![Таз-алмаз: АВТОВАЗ планирует выпускать чисто российские электромобили на заводе в Петербурге Пока нет даже полноценных фотографий кроссовера e-Neva: большая часть иллюстраций берётся из видеоролика (он ниже) | Источник: «Алмаз-Антей»](https://n1s1.hsmedia.ru/54/29/49/54294992c8ffe0867e92d38c0ea2e107/656x370_1_dbb38a8dca8069fa533cb75f9c6903a8@1649x928_0xaZzqcXfp_3580657261384982291.jpg.webp)
АВТОВАЗ заявил о готовности выпускать российский электромобиль e-Neva на мощностях бывшего завода Nissan в Петербурге. Впервые об этом глава АВТОВАЗа Максим Соколов заявил в середине января на рабочей встрече с чиновниками Северной столицы, а на днях представители завода снова подтвердили заинтересованность. Накануне новый кроссовер показали президенту Владимиру Путину. При этом большинство из нас о российском электромобиле e-Neva не слышали, так что рассказываем, что это за аппарат.
Проект был анонсирован в конце 2021 года, а летом 2022-го его автор, концерн «Алмаз-Антей», показал движущий макет, на котором даже прокатился глава Минпромторга Денис Мантуров.
Изначально «Алмаз-Антей» является разработчиком и производителем систем противовоздушной и противоракетной обороны и объединяет более 60 предприятий по всей стране: в Москве, Ульяновске, Туле, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Екатеринбурге и так далее. Разработка автомобилей для него — непрофильная активность, которая началась на волне требований о диверсификации военных производств: по планам предприятия, к 2030 году доля гражданской продукции должна достичь 50%.
Разработку платформы электромобиля поручили «Обуховскому заводу» концерна, который расположен в Санкт-Петербурге и занимается выпуском оборудования для ракетных комплексов. Кузов и салон проектировал Санкт-Петербургский политех. Кстати, кузов не является несущим, то есть лежащая в основе «тележка» с аккумуляторами и мотором собрана на отдельной раме и может ездить самостоятельно. У автомобилей такая схема применяется разве что на внедорожниках, но у электромобилей весьма популярна.
![Шасси нового электромобиля | Источник: «Алмаз-Антей»](https://n1s1.hsmedia.ru/f6/68/f2/f668f26107491322f203480af09a21d2/656x522_1_e8b5375dc2894cfa1ae2f931c1bc332b@700x556_0xAGlw4im7_2643415080891509042.jpg.webp)
Кроссовер заявлен полноприводным, с двумя электромоторами на передней и задней осях. Суммарная мощность составляет впечатляющие 435 л. с., а энергии батареи емкостью 90 кВт⋅ч должно хватать на 463 километра, хотя всё это лишь декларации. Заявлена также гибридная силовая установка, причем не с классическим ДВС, а с электрохимическим генератором на водороде (то есть с топливными элементами). На шасси надевается кузов в классическом для кроссовера стиле, длина которого 4,5 метра, то есть по классу он близок KIA Sportage предыдущего поколения и несколько крупнее «Москвич 3».
![Дизайн получился неплохим. Обращает внимание непомерная длина колесной базы: каков радиус разворота? | Источник: «Алмаз-Антей»](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/eb/e5/e3ebe548cec3aa19143f212f9c85534b/656x387_1_2b390dea36bd534a5b9d8301893a3f93@1316x776_0xh9MvpvKk_8379538968132115094.jpg.webp)
Cложно сказать, насколько реалистичен этот проект, потому что разработка находится на стадии ходовых макетов и насколько модель технологична и экономически оправданна — сказать невозможно. Разработчики изначально обещали российскую компонентную базу, что выглядит амбициозно. Собственного производства электромобилей в стране никогда не было, а новые проекты, вроде Evolute и «Москвич 3е», уповают на китайские технологии.
Впрочем, надежда есть. Сам по себе электромобиль проще автомобиля, и наиболее наукоемким узлом считается аккумуляторная батарея. В России для производства тяговых батарей создается несколько кластеров, включая проект в Москве и гигафабрику в Калининградской области (проект Росатома). Множатся и заводы по локальному выпуску электромобилей, например, АВТОВАЗ запустит в Ижевске производство электрифицированного Largus, а в Саратовской области начнется сборка электромобилей FAW Bestune NAT под маркой Alfarus. Есть и другие проекты, вроде самарской Zetta и камазовского микромобиля «Кама-1», хотя оба находятся в той же макетной фазе, что и e-Neva. Минпромторг назвал локальный выпуск электромобилей приоритетом еще в 2021 году и анонсировал инвестиции в эту сферу чуть ли не в триллион рублей. В общем, если практические выгоды от электромобилизации России пока не очевидны (климат все-таки), то кое-какие политические плюсы просматриваются.
![«Кама-1» — совместный проект КАМАЗа и Санкт-Петербургского политехнического института. Дальше макетов он также не уехал | Источник: КАМАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/e0/cd/b3e0cdf4c99a3c4866d684183a5c859d/656x410_1_d69229e08dae61929d6325c9117cc89e@1200x750_0xjIhUKV6K_7596021663506557414.jpg.webp)
Вероятно, это одна из причин, почему АВТОВАЗ столь демонстративно предлагает свои мощности под недозрелый проект российского электромобиля — такой путь выглядит более суверенным, чем выпуск в Питере китайских Lada, на которые, судя по всему, и делается ставка. Свободные производственные мощности в Северной столице образовались после ухода компании Nissan, их позже передали в управление АВТОВАЗу. Одна из приоритетных задач — сохранить коллектив, поскольку завод простаивает с весны 2022-го. Ожидается, что выпуск китайских автомобилей C и D класса начнется во второй половине 2023 года. Но в тумане судьба двух более крупных питерских заводов, Hyundai и Toyota, которые уже увольняют сотрудников.
Вот обзор новых русских проектов в автопроме по итогам сложного 2022 года. Основная ставка делается на партнерство с китайскими компаниями. Но практика показывает, что скороспелые проекты в автопроме часто заканчиваются фиаско.