Производственное помещение с оборудованием и ресторан «Крист», названный по имени основателя, находятся в Ленинском районе — напротив ТРК «Алмаз». Одна из первых в городе частных пивоварен действует более четверти века — с 1994 года. Несколько лет спустя там же, в здании на улице Гагарина, 1, открыли одноименный ресторан. В развитии проекта принимала участие вся семья Кристелли — Андрей, его родители, а потом и сын.
Расположенный в помещении бывшего общежития «Крист» всегда позиционировался как закрытый клуб. Зайти туда могли только владельцы специальных карточек, получившие их по рекомендации или приглашению. Одно время у каждого посетителя были свои кружки, они хранились в специальных ящиках прямо в клубе. Приходя в заведение, хозяин кружки открывал ящик своим ключом. На дверях заведения до сих пор нет вывески. О том, что здесь расположен пивной клуб-ресторан, можно догадаться только по длинным воздуховодам и табличке на парковке «только для посетителей "Крист"».
Сейчас семейный проект одного из первых челябинских пивоваров реализуется как готовый бизнес под ключ. Помещение площадью 496 квадратных метров с оборудованием и рестораном продают за 52 миллиона рублей.
— Предлагаем вашему вниманию действующий семейный бизнес-проект — легендарную челябинскую крафтовую пивоварню, чья продукция завоевала сердца как местных потребителей, так и гостей города, — говорится в объявлении. — Находится в удобном месте, в непосредственной близости от жилого массива и пересечения крупных транспортных артерий — Копейского шоссе и улицы Гагарина, что уменьшает затраты на логистику. Удобная планировка здания и прилегающей территории позволяет широко использовать возможности объекта. Внутри здания давно и успешно функционирует ресторан в формате закрытого ВИП-клуба.
В качестве преимуществ продаваемого бизнес-проекта названы наличие всех коммуникаций, вместительная парковка перед входом в здание и остановки общественного транспорта поблизости.
Владелец пивоварни «Крист» Андрей Кристелли сообщил 74.RU, что для расставания с бизнесом накопилось несколько причин — как объективных, так и личных.
— И пандемия подкосила, и постоянно растущая, непомерная для малого бизнеса кредитная нагрузка сыграла свою роль. Как развиваться, когда ты берешь кредит под 12% годовых, а через три года он в одностороннем порядке превращается в 25%? Когда банки занимаются настоящим рейдерством, уничтожая остатки бизнеса в нашей стране? Когда из родного города уезжают сотни и тысячи людей, в основном средний класс? — объясняет непростое для себя решение Андрей Кристелли. — Мы 26 лет варили пиво, соблюдая все технологии и делая ставку на качество. Сейчас в два раза выросла стоимость хорошего сырья. А переходить на дешевое в ущерб качеству не хотелось бы. И я не понимаю, как у других компаний, которые заявляют, что варят качественное живое пиво, остается та же цена. Возникают большие сомнения по составу продукта.
Десять лет назад, перед самым скачком валютных курсов в кризис 2014 года, челябинцы успели приобрести в Германии новейшее оборудование марки Casparu. По мнению Кристелли, это лучшее в мире оборудование — немцы пользуются им на протяжении 200 лет. Но расплачиваться за покупку приходится до сих пор. А с учетом падения деловой активности в городе и спроса делать это всё труднее. Кроме того, появились предложения уйти в другой бизнес, добавил Кристелли. А значит, настал момент разделить доходы от актива между членами семьи.
В то же время основатель «Криста» признался, что ему трудно расставаться с любимым детищем.
— Поначалу это было всего лишь хобби — варить живое пиво в городе сталелитейных и водочных традиций. Но жизнь менялась, люди начали ездить за границу, понимать, что есть культура пития, что пиво — это больше напиток для общения, а не опьянения. Несколько лет назад возникла мода на крафтовое пиво, — отметил Андрей Кристелли. — Среди прочих рассматриваем вариант сохранения пивоварни, но географически в другом месте, например во Вьетнаме. Можно открыть пивной ресторан на берегу моря, где всегда достаточно туристов. Мы всерьез изучаем эту возможность. Власти Вьетнама, в отличие от наших, давно повернулись лицом к инвесторам — дают землю в аренду на 99 лет, привлекают предпринимателей со всего мира. Так что ищем соинвесторов, готовых вместе с нами осуществить этот проект.
