Заведение, работавшее по франшизе мирового лидера, прекратило работу с понедельника, 12 апреля. Сотрудники разбирают оборудование, телефоны отключены, в соцсетях — прощальные слова и грустный смайлик. Челябинский предприниматель Александр Чигвинцев подтвердил 74.RU, что заведение закрывается навсегда. Причина, по его словам, — невыполнимые условия, которые владелец франшизы поставил региональным партнерам.
— Мы купили франшизу Domino's Pizza на пять лет. Обещали нам поддержку и помощь во всём. Но условия постоянно менялись. 1 февраля заключили договор на определенный процент роялти (процент с оборота, который франчайзи платит владельцу бренда. — Прим. ред.), — рассказал 74.RU Александр Чигвинцев. — Недавно приходит уведомление, что роялти повышается в два раза, другие выплаты — в четыре раза. В Свердловской области они закрыли фабрику по производству теста. Говорят, теперь будут возить из Москвы, а это резкое увеличение транспортных расходов.
Американская пиццерия Domino's Pizza пришла в Челябинск в конце 2018 года. Тогда в городе заработали сразу две точки международной сети — в торговом комплексе «Галерея "Континент"» и на Комсомольском проспекте. Но открывали их по франшизе разные бизнесмены. Главным конкурентным преимуществом бренда считалась доставка пиццы за 30 минут. Представители российского подразделения Domino's Pizza называли Челябинск одним из ключевых городов для компании, говорили, что видят здесь большой потенциал для развития. Анонсировались планы компании открыть 10 ресторанов в Челябинске и 15 в Екатеринбурге. Тогда до нашего города как раз докатился бум открытия международных пиццерий. Практически в то же время заработало заведение еще одного мирового бренда — Papa John’s.
Domino’s Pizza — международная сеть ресторанов фастфуда, один из мировых лидеров по приготовлению и доставке пиццы. Компания основана в 1960 году братьями Монаганами. Головной офис находится в Энн-Арбор (штат Мичиган). Сеть насчитывает более 16 500 пиццерий в 85 странах мира. В России Domino's Pizza работает с 1998 года, с 2016 года — по франшизе. За всё время присутствия в России, по данным компании, открылось 203 пиццерии. По данным на 1 января 2020 года, действовало 82 франчайзинговых ресторана.
Но уже через полгода закрылось заведение на Северо-Западе, а его владелец Евгений Хоронько долго судился с представительством Domino's Pizza в России. Еще через полгода приказал долго жить челябинский Papa John’s. При этом сотрудники пиццерии пожаловались, что им не выплатили зарплату, а трудовые книжки вернули без записей об увольнении. Людям пришлось добиваться справедливости через трудинспекцию и прокуратуру.
Domino's Pizza на улице Свободы всё это время продолжала работать. Особенно тяжелым выдался прошлый, коронавирусный год, но пиццерия выдержала внешнюю угрозу.
— Нас вынудили закрыться. Мне кажется, Domino's Pizza решила уйти из регионов. Как еще иначе расценивать то, что сейчас происходит? При открытии нам обещали оборот в пять миллионов рублей. Приехала команда маркетинга, менеджеры, которые сказали: «В этом месте открывайся — всё будет ок». По факту выручка оказалась в два раза ниже. Мы старались, работали хорошо, по всем стандартам, пережили пандемию. И дальше бы работали. Но когда тебе ставят невыполнимые условия, работать дальше просто невозможно, — объяснил Александр Чигвинцев. — Предлагают одно изменение — ты соглашаешься, ладно, потерплю. А, ты всё еще терпишь? Вот тебе второе, третье. Вот такая грустная история. Самое неприятное, что сейчас нет даже речи ни о помощи партнерам в регионах, ни о выкупе дорогостоящего оборудования. С Москвой нет никакой возможности разговаривать: трубку они не берут, общаются только уведомлениями и электронными письмами. Например, за использование программного обеспечения заплатили за пять лет. Просим вернуть хотя бы за три года — молчание в ответ.
Франчайзинг — предпринимательская деятельность, при которой одна сторона (франчайзер) передает второй (франчайзи) за вознаграждение на определенный срок право использования торговой марки, технологического процесса, ноу-хау и коммерческой информации, а также других объектов права интеллектуальной собственности.
Domino's Pizza полностью прекратила работу — и зал, и доставка, указано в группе заведения в соцсетях. Пиццерия под этим брендом была последней не только в Челябинске, но и на Урале.
