В Челябинске и Магнитогорске частным компаниям разрешат устанавливать дополнительные посты видеонаблюдения в рамках системы «Безопасный город». Инвесторы будут предоставлять муниципалитетам полный сервис: от съемки до подготовки готового протокола о правонарушении. С поручением об усовершенствовании системы выступил губернатор Борис Дубровский.
В Челябинске система «Безопасный город» начала работать еще в 2006 году. За это время из областного бюджета были профинансированы мероприятия на сумму почти 220 миллионов рублей. Проект стартовал в рамках реализации областной целевой программы профилактики правонарушений и усиления борьбы с преступностью.
На сегодняшний день в областном центре система состоит из 60 постов – 18 из них ведут автоматический контроль транспорта на дорогах города, 42 – установлены в наиболее оживленных местах для охраны общественного правопорядка. В работе системы задействовано 354 камеры видеонаблюдения. Устройства, объединенные в глобальную сеть, зафиксировали в Челябинске 62 тысячи правонарушений. Сумма начисленных штрафов составила 35 миллионов рублей. В тоже время, на всей территории области эксплуатируется 658 видеокамер с охватом 106 зон наблюдения. В основном они обеспечивают безопасность дорожного движения. В 22 общественных местах установлены устройства экстренной голосовой связи «Гражданин – полиция».
Система «Безопасный город» включает в себя видеонаблюдение, фиксацию правонарушения и извещение о них представителей правопорядка. Она работает в 27 крупных городах России. В местах, где установлены системы наблюдения, отмечается снижение преступности в несколько раз.
Совещание по развитию системы видеонаблюдения провел 15 сентября исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Борис Дубровский. Дело в том, что последние три года проект не развивался, оборудование успело устареть. Установленные на оживленных перекрестках и дорогах камеры способны распознавать только нарушение скоростного режима. При этом в других российских городах системы позволяют фиксировать более широкий список нарушений правил дорожного движения. Осуществляются подобные проекты с привлечением частных инвестиций.
«Омск, Нижний Новгород, Пермь для реализации привлекают инвесторов. Такой опыт может применить и Челябинск, – отметил в ходе беседы с губернатором вице-премьер Олег Климов. – У нас есть инвесторы, готовые к сотрудничеству». Кроме того, по сообщению Олега Климова, вкладчики готовы установить дополнительные посты видеонаблюдения в Челябинске и Магнитогорске, и их эффективность будет выше старой системы в 10 раз.
«Существует ли возможность дооснастить существующие посты видеонаблюдения, почему у инвесторов системы лучше наших?, – поинтересовался у участников совещания избранный губернатор Борис Дубровский. – Нам необходимо совершенствовать эффективность системы «Безопасный город», но нужно решить, каким способом этого добиться: либо мы закупаем новое оборудование у инвестора, либо пользуемся услугами специализированных организаций».
Мнение главы региона поддержал председатель регионального правительства Сергей Комяков: «Перед нами стояла задача – создать «Безопасный город» и обеспечить его работоспособность. Есть инвесторы, проявившие инициативу, и, на мой взгляд, предложенные схемы вполне рабочие. Совместными усилиями нам необходимо добиться общей цели – развивать эту систему видеонаблюдения и повышать качество ее работы».
Закупать камеры на деньги частных компаний региональным властям разрешила Госдума и Совет федерации, которые совместно разработали соответствующие поправки в законопроект. Предполагается, что окупать инвестиции частники будут за счет штрафов. Подобная схема действует сегодня в строительстве платных дорог.
«Бизнес этот довольно сложно спрогнозировать, – признается соавтор поправок депутат Сергей Тен. – Ведь водители сначала нарушают, а потом запоминают места установки, и сборы снижаются. Но я уверен, что модель можно просчитать».
Между тем камеры действительно могут принести неплохой доход. По данным подмосковного Центра безопасности дорожного движения, с начала 2014 года только в Подмосковье в автоматическом режиме было сделано 3,7 млн снимков, из которых около 1,7 миллионов фотографий были отбракованы из-за низкого качества. На основании оставшихся двух миллионов снимков были оформлены постановления на общую сумму 1,13 млрд рублей. Всего в Московской области работает 186 комплексов фиксаций нарушений, большая часть которых составляет устройство «Стрелка-СТ». К концу года на подмосковных трассах должны заработать комплексы «Автодория», которые измеряют среднюю скорость транспортного средства между двумя точками.
Челябинские автомобилисты такую идею поддерживают. «Примеры подобной передачи полномочий от государства есть. ТСЖ, к примеру. А в данном случае решается очень важный момент – 100% покрытие камерами всего города и полное решение проблемы высоких скоростей, – говорит водитель с многолетним стажем Константин Ванеев. – У государства никаких денег не хватит, чтобы это выполнить по всей стране, зато достаточно будет двух–трех организаций со средним бюджетом, чтобы проблема просто исчезла».
«Идея, конечно, неплохая, вот только такая мера может привести к непредсказуемым последствиям. Пример тому опыт Москвы. Там повсеместное введение дорожных камер для фиксации нарушений ПДД обернулось масштабным сопротивлением со стороны граждан. Чтобы скрыть госномер автомобиля они идут на всевозможные ухищрения: не смывают грязь с номеров, переворачивают госзнак, оклеивают его пленкой и прочее», – считает челябинец Иван Пантелеев.
А как вы относитесь к подобному решению? Делитесь своим мнением в комментариях.