— Сколько что стоит? И как это купить? — в недоумении спрашивает челябинка Ирина.
В открывшемся сегодня «Жизньмарте» на улице Сони Кривой, 83 поначалу царит неразбериха: у большинства товаров еще нет ценников, их второпях расставляют сотрудники магазина. Параллельно работники с дрелью и стремянкой заканчивают ремонт, тут же надувают шары и расклеивают плакаты. Растерянную покупательницу подводят к одной из трех касс самообслуживания и показывают: сначала нужно отсканировать товар, потом — расплатиться картой.
«Процент краж незначительный»
— Поначалу появляются вопросы, а потом все привыкают, — говорит директор по маркетингу «Жизньмарта»
Юлия Самусенко.
— Вообще, наш формат основан на доверии: стоят кассы самообслуживания, ни одного кассира здесь нет. Никто не контролирует покупателей. Так же работают весы: никто не перепроверяет, сколько и чего взвесил клиент. Мы даже делали кнопку, когда человек сам мог рассчитаться наличкой, открыть кассу, взять сдачу и уйти. Потом решили убрать, потому что люди теряются: как так — касса выезжает, и там деньги лежат?! Но даже так процент краж незначительный, — рассказывает Юлия Самусенко. — Сейчас большая часть покупок совершается по карте, но, если нужно заплатить наличкой, можно позвать сотрудника магазина, и он поможет.
«Жизньмарт» — сеть магазинов здорового питания с готовой едой и доставкой. Первая точка открылась в Екатеринбурге в марте 2019 года. Владелец — бизнесмен Иван Зайченко, основатель ресторанов «Сушкоф» и «Дель Песто». Сеть развивается по франшизе, в Екатеринбурге действуют 42 магазина. По данным сервиса «Контур.Фокус», за 2021 год выручка ООО «Кушать надо вкусно и полезно, а не как сейчас в магазинах» (юрлицо бренда «Жизньмарт») составила 122,3 миллиона, убыток — 255 тысяч рублей. В прошлом году сеть «Жизньмарт» победила в Народной премии Е1.RU — в номинации «Супермаркет года». «Жизньмарт» в Челябинске на улице Сони Кривой — первый магазин сети в Челябинске, а также единственный за пределами Екатеринбурга.
«Ассортимент мал»
Спрашиваем у операционного директора сети «Жизньмарт» Андрея Матвеева, не тревожит ли его, что в Челябинске окажется больше недобросовестных покупателей.
— У нас есть цифры по Екатеринбургу. Доля неизвестных потерь — 1,2% от товарооборота, если говорить чисто про воровство, то это 0,7–0,8%. Я считаю, что это очень низкий показатель. Мы смотрели статистику по Челябинску, здесь у вас больше краж. Но у нас в Екатеринбурге ниже процент по кражам, чем у остальных местных ретейлеров. Думаю, что по Челябинску мы сохраним показатели Екатеринбурга за счет нашего формата доверия, — рассуждает Андрей Матвеев.
Люди неуверенно заходят в магазин, изучают товары на полках. Супермаркет небольшой, да и выглядит непривычно: внутри не бесконечные ряды товаров, а компактные витрины, в центре — кофейня с бариста, справа — столики для посетителей (на 8–10 человек), слева — торговый зал. Акцент сделан на полуфабрикатах, которые можно приготовить дома, и на готовой еде — здесь продают суши, салаты, горячие тосты, сэндвичи. В каждой категории по одному товару, не больше. Такова философия «Жизньмарта»: покупатель не должен долго выбирать и тратить время, за него продукты уже отобрали представители сети.
Правда, новаторская концепция не всем понятна, да и стоимость товаров вызывает вопросы.
— Ассортимент мал, к тому же в зале тесно, приходится толкаться, — оценивает пенсионерка. — Для меня здесь дорого, примерно как в кафе сходить.