— Спасибо, что были с нами, — поблагодарили челябинцев сотрудники пиццерии. — Закрываемся по не зависящим от нас причинам. Компания «Доминос пицца Россия» в одностороннем порядке повысила нам стоимость поставки в 4 раза!!! Мы в шоке! Вот такая антикризисная поддержка партнеров!
По словам Александра Чигвинцева, до него в регионах закрылись 17 ресторанов Domino's Pizza. Поначалу франчайзер выкупал пиццерии, но потом перестал.
— В Самаре выкупили три ресторана, два закрыли, один работает. В Краснодаре было девять ресторанов, теперь там, по-моему, только три работают. Потом франчайзер перестал выкупать рестораны. И сейчас люди (пять предпринимателей в регионах. — Прим. ред.) пошли в суды, потому что просто разорились. Мы тоже остались с большим кредитом, не знаем, что делать дальше, — добавил челябинский предприниматель. — Проблема в том, что судебной практики по франшизе нет. Суды встают на сторону буквы договора: почему, мол, не предусмотрели все риски заранее?
74.RU отправил письменный запрос в Domino's Pizza Russia с просьбой прокомментировать повышение цен для партнеров в регионах и ситуацию с закрытием заведения в Челябинске. Ответа на момент подготовки материала не поступило. Мы опубликуем его, как только получим.
Закрыть бизнес — право каждого франчайзи, и причин для этого может быть множество, отмечают эксперты.
— На Челябинск у Domino`s Pizza были весьма серьезные планы, и, открывая первые точки в конце 2018 года, компания анонсировала 10 ресторанов в течение пяти лет. Но экспансии не случилось. Если партнер получает систематическую прибыль и его экономическая модель выдерживает подъем платежей со стороны центрального офиса, то он, как правило, готов жертвовать частью маржинальности ради стабильного дохода. А когда у партнера и без того слабая экономика, то любое увеличение издержек становится рубиконом, — объясняет руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. — После конфликта с другими франчайзи-партнерами Челябинск стал единственным городом присутствия на Урале, что не могло не сказаться на стоимости поставок расходников и ингредиентов.
Известно, что недавно произошли изменения в руководстве российского подразделения Domino`s Pizza. К управлению пришла новая команда с опытом развития территорий в Юго-Восточной Азии. По словам экспертов, смена стратегий и даже пересмотр существующих договоренностей с прежним руководством были ожидаемы.
— Безусловно, имеющийся шлейф разногласий с франчайзи и наличие закрывшихся регионов не способствует бурному развитию. Компании, скорее всего, придется вернуться к пересмотру экономической модели региональных партнеров для выхода на новые территории, — прогнозирует Анна Рождественская. — Но компания по-прежнему имеет амбициозные планы по развитию в России. И, с точки зрения потенциала рынка, он есть.
Спрос на франшизы общепита с возможностью доставки увеличился, по данным Franshiza.ru в России, на 15% по сравнению с прошлым годом.
Пиццерии относятся к тем видам бизнеса, которые развиваются даже во время кризисов, указывают эксперты.
— Прошлогодняя ситуация с пандемией и закрытием ресторанов наиболее ярко продемонстрировала выживаемость заведений фастфуда. Пиццерии, как правило, и раньше работали на доставку. Поэтому временное закрытие залов по их доходам, конечно, ударило, но не так сильно, как по ресторанам с высоким средним чеком, — отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. — Но в то же время все, кто хоть как-то связан с общепитом, ринулись на рынок доставки. И конкуренция в этой сфере резко выросла.
Бывший франчайзи Александр Чигвинцев пока не решил, продолжит ли работать в сфере общепита. Оборудование есть, но, по условиям договора с Domino's Pizza, ни он, ни его жена в течение года не имеют права открывать другую пиццерию.
— Пока надо закрыть проект, освободить помещение. Что делать дальше, думаем, — подвел печальный итог челябинский предприниматель.
Недавно мы рассказывали о закрытии одной из первых кофеен в Челябинске — «Апельсин» проработал 17 лет.
Также первая в Челябинске точка coffee to go прекратила обслуживать клиентов после 10 лет работы.
А в январе 2021 года с ресторанной карты города исчез еще один старожил — TITANIC.
Ранее 74.RU подсчитал, сколько заведений не пережили коронакризис, подробности — в нашем обзоре.