Пандемия, трехмесячный простой и прочие ограничения больше всего ударили по рынку общепита.
— Очевидно, что желание владельцев пивоварни продать бизнес напрямую связано с пандемией. Ресторанный рынок в целом и пивной в частности сокращаются в объемах уже пять лет. И для многих, кто держался на плаву до карантинов, нынешний год стал последней каплей, — указал аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. — Посещаемость упала практически в два раза. Редкое заведение сегодня успевает продержаться на рынке больше трех лет. Старые классические бары и пивные рестораны находятся в наиболее уязвимом положении.
Сразу несколько игроков рынка сказали, что им в силу разных причин сложно оценить перспективы продажи пивоварни «Крист».
— На рынке производства пива сейчас высокая конкуренция, а покупательская способность падает с каждым днем. В Англии, к примеру, «Гиннесс» стоит три фунта, а у нас в «К & Б» — чуть больше одного. Поэтому развивать проект с ценой выше, чем у топовых европейских пивоварен, — суперсложная задача. Кристелли держался на маркетинге, но в последнее время этот бренд не слышно — не видно. Скорее всего, продукт просто не выдержал конкуренции, — указал владелец челябинского бара JawsSpot Владимир Фиронов. — В любом случае «Крист» — это бренд с историей. Но проблема в том, что молодежь его практически не знает, а людям постарше вряд ли захочется браться за фамильный проект.
А главный коронакризисный урожай еще впереди, предупреждают эксперты.
— Потребитель продолжает пребывать «в спячке». Расходы на товары и услуги в ноябре упали на 9,9% по сравнению с прошлым годом, — сравнили эксперты лаборатории «СберИндекс». — Таким образом, этот месяц оказался третьим по глубине снижения в 2020 году. Хуже были только апрель с падением на 26,2% и май — на 16,8%.
Даже глобальные распродажи а-ля «черная пятница» в ноябре не изменили активность потребителей. Объем трат был на 45% ниже показателей прошлого года, добавили эксперты Сбера.
Как пандемия ударила по ресторанному рынку Челябинска
В центре города появится новый пивной бар. Челябинский пивовар Илья Ройтенберг сообщил, что планирует открыть новое заведение на Кировке.
В ноябре стало известно о том, что в ТРК «Фокус» запустят новый фуд-молл «ГастроПарк».
В сентябре на проспекте Ленина открылась третья столовая за два месяца — сеть Bioferma.
Участник «Адской кухни» закрыл заведение в Челябинске — итальянский ресторан Una Forchetta проработал меньше года.
В сентябре на Кировке на месте бывших «Чайханы» и «Академии суши» заработал «Свой Бар».
В августе закрылось кафе итальянской кухни Panini.
В июле в Челябинске выставили на продажу кафе азиатской кухни «Япон Бульон».
29 июня губернатор Алексей Текслер объявил о послаблении в режиме повышенной готовности — ресторанам разрешили открыть летние террасы.
В июне сменило владельца Joy Cafe на Тополинке, проработавшее три года.
Летом в Челябинск зашла федеральная сеть «Вилка-Ложка».
В марте закрылось кафе-пироговая «Штолле».
Челябинские рестораторы попросили власти приструнить сервисы доставки — «Яндекс.Еда» и Delivery Club.
С 28 марта власти приостановили деятельность ресторанов, кафе, баров и прочих мест общепита, в которых есть залы с посадочными местами. Локдаун длился три месяца.
В октябре в России начал действовать масочный режим, в барах и ресторанах запретили курение кальянов. С 1 декабря и минимум до 10 января региональные власти запретили барам и ресторанам работать по ночам — с 23 до 6 часов. Разрешена лишь доставка готовых блюд.