В Челябинске до сих пор готовят «прощальные» бигмаки — в городе работают все пять заведений мировой сети фастфуда. Хотя еще 8 марта головной офис «Макдоналдс» в США заявил о приостановке деятельности в России, а чуть позже российское подразделение сети фастфуда сообщило о временной приостановке обслуживания во всех точках с 14 марта. Смотрим, что происходит в челябинских заведениях спустя три недели и пытаемся выяснить, почему сеть фастфуда не спешит закрываться.
Жарят бургеры и принимают на работу
— Тройной чизбургер, один чикенбургер, картошка фри и два капучино, — быстро повторяет девушка в фирменной бейсболке на кассе, пробивает чек, передает заказ на кухню и приветствует следующего покупателя.
Днем в «Макдоналдсе», который занимает первый этаж бывшего кинотеатра «Победа», не слишком многолюдно. Легко найти свободные места. В то же время продавцам за прилавком скучать некогда: к каждому из них выстраиваются очереди из трех-пяти человек. В том числе потому, что здесь нет терминалов, где можно сделать заказ самому.
Мы интересуемся у сотрудников ресторана, как долго будет работать заведение и что им говорили о дальнейших планах компании.
— Никаких комментариев мы давать не будем, — тут же прерывает разговор администратор зала и уходит проверять столики.
Не горят желанием общаться и кассиры. Услышав вопрос, не относящийся к заказу, они тут же отворачиваются и переключаются на реального покупателя.
Примерно половина посетителей забирает заказы навынос. В зале — в основном молодежь. Большинство из них уже расправилось со своими бургерами, но не торопится уходить, продолжая общаться между собой.
В обычном режиме работает «Мак» на пешеходной Кировке. Сюда постоянно залетают стайки подростков, назначают свидания влюбленные парочки, заходят молодые мамы, гуляющие с детьми.
— Думала, цены повысят, как везде. Но пока не заметила — кофе и картофель стоят так же, как и месяц назад. Может, что-то из комбо-наборов дороже стало — тут не скажу, я их давно не брала, — делится наблюдениями девушка, ждущая заказ на первом этаже.
Она рассказала, что тоже приходила «прощаться» с «Макдоналдсом» в воскресенье, 13 марта (считалось, что это будет последним днем работы ресторанов сети по всей стране. — Прим. ред.). Но через несколько дней увидела, что заведение действует, как и раньше. Поэтому продолжает заглядывать сюда раза два-три в неделю.
Судя по табличке на самом видном месте — на стойке выдачи заказов, — «Макдоналдс» даже продолжает набор персонала.
— К вам можно устроиться на работу? Получается, вы не будете закрываться? — уточняю я, показывая на объявление.
— Да, — отвечает сотрудница заведения.
Мы тут же проверяем, куда ведет QR-код из объявления — на сайт вакансий сети фастфуда. Там говорится, что «Макдоналдсу» требуются работники на предприятие, в бригаду подготовки и открытия, в отдел кадров, сменный техник и менеджер-стажер. Но справедливости ради надо отметить, что прямо сейчас на работу выйти не получится.
— В связи с временной приостановкой обслуживания гостей в предприятиях «Макдоналдс» мы будем рады принять вашу анкету в резерв и вернуться к проведению собеседований после возобновления работы предприятий, — говорится на сайте сети.
Первый ресторан быстрого питания «Макдоналдс» открылся 31 января 1990 года на Пушкинской площади в Москве. В России у сети фастфуда есть собственные предприятия, а также открытые по франшизе. Последние управляются тремя партнерами — франчайзи: ООО «Развитие РОСТ», ООО «ГиД» и ООО «Региональная сеть предприятий питания».
Так уходит «Макдоналдс» или нет?
В начале марта из-за событий на Украине глава McDonald's Крис Кемпчински заявил о планах приостановить работу российских заведений. Решение, по его словам, касалось всех 850 точек, там трудится более 62 тысяч человек. Корпорация пообещала выплачивать зарплату сотрудникам и стоимость аренды — владельцам помещений, а также выполнять обязательства перед поставщиками. В «Макдоналдсе» оценили расходы в 50 миллионов долларов в месяц. Также в компании сообщили, что рассматривают варианты использования временно закрытых помещений для организации центров волонтерской поддержки.
