Уходящий 2020 год стал ужасным испытанием для сферы общепита. Рестораны и бары прошли путь от полного локдауна весной до работы в режиме летников и запрета ночных развлечений под Новый год. Выжить и восстановиться удалось не всем: одни переехали в другое место, вторые продают бизнес, третьи махнули рукой и закрылись насовсем. Смотрим, какие заведения Челябинска забрал с собой коронакризисный год.
Всё, «Штолле»?
В середине марта, еще до официального объявления карантина, закрылась пироговая «Штолле». Кафе располагалось на первом этаже дома на проспекте Ленина, 71а и девять лет проработало по франшизе известной петербургской сети. Название появилось от созвучия фамилии прабабушки основателя Александра Бордюге и немецкого рождественского кекса Stollen. Заведение специализировалось на пирогах, также в меню были блюда русской и европейской кухни. Позднее здесь же работала небольшая сыроварня. Средний чек в пироговой составлял 650 рублей, навынос — около 1000 рублей.
Несмотря на довольно высокий средний чек, кафе пользовалось популярностью. Посетители даже подумали, что пироговая просто переедет в другое место. Но заведение закрылось навсегда. Поначалу место собиралась занять столовая «Родная», но тут началась пандемия коронавируса, и помещение пустует до сих пор.
Интересно, что бывший директор пироговой «Штолле» Арина Гневушева не смогла забыть о вкусной еде. Вместе с партнерами она придумала новый формат и теперь проводит гастрономические квартирники. Каждый из них посвящен какой-то теме, например, первый назывался «Пельмень-пати и особенности старорусской кухни».
Panini сменило имя
С 28 марта, как и все, закрылось итальянское кафе Panini (в переводе с итальянского «булочка» или «хлебец». — Прим. ред.). Но после снятия ограничений заведение уже не открыло двери. Между тем Panini — один из старожилов рынка Челябинска, итальянское кафе домашней кухни появилось 12 лет назад.
Заведение входило в холдинг, принадлежащий Елене Красниковой. Челябинская бизнесвумен была основным акционером компании «УралАгроТорг» — франчайзи сети «Пятерочка». После продажи бизнеса ритейлеру Х5 Елена Красникова занялась развитием ресторанного холдинга. В разное время в него, кроме Panini, входили суши-рестораны Sao-Tao, ресторан Jackson и кофейня «Миндаль».
С 2019 года холдинг начал формировать сеть городских кафе Friendly Cafe. В августе под этой вывеской заработало заведение на проспекте Ленина, где ранее было Panini. По словам директора сети Friendly Cafe Ангелины Гизатулиной, компания развивает формат дружелюбного кафе с завтраками, обедами и ужинами.
Челябинцы не поняли авторскую кухню
Детище челябинца Евгения Дизендорфа, ставшего известным после участия в популярном телешоу «Адская кухня», не просуществовало и года. Итальянский ресторан Una Forchetta (в переводе с итальянского — вилка. — Прим. ред.) открылся на Кировке в мае 2019-го. В старинном особняке ранее было кафе быстрого питания «Печеная картошка», а до него — еще ряд заведений общепита.
Молодой ресторатор делал упор на авторскую кухню и творческий подход к кулинарии, вкусную еду и уютную атмосферу. После успеха в шоу канала «Пятница» — дошел до полуфинала — Дизендорф загорелся идеей открыть собственное заведение. Говорил, что принципиально не работает с промышленными полуфабрикатами.
По словам Евгения, собственник помещения не пошел на уступки во время коронавирусных ограничений, поэтому ресторан пришлось закрыть. Сейчас он работает шефом в разных заведениях.
Bazar окончен
Восточное бистро Bazar на улице Труда свернуло работу в апреле. Причины закрытия собственники не комментируют, впрочем, временной период говорит сам за себя.
Заведение занимало большую площадь — 550 квадратных метров и работало в формате самообслуживания. Посетители забирали блюда на линии раздачи, отдельно размещался шаурма-бар. Всего в бистро насчитывалось 165 посадочных мест.
Предыдущее заведение на этой площадке — турецкое кафе «Анталия» — закрыли в декабре 2015 года после проверок миграционной службы, в разгар конфликта России и Турции. Через некоторое время на этом месте ресторанный холдинг «Рестостар» открыл свой проект — Bazar. В меню были представлены узбекская, казахская, татарская, башкирская и русская кухни — все без свинины и алкоголя.
Сейчас помещение сдается в аренду за 260 тысяч рублей. По словам собственника, оно подготовлено под размещение бара, ресторана или другого предприятия общепита. Среди преимуществ называют высокие потолки, фасадное остекление, дизайнерский ремонт, а также оборудованную кухню.
Засада для Asado
Мясной ресторан Asado, расположенный в самом сердце Кировки, пережил трехмесячный карантин и даже открывал летнюю веранду после снятия ограничений. Но такого количества гостей, какое посещало заведение пару лет назад, уже не дождался.
В апреле 2017 года Asado занял место ресторана Turkuaz. Заведение специализировалось на мясных блюдах, в том числе из мраморной говядины. Летом здесь также работала открытая кухня — по выходным жарили барана на вертеле, коптили свиные ребра и рыбу. Средний чек составлял 900 рублей. В ресторане было три зала общей вместимостью до 60 человек и VIP-комната на 12–15 гостей.
