АВТОВАЗ заявил о готовности выпускать российский электромобиль e-Neva на мощностях бывшего завода Nissan в Петербурге. Впервые об этом глава АВТОВАЗа Максим Соколов заявил в середине января на рабочей встрече с чиновниками Северной столицы, а на днях представители завода снова подтвердили заинтересованность. Накануне новый кроссовер показали президенту Владимиру Путину. При этом большинство из нас о российском электромобиле e-Neva не слышали, так что рассказываем, что это за аппарат.
Проект был анонсирован в конце 2021 года, а летом 2022-го его автор, концерн «Алмаз-Антей», показал движущий макет, на котором даже прокатился глава Минпромторга Денис Мантуров.
Изначально «Алмаз-Антей» является разработчиком и производителем систем противовоздушной и противоракетной обороны и объединяет более 60 предприятий по всей стране: в Москве, Ульяновске, Туле, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Екатеринбурге и так далее. Разработка автомобилей для него — непрофильная активность, которая началась на волне требований о диверсификации военных производств: по планам предприятия, к 2030 году доля гражданской продукции должна достичь 50%.
Разработку платформы электромобиля поручили «Обуховскому заводу» концерна, который расположен в Санкт-Петербурге и занимается выпуском оборудования для ракетных комплексов. Кузов и салон проектировал Санкт-Петербургский политех. Кстати, кузов не является несущим, то есть лежащая в основе «тележка» с аккумуляторами и мотором собрана на отдельной раме и может ездить самостоятельно. У автомобилей такая схема применяется разве что на внедорожниках, но у электромобилей весьма популярна.
Кроссовер заявлен полноприводным, с двумя электромоторами на передней и задней осях. Суммарная мощность составляет впечатляющие 435 л. с., а энергии батареи емкостью 90 кВт⋅ч должно хватать на 463 километра, хотя всё это лишь декларации. Заявлена также гибридная силовая установка, причем не с классическим ДВС, а с электрохимическим генератором на водороде (то есть с топливными элементами). На шасси надевается кузов в классическом для кроссовера стиле, длина которого 4,5 метра, то есть по классу он близок KIA Sportage предыдущего поколения и несколько крупнее «Москвич 3».
Cложно сказать, насколько реалистичен этот проект, потому что разработка находится на стадии ходовых макетов и насколько модель технологична и экономически оправданна — сказать невозможно. Разработчики изначально обещали российскую компонентную базу, что выглядит амбициозно. Собственного производства электромобилей в стране никогда не было, а новые проекты, вроде Evolute и «Москвич 3е», уповают на китайские технологии.
Впрочем, надежда есть. Сам по себе электромобиль проще автомобиля, и наиболее наукоемким узлом считается аккумуляторная батарея. В России для производства тяговых батарей создается несколько кластеров, включая проект в Москве и гигафабрику в Калининградской области (проект Росатома). Множатся и заводы по локальному выпуску электромобилей, например, АВТОВАЗ запустит в Ижевске производство электрифицированного Largus, а в Саратовской области начнется сборка электромобилей FAW Bestune NAT под маркой Alfarus. Есть и другие проекты, вроде самарской Zetta и камазовского микромобиля «Кама-1», хотя оба находятся в той же макетной фазе, что и e-Neva. Минпромторг назвал локальный выпуск электромобилей приоритетом еще в 2021 году и анонсировал инвестиции в эту сферу чуть ли не в триллион рублей. В общем, если практические выгоды от электромобилизации России пока не очевидны (климат все-таки), то кое-какие политические плюсы просматриваются.
Вероятно, это одна из причин, почему АВТОВАЗ столь демонстративно предлагает свои мощности под недозрелый проект российского электромобиля — такой путь выглядит более суверенным, чем выпуск в Питере китайских Lada, на которые, судя по всему, и делается ставка. Свободные производственные мощности в Северной столице образовались после ухода компании Nissan, их позже передали в управление АВТОВАЗу. Одна из приоритетных задач — сохранить коллектив, поскольку завод простаивает с весны 2022-го. Ожидается, что выпуск китайских автомобилей C и D класса начнется во второй половине 2023 года. Но в тумане судьба двух более крупных питерских заводов, Hyundai и Toyota, которые уже увольняют сотрудников.
Вот обзор новых русских проектов в автопроме по итогам сложного 2022 года. Основная ставка делается на партнерство с китайскими компаниями. Но практика показывает, что скороспелые проекты в автопроме часто заканчиваются фиаско.