Однако в Челябинске заведения сети фастфуда открыли двери и после часа Х. Представители компании ранее объясняли 74.RU, что предприятия, у которых остались продукты, будут работать и после 14 марта — пока не закончатся запасы. Логика понятна. Но с тех пор прошло три недели. Так что заведения не только давно пережарили остатки мяса и напекли булок, но наверняка успели не раз завезти новые продукты.
Планируют ли все-таки челябинские рестораны «Макдоналдс» закрываться через какое-то время или будут продолжать работать невзирая на заявления владельцев заокеанского бренда? Такой вопрос 74.RU задал руководству ООО «СПП» (франчайзи «Макдоналдс» на Урале). Тем более что прецедент уже создан — компания «ГиД», управляющая точками «Макдоналдс» в Сибири, официально заявила о том, что заведения продолжат работать в прежнем режиме. Ответа от уральского франчайзи ООО «СПП» на момент подготовки материала не поступило. Мы опубликуем его, как только получим.
За рестораны на Урале (Челябинская, Свердловская, Тюменская, Курганская области, Пермский край, Башкортостан, Татарстан — всего в 14 регионах) отвечает ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»). Компания зарегистрирована в Москве в 2016 году, уставный капитал — 6 миллиардов рублей. Учредитель — крупный бизнесмен из Казахстана Кайрат Боранбаев. По данным сервиса «Контур.Фокус», в компании работают 3733 сотрудника. За 2020 год выручка выросла на 2,8% и составила 11,9 миллиарда, чистая прибыль — 17 миллионов рублей.
«Макдоналдс» стал первым из «большой тройки» фастфуда («Макдоналдс», KFC, «Бургер Кинг»), кто объявил о планах приостановить работу ресторанов в России в связи с событиями на Украине, но до конца их не довел. По словам экспертов, такая ситуация сложилась со всеми франчайзинговыми компаниями международных гигантов фастфуда: сеть закрывает собственные точки, а франчайзинговые продолжают работать.
«Политика политикой, но юридически невозможно заставить франчайзи взять и в одностороннем порядке остановить работу действующих ресторанов»
— В договоре коммерческой концессии (по нему работают заведения мировых брендов в России. — Прим. ред.) прописывается, как правило, два основания для франчайзера закрыть точку партнера. Это полный отзыв лицензии на территории страны, о чем в данном случае речи не идет. Либо грубое нарушение стандартов сети, выявленное франчайзером в ходе проверки. При этом нарушения подразделяются по степени тяжести — существенное, средней степени, серьезное, а точку закрывают лишь в исключительном случае, и то — до момента исправления нарушений. Мы понимаем, в данном случае такой причины нет, — объяснила руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская.
Некоторые международные юристы говорят о таком основании для закрытия, как нанесение ущерба репутации бренду. Но, по словам Анны Рождественской, с подобной судебной практикой она не сталкивалась.
— Сам по себе франчайзинг — это взаимовыгодное сотрудничество, которое подразумевает юридическую и экономическую независимость обеих сторон. Да, есть плотное сотрудничество компаний под крылом бренда, но франчайзи — независимые субъекты предпринимательской деятельности. И в одностороннем порядке сказать партнеру: «Ты завтра закрываешься», без возмещения каких-то издержек — очень сложно, даже на время, — акцентировала руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. — В такой ситуации серьезно подрывается авторитет бренда, глобальной сети и собственно схемы сотрудничества.
Эксперты не исключают определенных договоренностей между франчайзером и франчайзи, что можно проследить и по мировому опыту.