Один из залов — в здании бывшей «Молодежной моды» со стороны улицы Коммуны — скоро займет новый бар. По словам инициатора проекта, пивовара Ильи Ройтенберга, это будет классическая пивная: напитки и закуски. Заведение рассчитано на 50 посадочных мест.
Двойная замена
Сразу два заведения общепита на проспекте Ленина, 74, поблизости от ЮУрГУ, освободили помещения в этом году. Кофейня Belle'этаж, расположенная в двух шагах от университета и парка Гагарина, представляло собой уютное и тихое заведение. Но коронакризис подкосил экономику проекта.
Сейчас на его месте открыли новый ресторан «Есть повод». Как ни странно, средний чек здесь выше среднего. В меню представлены тартары, поке и стейки. По словам основательницы заведения Ирины Подпятниковой, пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения ее не пугают. Работать позже 23 часов ресторан не планировал. Из-за запретов на развлекательные мероприятия заведение пока действует в тестовом режиме.
В этом же здании, буквально по соседству с бывшей кофейней находилось кафе «Имбирь». Оно проработало пять лет. Закрывшись из-за пандемии, «Имбирь» пытался выжить за счет доставки. Но в середине июля руководство заведения всё-таки приняло решение закрыть проект.
В ноябре на месте «Имбиря» открылось бистро Stories. Основная аудитория — студенты, хотя цены не слишком низкие.
«Крист» без Кристелли
Владелец старейшей челябинской пивоварни Андрей Кристелли объявил о продаже семейного бизнеса. Помещение площадью 496 квадратных метров с оборудованием и рестораном предлагают за 52 миллиона рублей.
Одна из первых в городе частных пивоварен действует с 1994 года. Там же, в бывшем общежитии на улице Гагарина, 1, работает одноименный ресторан. Ранее он позиционировался как закрытый клуб, попасть в который можно было только по рекомендации или приглашению. Сейчас «Крист» работает лишь по выходным.
— Мы 26 лет варили пиво, соблюдая все технологии и делая ставку на качество. Сейчас в два раза выросла стоимость хорошего сырья. А переходить на дешевое в ущерб качеству не хотелось бы, — объяснил 74.RU Андрей Кристелли. — И пандемия подкосила, и постоянно растущая, непомерная для малого бизнеса кредитная нагрузка сыграла свою роль. Из Челябинска уезжают сотни и тысячи людей, в основном средний класс, падает деловая активность.
При этом Кристелли рассматривает вариант переместить пивоварню в другой город и даже страну. Например, во Вьетнам, где инвесторам дают землю в аренду на 99 лет.
Прощай, «Белый кролик»!
Под занавес года стало известно о закрытии ресторана Вunny Burrow (бывший «Белый кролик»). Такое решение приняла собственник заведения Татьяна Мизюрина.
— Не обидно закрывать проекты, когда ты сам облажался, но тут совсем другая история, — объяснила ресторатор в своем инстаграме. — Я не буду говорить, что я предупреждала, писала, просила прекратить весь сюр, который у нас происходит. В этих реалиях выжить бизнесу в Че [Челябинске] просто невозможно, учитывая тот факт, что в других городах всё совсем по-другому.
Ресторан-гастробар «Белый кролик» открылся в сентябре 2016 года в двухэтажном лофте на перекрестке улиц Свободы и Карла Маркса. Основатель «Белого кролика» Максим Лопухов сделал акцент на высокую кухню в авторском исполнении. Заведение специализировалось на паназиатской и европейской кухнях. Средний чек составлял 1500 рублей.
Прошлой весной Татьяна Мизюрина выкупила ресторан высокой кухни «Белый кролик». Поначалу она не планировала резкой смены формата заведения, но потом заведение переименовали в Bunny Burrow (в переводе с английского языка — «кроличья нора»). Основой кухни стали блюда перуанской культуры, а также микс инкских, японских, китайских и европейских кулинарных традиций. Ресторан Вunny Burrow наряду с Boris bar, Greenery Friends’ bar, рестораном ENVY и рестораном «Рыба» в «Солнечной долине» входит в холдинг Showrest Group.
По словам Татьяны Мизюриной, из-за введенных властями ограничений раз в семь упала выручка в заведениях. Волна закрытий ресторанов в городе только начинается, отметила ресторатор.
Осторожно, бары закрываются!
29 июня губернатор Алексей Текслер объявил о послаблении в режиме повышенной готовности. Ресторанам разрешили открыть летние террасы. В августе, когда улеглась первая волна коронавируса, режим повышенной готовности стал касаться только пожилых людей 65+, а общепиту дали возможность работать в обычных помещениях.
Но с 1 декабря в Челябинской области вновь ужесточили карантинный режим для баров и ресторанов. Заведениям разрешили работать только до 23:00, а также запретили устраивать развлекательные программы. Начались массовые проверки, и постоянными гостями стали не клиенты, а сотрудники полиции и мэрии.
— Экономика затягивает ремень: траты сводятся к «жизненно необходимым» и «мелким радостям для психотерапии». Остальные расходы стремительно сжимаются. «Купить добротное подороже» — не работает, — подвела итоги тяжелого года директор аналитического агентства So invest Анастасия Кузьминова.
По словам экспертов, в Челябинске давно сокращается число людей, готовых платить за кухню выше среднего. Виной всему невысокая покупательная способность челябинцев.
Рынок общепита в следующем году недосчитается до 5% клиентов, прогнозирует агентство NPD Group. Но в регионах, судя по настроениям рестораторов, ожидаются еще большие потери.