, подвесные светофоры (для лучшей видимости) и разделительная полоса с зелеными насаждениями на участке напротив «Теоремы» — эти работы пока не начались. Капитальный ремонт проспекта сделают в одном месте: на перекрестке с улицей 40-летия Победы, где уже несколько лет «плывет» основание дороги, что приводит к образованию пучин. Основные работы планируется завершить до 20 августа 2021 года.
Нужны ли Комсомольскому проспекту островки безопасности?
Еще одна проблема Комсомольского проспекта — изобилие киосков. Месяц назад во время рейда наши журналисты насчитали на Комсе их более 300. Чуть позже глава города Наталья Котова пригрозила предпринимателям, которые не желают оформлять киоски в соответствии с дизайн-кодом. Но, судя по увиденному нами, с этой работой на проспекте не торопятся.