— Франчайзинг используется как некое оправдание не выполнять те или иные предписания по санкциям. Тот же «Бургер Кинг» говорит, что с удовольствием закрыл бы российское подразделение, но это не наши филиалы, а франчайзи в России. То же самое и с КFC: 70 точек мы закрываем, а тысяча с лишним продолжает работать, потому что они под управлением франчайзи. Так что это вполне легальный способ не закрывать бизнес по каким-либо политическим причинам, — заключила Анна Рождественская.
Уход такой крупной компании, как «Макдоналдс», с рынка той или иной страны — это не просто закрытие заведений общепита. Надо понимать, что за таким бизнесом стоят цепочки поставщиков, где трудится около 100 тысяч человек, сложная логистика и система стандартов.
— Стать поставщиком «Макдоналдса» очень сложно. Контрагенты проходят грандиозные проверки качества, добросовестности и так далее. У нас не так много компаний, которые могут соответствовать требованиям мирового бренда. По сути, «Макдоналдс» долгое время выращивал своих поставщиков. И закрытие ресторанов — огромный удар по партнерам сети, для многих из них это равносильно разорению. Сети это тоже невыгодно. Потому что когда после паузы она вновь захочет выйти на рынок, придется восстанавливать работу не только своих точек, но и все эти цепочки, — добавила эксперт.
Сейчас владелец челябинских заведений сети «Макдоналдс», олигарх Кайрат Боранбаев, столкнулся не только с проблемами в бизнесе, но и с уголовным преследованием. 15 марта казахстанские спецслужбы задержали его в Алма-Ате. Кайрат Боранбаев владеет бизнесом в нефтегазовом секторе, девелопменте, ритейле, входит в топ-50 богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes. Кроме того, Кайрат Боранбаев был тестем Айсултана Назарбаева (ныне покойного), младшего внука первого президента страны Нурсултана Назарбаева.
По данным агентства КазТАГ, Кайрата Боранбаева подозревают в хищении средств в особо крупном размере. 17 марта суд в Нур-Султане арестовал Кайрата Боранбаева на два месяца.
Как «Макдоналдс» покорял Челябинск
Первый ресторан сети «Макдоналдс» открылся в мае 2007 года в кинотеатре «Киномакс-Урал». В июле 2008-го появилось второе заведение под этим брендом на Северо-Западе Челябинска, в кинотеатре «Киномакс-Победа».
Весной 2008 года в интервью 74.RU президент компании «Макдоналдс» в России и странах Восточной Европы Хамзат Хасбулатов говорил, что Челябинск интересен сети, и руководство видит здесь еще как минимум десять ресторанов.
Несколько лет все ждали, что еще один «Макдоналдс» появится в двухэтажном здании рядом с железнодорожным вокзалом. В итоге там открылся конкурент — KFC.
В сентябре 2014 года «Макдоналдс» в России переживал непростые времена: после проверок Роспотребнадзора многие заведения закрывались. Но челябинские рестораны тогда продолжали работать.
В 2018 году в нашем городе начали застраивать территорию в районе улицы Молдавской и проспекта Победы. Там долгое время были автостоянки. Представители компании «ИнфраИнвест», арендующей землю, заявили тогда, что планируют открыть «Макдоналдс» с окном «МакАвто». Но заведение там так и не появилось.
Летом 2019 года закрылся «Макдоналдс», расположенный в ТРК «Урал». Но ненадолго — там сделали ремонт, и к осени первенец мировой сети в Челябинске снова заработал.
В сентябре прошлого года «Региональная сеть предприятий питания» (развивает сеть «Макдоналдс» на Урале) купила землю на улице Труда, рядом с зоопарком и ледовым дворцом «Уральская молния». О том, что именно там будет построено, в компании обещали сообщить позднее. По словам экспертов, участок с выходом на крупную магистраль удобен для запуска «МакАвто» — сети заведения фастфуда в автомобильном формате: когда можно не выходя из машины сделать заказ, оплатить и получить его. Теперь эти планы поставлены на паузу.
После объявления о временном закрытии популярной сети челябинцы отправились в «Макдоналдс» — прощаться с любимым фастфудом. Что происходило в ресторанах в «последний день» их работы, мы рассказали в репортаже.