К примеру, цена за порцию суши (8 штук) — 418 рублей, сэндвич стоит 107, горячий тост с яйцом — 130 рублей, куриное филе с баклажанами — 173 рубля, капучино (300 мл) — 105.
Газировка с куркумой, безглютеновый хлеб, веганский хумус
Закупиться с тележкой на неделю, как в обычном супермаркете, в «Жизньмарте» не получится. Магазин рассчитан скорее на небольшие покупки: взять блюдо на обед или купить что-то из полуфабрикатов для вечернего ужина.
— Пока ничего не понял, я блинчики купил на обед, они стоят 100 рублей за четыре штуки, я думаю, цена ниже среднего, — говорит Денис. — Буду здесь брать что-то перекусить в течение дня и, может, домой что-то.
Отдельная тема — товары. Здесь проще найти что-то нестандартное, чем простое и понятное: фалафель в пите, паровые булочки бао, веганский хумус, кофе в модных сейчас дрип-пакетах, безглютеновый хлеб, фетучини вместо макарон (к слову, производство — челябинское), подсолнечное масло — и то в виде спрея. Всё — под собственным брендом, хотя за фирменной этикеткой «Жизньмарта» обычно скрываются локальные небольшие производители. Беру газировку с куркумой, а там неожиданно — лекция о женской энергии, как на типичных популярных личностных тренингах.
— Куркума — растение йогов, символ женской энергии и омоложения, используется в обрядах, посвященных богине любви, удачи и богатства Лакшми, — говорится на баночке.
Откладываю газировку и погружаюсь в косметику. В зале — небольшая стойка с кремами для лица, масками, скрабами, гелем для душа, шампунями. Как декларируется на этикетах, всё суперэкологичное и натуральное. Основной производитель — сочинская фабрика, в составе — масла и экстракты растений. Стоимость варьируется от 150 до 500 рублей. Там же стиральные порошки (645 рублей), таблетки для посудомоечных машин (380 рублей), средства для ванны (268 рублей).
Еще из необычного — раковина с краном прямо в магазине. Как говорят сотрудники, здесь можно бесплатно налить питьевой воды.
«Бабушки сюда не пойдут»
50% всех товаров произведены в УрФО, остальные — в других регионах страны, рассказывают менеджеры. Есть скидки: на 150 товаров в зале действует пониженный прайс — голубые ценники. Воспользоваться акцией можно, если у покупателя установлено специальное мобильное приложение.
— Кажется, что супермаркет позиционирует себя как магазин правильной еды и натуральной косметики. Таких не хватает в Челябинске. Локация удобная, я здесь рядом работаю и хожу на обед. Но для тех, кто поедет на автомобиле, не очень практично, потому что мест на парковке всегда не хватает. К тому же всё правильное питание, к сожалению, поставлено на высокий уровень цен, — считает покупательница Анастасия. — Поэтому здесь, скорее всего, будет закупаться молодежь, которая следит за тенденциями: кетодиеты, безлактозное питание, вегетарианцы. Конечно, бабушки сюда не пойдут, они будут посещать привычные магазины — «Пятерочка», «Магнит», «Монетка».
К тому же в таком же сегменте, как «Жизньмарт», работает «Золотая подкова», подмечает покупательница.
— Они будут очень сильно конкурировать, — считает Анастасия. — «Золотая подкова» работает очень давно. Я еще посмотрю, кто из них будет лучше.
Покупатели не торопятся сметать с полок всё подряд, выходят с одним-двумя контейнерами, видимо, берут блюда на пробу.
— Если взять цены «Пятерочки», здесь они повыше процентов на 10%. Но ассортимент интересный, — подмечает Татьяна. — Я обратила внимание именно на готовые блюда.
Напомним, о том, что «Жизньмарт» зайдет в Челябинск, мы рассказывали в феврале и марте. В июле стало известно, как будет выглядеть первый в городе супермаркет сети и где откроются другие.